логопедическое занятие с детьми 4-5 лет Тема: «Осень. Признаки осени. Деревья»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Саголакова Надежда Петровна

Сентябрь, 4-я неделя, 22 сентября 2015г.

Тема: «Осень. Признаки осени. Деревья»

Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению де­ревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, жел­тый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдо­хи, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоционного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1' по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

 

Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших листков» во время прогулки. Рассматривание картинки с изображением опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вторник 22.09. 2015г.

Саголакова Н.П.

Средняя группа

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Индивидуальная работа с детьми

Сентябрь, 4-я неделя, 22 сентября 2015г.

Тема: «Осень. Признаки осени. Деревья»

Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдохи, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоционного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1' по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших лис-I ко» во время прогулки. Рассматривание картинки с изображением опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».

1. Организационный момент. Формирование положительной  обстановки   детей на участие в занятии. Развитие зрительного внимания.

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, говорит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на полу рассыпаны разноцветные листья.

Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дуть на них. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол.

2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления.]

Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.

На мою ладошку    лист похож у клена             Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист

Осенью оранжевый,  летом он зеленый.

Словно перышки             Закрепляет на наборном полотне желтый  листочки у рябинки, рябиновый лист.

Что склонилась тихо  над тропинкой.

У осины листья     как монеты,              Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины

У каштана —  словно опахала,   лист каштана.   Закрепляет на наборном полотне зеленый

Было листьев очень много летом,   «множество». Широко разводит руки  —  показывает

Осенью их очень мало    стало.                         Сближает ладони — показывает «мало».

3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев.]

Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оранжевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. прилагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в импрессивной речи.

Вы послушали стихотворение и, наверное, запомнили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)

У березы треугольные листья. А теперь представьте, что вы превратились в листики.

4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Листочки, образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки

в стороны. Листья нам под ноги                 Приседают.

тихо ложатся И под ногами шуршат,              Движения руками влево-вправо.

шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.

5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тетради.

6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной

моторики.]

Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.

К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показывает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети выполняют движения.

А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает  это наш знакомый волчонок.

Дети выполняют движения.

А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы  «хоботком».

7. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длительного плавного выдоха.]

(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце.

Тогда смотрите внимательно и запоминайте.

Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскладывает шарики на раструбы (рис. 1).

Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 35 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

8. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы подскажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».

Птицы стаями летят, Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это...     ...Осень.

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться: очень жарко.

Нравится мне время года это.

Угадали? Ну конечно...  ...Лето.

9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.] Логопед приглашает детей встать на ковер. Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково.

10. Окончание образовательной деятельности. [Оценка работы детей.] Л о г о п е д. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хорошо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?

1.  Проведение анкетирования для определения уровня педагогической грамотности родителей по основным направлениям коррекционной работы. (Анкета 2)

2. Размещение на стенде  совета «Как организовать логопедические занятия дома?».

3. Размещение на стенде рекомендаций по развитию словарного запаса и грамматических категорий у детей в домашних условиях по теме «Осень. Признаки осени. Деревья»

4.  Индивидуальные беседы с родителями по результатам комплексного дефектологического обследования детей

Артикуляционная гимнастика

«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык вытянуть в перед и убрать в глубь  рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть   подъязычную связку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР по теме "Осень"

На данном занятии  у детей обобщаются представления об осени, ее признаках, расширяется и активизируется словарь по теме.Совершенствуется грамматический строй (согласование прилагательных с ...

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы на тему: "Осень"

Занятие посвящено закреплению и обогащению словаря по теме, развитию общих речевых навыков, включает грамматические задания и работу над связной речью. Используются элементы ТРИЗ (Метод фокальных объе...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Осенние посиделки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки»...