Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы на тему: "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Занятие посвящено закреплению и обогащению словаря по теме, развитию общих речевых навыков, включает грамматические задания и работу над связной речью. Используются элементы ТРИЗ (Метод фокальных объектов). К конспекту занятия прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.11 КБ
Файл prezentatsiya_osen.odp1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы на тему «Осенние перемены» (Общее недоразвитие речи)

Цель:  Развитие общих речевых навыков.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение словаря по теме: «Осень»

Закрепление навыка согласования глаголов и существительных.

Развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие:

Работа над дыханием, развитие длительного и направленного выдоха.

Развитие слухового внимания.

Совершенствование темпо-ритмической организации речи.

Развитие силы голоса.

Развитие логического мышления с использованием метода проб и ошибок.

Массаж и укрепление сводов стопы.

Развитие ручной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание внимательного и бережного отношения к живой природе.

Оборудование:

Наглядный материал по лексической теме, перчаточные куклы или игрушки – ласточка, медведь, заяц, корзина осенних листьев из папиросной бумаги, дорожка здоровья, массажные мячи, деревянные палочки, аудио-запись «Дождь», «Веет ветер озорной», предметные картинки.

Ход:

Организационный момент:

- Сегодня мы отправимся на дальнюю прогулку (слайд  №2).  Для этого нам нужно сесть на поезд. Все по своим местам. Поехали. Поезд отправляется от станции. Медленно-медленно катятся вагоны: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ. Все быстрее и быстрее: чух-чух-чух, чух-чух-чух. И опять медленно: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ. (дети повторяют за педагогом с соблюдением скорости). Поезд остановился.

Введение в тему:

Посмотрите вокруг, где мы оказались?  (слайд №3, в лесу, на поляне)

Какие цвета вы видите вокруг? (красный, желтый, коричневый) Кто раскрасил лес  такими красками? (Осень)

Основная часть:

1. Дыхательная гимнастика.

- Я собрала целую корзину листьев. Подует ветерок и они разлетятся.  Подуем вместе. (дети дуют в корзину)

2. Игра «А что, если…»

- Ой-ой, кто это к нам летит? (перчаточная кукла)

Здравствуй, кто ты? Я ласточка, вы не видели моих подруг, они уже улетели.  

Вы знаете, куда она летит? (в теплые страны, на юг, если нет  - Давайте у нее спросим.)

Ласточка, а ты не улетай, оставайся с нами. – Я не могу. Можно ей остаться? (нет)  А что будет, если ласточка останется на зиму у нас? (она замерзнет, ей нечего будет есть …) А можно сделать, чтобы она и не улетала, и не погибла при этом? (насушить насекомых на зиму, поселить в парке бабочек …)

- Прыг-скок, прыг-скок (появляется заяц).  - Здравствуй, зайчишка. Какой ты белый, красивый. Когда переоделся? - Да к  зиме готовлюсь.  - А что если заяц останется серым на зиму? (его будет видно, его поймают волки). (для наглядности приложить зайца к белому листу бумаги) А как оставить его серым, но чтобы его никто не поймал? (ответы детей)

- Э-эээээ (появляется медведь). - Миша, здравствуй, ты что еще не спишь?

- Да, не уснуть никак.  -Ребята, может мишка зимой без сна? А почему? (нечего есть …) А как бы нам прокормить медведя зимой? (ответы детей)

А пока поможем ему заснуть. Споем колыбельную: А-а-а, а-а-а. Тише, тише. Уснул.

3. Физ.минутка «Дорожка здоровья»

Засиделись мы с вами на одном месте, идем дальше. Дорожка каменистая, неровная. (дорожка  здоровья под песенку «Веет ветер озорной»)

4. Игра: “Дождик» (слайд №4)

Дождь, дождь начался. Вы слышите? (запись «Шум дождя») Как падают капли? Кап-Кап (детям раздаются деревянные палочки) Послушайте, как падают капли. КАП – кап-кап. Теперь вы. (вместе и индивидуально) А теперь: кап-кап-КАП. (повторяют за педагогом) Осенью дожди идут очень часто, а летом? - … (редко) А что нужно сделать, чтобы остаться в дождь сухим (одеть плащ, взять зонт, остаться дома). Дождь закончился.  

5. Пальчиковая гимнастика (слайд №5).

Кто это прибежал на нашу полянку?  Ежик. А ежик что делает зимой? (спит) И этот скоро уснет. Возьмем его в руки, погреем. (массажные мячи)

Ежик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Нужно их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Еж по тропке убежал,

Нам «Спасибо» пропищал.

До свиданья, до свиданья.

6. Игра «Подбери словечко» (слайд №6)

Ежик какой колючий, правда. А про что можно сказать – колючая? (на фланелеграфе предметные картинки-подсказки) (елка, иголка …) Пушистый- … (заяц), пушистая- … (белка, лиса, травка), пушистое-…(облако), вкусный-…(гриб), вкусная-…(ягода), вкусное-…( яблоко), красная-…(рябина), красные-…(листья), красное-…(яблоко, солнце).

Заключительная часть:

Давайте вспомним, что меняется в природе осенью (слайд №7, перечисляют). Лес готовится к зимнему сну и нам пора уезжать. Вот и наш паровозик. По вагонам! Наш поезд отправляется. Сначала колеса стучат тихо-тихо: чух-чух-чух, чух-чух-чух. Громче: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ, И очень громко: ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ. Тише. Совсем тихо. Мы вернулись в детский сад. Где мы побывали? Готов лес к зиме?

Список литературы:

  1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  2. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков, М., АРКТИ, 2014.
  3. Тамберг Ю. Как научить ребенка думать. Ростов, Феникс, 2007.
  4. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. СПб., ЛИТЕРА, 2014.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М., Гном, 2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группе на тему « Осень»

Конспект интегрированного занятия с детьми  в средней группена тему  «Осень»...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Осенние посиделки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки»...

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы (с элементами ТРИЗа)

Лексическая тема «Транспорт» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте....

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Программное содержание: Образовательные задачи:Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран»...