Главные вкладки

    логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Саголакова Надежда Петровна

     

    «Осень. Осенние месяцы.

    Периоды осени. Деревья осенью»

    Звук Ц], буква Йй

    Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными сло­вами (листопад). Расширение представления о переносном значе­нии слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование суще­ствительных с прилагательными в роде, падеже, числе). Совер­шенствование навыков слогового анализа слов и чтения предло­жений с пройденными буквами.

    Коррекционно-развивающие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

    Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничест­ва, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициа­тивности, ответственности. Воспитание любви и бережного отно­шения к природе.

    Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, репродукции картин русских художников, бу­мажные листья с написанными на них предложениями, контей­неры с фишками для анализа предложений,

     

    Предварительная работа. Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багря­ный, пунцовый, лимонно-желтый. Заучивание названий осенних меся­цев на занятии по ознакомлению с окружающим. Повторение уп­ражнений общей артикуляционной гимнастики, разучивание сти­хов об осени, работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_podgot.docx28.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вторник 22.09. 2015г.

    Саголакова Н.П.

    Подготовительная группа

    Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

    Работа с родителями

    Индивидуальная работа с детьми

    Сентябрь, 4-я неделя, 22 сентября 2015г.

    «Осень. Осенние месяцы.

    Периоды осени. Деревья осенью»

    Звук Ц], буква Йй

    Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе). Совершенствование навыков слогового анализа слов и чтения предложений с пройденными буквами.

    Коррекционно-развивающие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

    Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, репродукции картин русских художников, бумажные листья с написанными на них предложениями, контейнеры с фишками для анализа предложений,

    Предварительная работа. Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый, лимонно-желтый. Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим. Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики, разучивание стихов об осени, работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом.

    1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.]

    Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

    Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

    Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

    Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?»

    Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

    Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

    2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. [Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).]

    Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

    Какой месяц осени заканчивается?

    Заканчивается сентябрь.

    Какой месяц наступит после него?

    После сентября наступит октябрь.

    Логопед. Какой месяц завершает осень?

    Завершает осень ноябрь.

    Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, на прошлой неделе во время утренней прогулки было так тепло, что Любовь Ивановна разрешила вам снять курточки. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать вчера и сегодня утром, идя в детский сад?

     Такие холодные густые туманы — одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

    Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

    Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

    3. Упражнение «Периоды осени». [Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи.]

    Логопед смахивает листья в корзинку и раскладывает на столе репродукции картин русских художников.

    Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой — золотая осень, на которой — поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

    4. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

    Логопед приглашает детей пройти к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанных на индивидуальных занятиях. При выборе упражнений следует учитывать этиологию и патогенез речевых нарушений, а также рекомендации невролога, ведущего детей.

    5. Упражнение «Подбери стихи». [Развитие просодической стороны речи, общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения всех ранее поставленных звуков.]

    Логопед вновь приглашает детей за столик и привлекает их внимание к картинам, стоящим на мольберте.

    Логопед. Посмотрите еще раз на картины русских художников. Вспомните стихи об осени, которые мы выучили. Постарайтесь подобрать стихи к каждой из картин. Кто вспомнит стихотворение к картине А. Грицая «После дождя. Осень»?

     Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!

    А. Плещеев

    Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень».

    Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

    А теперь давайте немного отдохнем. Мы с вами говорили о том, что осенью часто бывают туманы. Давайте вспомним упражнение «Туман».

    6. Подвижное упражнение «Туман». [Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи.]

    Туман повис клоками

    в саду и во дворе.

    Поймать туман руками

    решил я на заре.

    Сидят на корточках, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

    Ритмично сжимают и разжимают кулаки.

    Я взял его ладошкой

    и крепко-крепко сжал. Но прыткий он, как кошка.

    Он взял... и убежал. Висит туман над речкой

    и дышит, как живой, Как белая овечка

    с кудрявой головой. И маленькие рожки на этой голове... Но поутру остались лишь капли

    на траве... Н. Нищева

    Медленно крепко сжимают кулаки. «Бегут» пальчиками по полу.

    Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону. Смыкают руки над головой.

    Показывают «рожки». Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

    7. Упражнение «Осенний дождь». [Развитие навыка слогового анализа слов. Работа над слоговой структурой слова (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом).]

    Логопед предлагает детям остаться на ковре.

    А теперь представьте, что пошел осенний дождь. Я буду прохлопывать ритм дождевых капель, а вы будете подбирать слова по теме «Осень» с заданным количеством слогов.

    Логопед хлопает два раза, три раза, один раз. Дети подбирают слова.

    8. Упражнение «Листопад». [Совершенствование навыка чтения предложений.]

    Логопед предлагает детям поднять каждому по одному листочку, сеть за стол и прочитать предложения, написанные на листочках. Дети выполняют задание.

    9. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка анализа предложений.]

    Логопед ставит на стол контейнеры с фишками.

    Логопед. А теперь возьмите фишки и составьте схемы предложений, которые вы прочитали.

    Дети выполняют задание. Логопед проводит с ними беседу в ходе выполнения задания, а потом оценивает их работу. Дети складывают фишки в контейнеры. Логопед убирает контейнеры и бумажные листья со стола.

    10. Окончание образовательной деятельности. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было  интересно делать, а потом оценивает их работу.

    1.  Проведение анкетирования для определения уровня педагогической грамотности родителей по основным направлениям коррекционной работы. (Анкета 2)

    2. Размещение на стенде  совета «Как организовать логопедические занятия дома?».

    3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Осень. Осенние месяцы.

    Периоды осени. Деревья осенью»

    4. Индивидуальные беседы с родителями по результатам комплексного дефектологического обследования детей

    Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики.Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков (для Б. Ярослава).]

    Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает им, что нужно сесть правильно, выпрямив спины, положив спокойные руки на колени, а сам садится за спинами детей так, чтобы они хорошо видели лицо.

    Артикуляционная гимнастика

    «ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

    «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык вытянуть в перед и убрать в глубь  рта.

    «КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    «ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть   подъязычную связку.  

    Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги.]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с ОНР по теме "Овощи-фрукты".

    На данном занятии детям предлагаются лексико-грамматические упражнения по теме "Овощи-фрукты", которые подводят детей к составлению описательного рассказа сравнительного характера с опорой на об...

    Логопедические занятия с детьми 6-7 лет с ОНР на неделю по лексической теме Деревья

    Здесь вы можете найти конспекты логопедических занятий с детьми 6-7 лет с ОНР на материале лексической темы "Деревья". Занятие по формированию словарного запаса, грамматического строя речи на тему: "С...

    Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с нарушением зрения и речи "Заяц Коська и Родничок" (интеграция нейропсихологической и логопедической коррекции)

    В основе занятия сказка А.Грибачева "Заяц Коська и Родничок". Решаются образовательные задачи (знакомство с круговоротом воды в природе в сказочной форме) и коррекционные,основанные на интеграции неро...

    Перспективно-тематический план логопедических занятий с детьми 6-7 лет

    Предлагаю логопедам-практикам составленные мною тематические планы логопедических занятий:  по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению г...

    Конспект логопедического занятия с детьми 6 - 7 лет на тему:"Поможем Федоре"

    Цель занятия: расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме "Посуда". К конспекту прилагается папка с предметными картинками и две интерактивные авторские игры SMA...

    логопедическое занятие с детьми 6-7 лет Тема: Мой город Абакан

    Коррекционно-образовательные цели. Углубление представле­ний о Абакан. Расширение и уточнение словаря по теме  ( село, город, Арбаты, Абакан, столица, про­спект, площадь, улица, музей, река...

    Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

    Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...