Проект "Дары осени"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Штайгер Татьяна Викторовна

В последнее время всё больше внимание уделяется здоровому образу жизни подрастающего поколения и правильному питанию детей дошкольного возраста. Наше образовательное учреждение посещают дети с различными нарушениями зрения, речи, а также с сопутствующими заболеваниями (соматическими, неврологическими и другими). Поэтому эти дети нуждаются не только в развитии, обучении, воспитания, но и в  полноценном питании. К сожалению, не все родители владеют знаниями о здоровом питании, дети не приучены, есть полезную пищу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_dary_oseni.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дары осени»  

 

Срок реализации проекта 1 месяца.        

Тип проекта: коммуникативный, познавательно-исследовательский, игровой.

Участники проекта:

- учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед.

- дети старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием и ТНР;

- родители;  

- воспитатели старшей группы.  

Актуальность

В последнее время всё больше внимание уделяется здоровому образу жизни подрастающего поколения и правильному питанию детей дошкольного возраста. Наше образовательное учреждение посещают дети с различными нарушениями зрения, речи, а также с сопутствующими заболеваниями (соматическими, неврологическими и другими). Поэтому эти дети нуждаются не только в развитии, обучении, воспитания, но и в  полноценном питании. К сожалению, не все родители владеют знаниями о здоровом питании, дети не приучены, есть полезную пищу.

Коррекционная работа тифлопедагога направлена на развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки. В эти разделы входят задачи по перцепции, по ознакомлению с окружающим миром и трудом взрослых. Исходя из поставленных задач, у детей необходимо систематизировать и расширять знания об овощах, фруктах, грибах и ягодах. Знать их назначение, полезные свойства и особенности роста растений. У детей нужно сформировать представления о содержании труда, названиях профессий, цели работы, результатах труда.

Логопедическая работа заключается в обогащении активного словаря по лексическим темам: мебель, одежда, транспорт, посуда, овощи, фрукты, ягоды и др.; в развитии связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. На своих занятиях учитель-логопед закрепляет знания, расширяет и обогащает, полученные в процессе обучения детей тифлопедагогом и воспитателем. В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребенка с нарушенным зрением учитель-логопед способствует формированию полисенсорного опыта отражения, познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности.

Ведь только при тесном взаимодействии специалистов ДОУ формируются правильные сенсорные эталоны и прочные знания предметов окружающей действительности, а также общей культуры личности детей,  в том числе ценности здорового образа жизни. И одна из задач педагогов направлена не только на формирование знаний и умений детей, но и на повышение компетентности родителей в вопросах развития образования и укрепление здоровья детей.

Цель проекта

Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, для развития любознательности и познавательной мотивации при формировании коммуникативных умений и навыков и плана реализации коррекционных мероприятий, способствующих развитию  зрительного восприятия и речи и для развития личностно значимого отношения к природе.

Задачи:

  1. Создать модель взаимодействия тифлопедагога, логопедов, воспитателей и  родителей для достижения цели данного проекта.
  2. Обогащать чувственный опыт детей через работу всех анализаторов в системе сенсорного воспитания.
  3. Развивать коммуникативную деятельность на основе личностного осмысления полезных свойств овощей, фруктов, ягод, грибов.
  4. Активизировать и расширять словарь детей по заданным темам через дидактические игры и упражнения.
  5. Развивать лексико-грамматических категории, связную  речь на материале лексических тем.
  6. Формировать системные образы у детей в процессе развития зрительного восприятия, зрительной памяти.
  7. Повышать остроту зрения у детей через дидактические игры, упражнения и практическую деятельность.
  8. Развивать умения и навыки в процессе предметно-практической деятельности по темам.
  9. Расширять знания в познавательно-исследовательской деятельности по темам.
  10. Развивать знания экологического содержания, отражающие взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимоотношениях с природой.
  11.  Развивать умение работать с источниками информации; развивать логическое мышление, познавательные процессы, устную речь.
  12. Воспитывать интерес к изучению и сохранению, использованию даров живой природы.

        

Стратегия достижения поставленных целей и задач

1-ый этап – подготовительный

  • проведение беседы с детьми для выяснения знаний по данной теме;
  • сбор аналитических данных по результатам обследования;
  • подбор методической литературы, игр, пособий по данной теме;

2-ой этап - реализация проекта

  • проведение коррекционных занятий;
  • проведение логопедических занятий;
  • экскурсии в овощной магазин, посещение ярмарки; выставки;
  • рассматривание натуральных предметов, наглядных книг, просмотр мультимидийных презентаций;

3-ый этап – заключительный

  • анкетирование детей;
  • проведение итогового занятия - викторины с детьми.

Рабочий план реализации проекта

План работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)

1 этап - подготовительный

Мероприятия

1.Беседа с детьми, «Что ты знаешь об овощах, фруктах, грибах, ягодах»    

    (Приложение 1)

2. Анкетирование родителей  (Приложение 2)

3. Подбор методической литературы, дидактических игр, электронных пособий.

2 этап – реализация проекта

Тема недели

Занятия

Цель

Овощи. Огород. Труд взрослых»

Развитие зрительного восприятия)

  1. Развивать умение соотносить цветное изображение овощей с силуэтным, контурным.
  2. Развивать умение узнавать овощи по части и соотносить их с цветным изображением.
  3. Развивать умение определять форму овощей и соотносить их с геометрической фигурой.

Развивать умение сравнивать предметы по величине, создавать сериационные ряды из 5–7 предметов в убывающей (возрастающей) последовательности.

Ориентировка в пространстве)

  1.   Продолжать упражнять в использовании в практической деятельности пространственные термины (вверху, внизу, между, около и т.п.) (на листе).
  2. Формировать умение раскрашивать контуры овощей по инструкции в зависимости от их пространственного расположения по словесной инструкции.

Социально-бытовая ориентировка

  1. Развивать умение узнавать овощи на ощупь при выключенном зрении; по запаху.
  2. Формировать  представление о разнообразие овощей о месте их произрастания, их значении в питании человека

Формировать умение делать обобщение «Овощи», умение описывать овощи по алгоритму (цвет, форму,  величину, вкус и запах).

Фрукты. Сад. Труд взрослых»

Развитие зрительного восприятия)

  1. Развивать умение соотносить цветное изображение фруктов с силуэтным, контурным.
  2. Развивать умение узнавать фрукты по части и соотносить их с цветным изображением.
  3. Развивать умение определять форму фруктов и соотносить их с геометрической фигурой.

Развивать умение сравнивать предметы по величине, создавать сериационные ряды из 5–7 предметов в убывающей (возрастающей) последовательности.

Ориентировка в пространстве)

  1.  Продолжать упражнять в использовании в практической деятельности пространственные термины (вверху, внизу, между, около и т.п.) (на листе).
  2. Формировать умение раскрашивать контуры фруктов по инструкции в зависимости от их пространственного расположения по словесной инструкции.

Социально-бытовая ориентировка

  1. Развивать умение узнавать фрукты на ощупь при выключенном зрении.
  2. Формировать представление о разнообразие фруктов о месте их произрастания, их значении в питании человека.
  3. Развивать  умение  узнавать фрукты  по запаху.

Формировать умение делать обобщение «Фрукты», умение описывать фрукты по алгоритму (цвет, форму,  величину, вкус и запах).

Ягоды, грибы

Развитие зрительного восприятия)

  1. Развивать умение узнавать грибы/ягоды в условиях наложения.
  2. Совершенствовать умение детей определять цвет и оттенок грибов и ягод при рассматривании изображений.
  3. Развивать умение узнавать и называть точным словом голубой цвет, различать голубой, синий, белый цвета.
  4. Развивать способность различать пять оттенков голубого цвета, выстраивать сериационный ряд по светлоте.
  5. Развивать умение соотносить шляпку гриба с ножкой в зависимости от размера.

Ориентировка в пространстве

1. Продолжать формировать умение определять взаиморасположение предметов в пространстве: на пеньке, под деревом, за деревом, перед деревом, в траве, в корзинке, далеко-близко.

Социально-бытовая ориентировка

  1. Формировать умение делать обобщение: «Грибы», «Ягоды»
  2. Формировать умение исключать лишний предмет (по цвету, форме, величине, по различению понятий «ягоды -грибы-фрукты-овощи»)
  3. Формировать умение зрительно выделять характерные признаки и части грибов и ягод.
  4. Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.

План работы учителя-логопеда

Лексическая тема

Занятия

Цель

Овощи. Огород. Труд взрослых»

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощная ярмарка».

Коррекционно-образовательная: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; подбирать слова признаки к существительным, составлять описательный рассказ об овощах с использованием мнемотаблицы (плана).

Коррекционно- развивающие: развивать и активизировать словарный запас по теме, упражнять в отгадывании предметов по их описанию, развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Фрукты. Сад. Труд взрослых»

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Сад-фрукты».

Коррекционно-образовательная: учить подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе и падеже.

Коррекционно- развивающие: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями – мой, моя, мое, мои; отвечать на вопросы полным предложением; уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период.

Ягоды, грибы

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Ягоды-грибы»

Коррекционно-образовательная: расширять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).

Продолжать учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.

Коррекционно- развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, память, речевой слух, связную речь; координацию речи с движением, мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3 этап - заключительный

Мероприятия

1. Анкетирование детей (Приложение 1);

2. Проведение итогового занятия - викторины с детьми (Приложение 3);

Планируемые результаты

В результате осуществления проекта будут достигнуты следующие результаты:

  1. Представлена модель взаимодействия тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей и родителей при реализации проекта «Полезные дары осени».
  2. Сформированы у детей зрительные эталоны предметов по темам;
  3. Обогащён и активизирован словарный запас детей по данным темам;
  4. Сформирован лексико-грамматический строй и развита связная речь на материале данных тем;
  5.  Проведены экскурсии в овощной магазин, осенние ярмарки, выставка поделок при участии родителей;
  6. Усовершенствуются умения и навыки детей в процессе предметно-практической деятельности по данной теме;
  7. У детей появится интерес к полезным продуктам;  
  8.  Будет оформлен альбом «Полезные дары»;
  9. ДОУ пополнится творческими работами детей на осеннюю тематику;
  10. Проведена с детьми викторина на тему «Полезные дары осени».

Практическая значимость проекта

        Данный проект рекомендован педагогам дошкольных учреждений, родителям. В проекте представлена примерная модель взаимодействия педагогов по определенным темам и представлено содержание коррекционной работы с детьми учителя-дефектолога и учителя-логопеда.

        Коррекционно-развивающая направленность всех педагогических мероприятий и комплексный подход педагогов, родителей помогут сформировать у детей с органиченными зрительными и речевыми возможностями необходимые знания и умения, которые будут использованы при обучении в школе и в дальнейшей повседневной жизни, как основы здорового образа.

        Разработанный практический материал (перспективное планирование, анкеты, подбор дидактических игр и пособий) могут быть эффективно использованы в группах дошкольного учреждения, работающих по данной теме.

Популяризация данного проекта будет осуществляться в следующих направлениях:

  • через коррекционные занятия;
  • через целевые беседы;
  • через презентацию на семинарах для педагогов;
  • через экскурсии;
  • проведение викторины с детьми.

Приложение1

Тест - опросник для детей старшего возраста

1. Назови, какие ты знаешь овощи?

2. Назови, какие ты знаешь фрукты?

3. Назови, какие ты знаешь ягоды?

4. Назови, какие ты знаешь грибы?

5. Объясни, что такое «витамины»?

6. Как ты понимаешь выражение «полезные продукты»?

7. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?

8. Какие ты знаешь овощные блюда?

9. Какие овощи относятся к корнеплодам?

10. Что можно приготовить из фруктов?

11. Что можно приготовить из ягод?

12. Как можно сохранить фрукты, овощи, ягоды и грибы на зиму?

14. Как ты считаешь, как нужно употреблять в пищу овощи, фрукты, ягоды?

15. Назови свой любимый фрукт?

16. Назови свой любимый овощ?

17. Назови свою любимую ягоду?

18. Каким фруктом ты бы угостил маму?

19. Что делают люди для того, чтобы вырастить овощи?

20. Как называется профессия человека, который выращивает хлеб?

21. Как называется человек, который выращивает фрукты?

22. Как называется человек, который выращивает овощи?

Приложение 2

Тест-опросник для родителей

Вопросы

Да

Нет

Другой вариант ответа

1

Часто ли вы используете в рационе питания фрукты, овощи, ягоды, грибы?

2

Как часто вы рассматриваете со своим ребёнком овощи, фрукты, ягоды?

3

Рассказываете ли вы ребёнку о полезных свойствах фруктов, овощей, ягод?

4

Знает ли ваш ребёнок съедобные и несъедобные грибы?

5

Какое блюдо из овощей у вашего ребёнка любимое?

6

Какой фрукт у вашего ребёнка - любимый?

7

Принимает ли ваш ребёнок участие в выращивании овощей на дачном участке?

8

Знает ли ваш ребёнок правила употребления фруктов, овощей и ягод в пищу?

9

Какие соки любит ваш ребёнок?

10

Как вы считаете, можно ли употреблять грибы детям дошкольного возраста?

11

Что из фруктов, овощей или ягод вы считаете наиболее полезным продуктом?

Приложение 3

ВИКТОРИНА

с детьми старшей группы

Дары осени

Программное содержание:

Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах и грибах. Закреплять знания о полезных свойствах овощей, фруктах, ягодах. Упражнять в умении составлять целое из частей, находить и называть «скрытые» изображения». Обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

 Развивать навыки связной речи, используя мнемотаблицы. Способствовать развитию зрительно-моторной координации и развитию сохранных анализаторов. Активизировать внимание и мышление детей.

Воспитывать  любознательность, быстроту в процессе выполнения игровых заданий.

Цель: систематизация представлений дошкольников о различных ягодах, фруктах и овощах, используя различные игровые приемы.

Ход викторины:

1. Загадку отгадай – ответ узнай.

1. Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (Малина)

2. Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

3. Ярко-красных, чёрных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина.

Что это (Смородина) .

4. Много тёмно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

И в лукошко собери-ка.

Эти бусины — … (Черника)

5. Ягоды на тонкой ветке —

Все лозы родные детки.

Съешь всю гроздь и будешь рад.

Это — сладкий (Виноград)

6. Полосатые мячи, К нам приехали с бахчи.

Сладок мяч такой на вкус.

Как зовется он? (Арбуз)

2. Фрукт, ягода или овощ?

Воспитатель называет по очереди вперемешку фрукты, ягоды и овощи, если это ягода, то дети изображают букву Я (рука на пояс, нога в сторону, если фрукт, то букву Ф (обе руки на пояс,если фрукт,то букву О (руки над головой объединяют ввиде круга) Варианты названий можно прочитать, если есть читающие дети.

3. Подземные или наземные овощи.

Детям предлагаются карточки с названием овощей. Если овощ растет на земле - дети поднимают руки вверх, если под землей – дети приседают.

4. Будь внимателен.

Дети получают картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Задача - собрать ягоды в корзинку с буквой Я, фрукты – в корзинку с буквой Ф., овощи- в корзину с буквой О. Потом проверяют правильность выполнения задания.

5. Отвечай - так бывает или нет?

Яблоки растут в лесу? (нет)

Груши собирают медведи? (нет)

Из апельсин варят компот? (да)

Персик - это волосатый фрукт? (да)

Яблоко можно сорвать и сразу кушать? (нет)

Абрикос растет на сосне? (нет)

Залезаешь на сливу, а собираешь грушу? (нет)

Яблоко и груша очень похожи? (нет)

Ананас внутри салатовый? (нет)

Сад с персиками называется сливовым? (нет)

Арбуз - это фрукт? (нет, это ягода)

Гранат внутри без семян? (нет)

Лимон не бывает кислым? (нет)

Мандарины растут на земле (нет)

Из бананов можно сварить суп (нет)

6. Что будем готовить?

Воспитатель показывает изображения ягод, фруктов и овощей. Задача детей назвать как можно больше блюд, которые можно приготовить из данного ингредиента.

В завершении викторины можно поощрить детей фишками или другими призами. Всем педагогам и воспитанникам желаю увлекательного лета. Играйте и получайте удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...