Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы (с элементами ТРИЗа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пенкина Елена Васильевна

 Лексическая тема «Транспорт» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Веселое путешествие». Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы (с элементами ТРИЗа) . Лексическая тема «Транспорт»

Тема: «Веселое путешествие».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о видах транспорта.

-Учить детей выделять положительные и отрицательные стороны путешествия на транспорте или пешком.

-Развивать воображение, логическое мышление, речь, уметь делать выводы.

-Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

-Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
-Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

-Учить сравнивать различные объекты. Упражнять в умении давать развёрнутые ответы на вопросы.

-Продолжать учить детей находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»

Коррекционно-развивающие:

-Развивать связную речь.

-Развивать общую и мелкую моторику рук.

-Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.

-Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, фонематического  слуха.

Воспитательные:

-Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта.

-Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.

   

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, видеозапись письма Бабы-Яги, аудиозапись звуков транспорта, шума моря, мяч, светофор, теремок, игрушки транспорта, бросовый материал для конструирования корабликов, бассейн.

Ход занятия.

В. Дети, к нам пришло письмо. Письмо не простое. (обследуют конверт) . Послушаем?

Б-Я. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Как же я по вам соскучилась! Мои вы любименькие, пухленькие, краснощёкие. Хотела я в путешествие отправиться, да потом к вам в гости прилететь, да метла моя сломалась -  не заводится совсем. Вот смотрите,  говорю ей: «Заводись»- не заводится! Помогите мне, ребятушки мои сладенькие и родненькие. Ведь я никогда не путешествовала, а знаете как хочется, миленькие мои. Помогите мне, пожалуйста.

-Дети, как вы думаете, надо помочь? (надо помочь). нашу прогулку записать на видеокамеру и, если уж наша Б-Яга такая продвинутая, отправить эту запись по эл. почте.

- Я предлагаю сейчас отправиться  прогуляться по улице нашего города и  нашу прогулку записать на видеокамеру и, если уж наша Б-Яга такая продвинутая, отправить эту запись по эл. почте (отправляются на прогулку).

- Смотрите, мяч.  Хотите поиграть? А можно играть на проезжей части? Что может случиться? Тогда давайте отойдём на полянку.

Игра «Назови транспорт» (с мячом)

-Думай, думай, вспоминай, воздушный (Железнодорожный, водный, наземный) транспорт называй.

-А вы можете узнать средство передвижения по звуку?

Игра «Угадай на слух вид транспорта»

- Закройте глаза. Приготовьте свои ушки. Догадайтесь, какой транспорт гудит. Слушайте внимательно. (Дети слушают звуки транспорта и называют его)

-Думай, думай, рассуждай, кто - чем управляет - называй.

-Продолжим нашу игру с мячом.

Игра «Кто, чем управляет» (с мячом)

-Давайте вспомним, кто управляет известным вам транспортом.

-Шофёр управляет чем?   (Машиной)

-Лётчик  управляет чем?  (Самолётом)

-Водитель управляет чем? (Трамваем)

-Капитан управляет чем? (Теплоходом, кораблём…)

-Мотоциклист управляет чем?  (Мотоциклом)

-Велосипедист управляет чем?  (Велосипедом)

-Космонавт управляет чем?  (Ракетой)

-Машинист управляет чем? (Поездом)

-Какими должны быть все они?

-Ну а теперь пойдем дальше .

-Ой, а кто знает, что это такое? (светофор)

-А для чего он нужен?

-А что бы было, если бы не было светофоров?

-Я предлагаю  поиграем в игру со светофором. Будьте внимательны!

Физкультминутка «Светофор»

Дети заводят моторы «р-р-р», по сигналу воспитателя (сигнал светофора) дети-машины  двигаются.

Ну что же, мы сегодня вспомнили различные видами транспорта. Но вы на всю жизнь должны запомнить и Баба-Яга тоже должна знать,  что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта  или пешком и соблюдать правила дорожного движения и обращать внимание на сигналы светофора.

Игра «Один-много»

Идем, идем, не спешим,

Прямо в автомагазин.

(Выставляется  табличка  «Автосалон»)  Посмотрим  на витрину.

-На витрине один грузовик, а что у него много

-На витрине один микроавтобус, а что у него много

-Вы знаете, ребята,  я в этом автосалоне выбрала себе одно средство передвижения. Хотите знать, какое? А вы отгадайте.

Игра «Данетки»

— это автомобиль? – нет

— это слева от автомобиля? – нет

— это справа от автомобиля? – да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик).

— это автобус? – нет

— это левее автобуса? – нет

— это правее автобуса? – да

— это самолёт? – да.

-Ну вот мы с вами и оказались в детском саду.

Смотрите, теремок стоит не низок не высок.

Игра «Теремок»

-Знаете сказку «Теремок»? Кто там герои сказки? (животные)

Давайте сыграем в эту сказку только с транспортом.

Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

- Тук, тук, я – самосвал. Пустите меня к себе в теремок жить?

Из теремка отвечают:

- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты самосвал –на меня – автобус похож?

Тук, тук, я – теплоход. Пустите меня к себе в теремок жить?

Из теремка отвечают:

- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – теплоход на меня – автобус не похож?

-На автобусе путешествовать можно?

-Ну, что ж мы сейчас рассказали Бабе-Яге чем похож и чем отличается транспорт друг от друга.

-Ну а теперь я предлагаю вам перейти вот к этим столам. Что же здесь интересно лежит? Как вы думаете, что можно сконструировать из всех этих предметов? Какой это будет вид транспорта?

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на кораблики с парусами – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

-Водичка какая?

-Ручкам приятно?

-Давайте погладим наши ручки, пальчики (массаж ручек).

Рефлексия:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Как вы думаете, мы смогли помочь Бабе-Яге? Да! - Дети, на чем можно путешествовать?

Игра «Хорошо-плохо»

- Что хорошего в путешествии на машине?

- Что плохого в путешествии на машине?

- Если просто идешь по улице, как ты заметишь, что проехала машина? Как вы почувствуете? (запах дыма)

- А какое путешествие полезнее: на машине или пешком?

- Почему путешествие пешком полезнее?

-Какое  путешествие самое дорогое?

-Какое дешевле?

-Какое самое дешёвое?

-Значит самое полезное и дешёвое путешествие пешком!

-И пусть Б-Яга не переживает, что у неё метла сломалась. Можно путешествовать и на транспорте, а ещё лучше и полезнее пешком.

-Ну что ж, ждём её в гости. Давайте помашем Б-Яге ручками. И отошлём ей это видеописьмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы на тему: "Осень"

Занятие посвящено закреплению и обогащению словаря по теме, развитию общих речевых навыков, включает грамматические задания и работу над связной речью. Используются элементы ТРИЗ (Метод фокальных объе...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ на тему: «Осень».

Цель: формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.Задачи:Обучающие:- Совершенствование монологической речи дошкольников и творческого мышления;- Формирование...

Конспект логопедического занятия с детьми средней группы с общим недоразвитием речи и стертой дизартрией с использованием элементов логоритмики

Подробный конспект логопедического занятия с детьми четырехлетнего возраста с ОНР и стертой дизартрией с элементами логоритмики....

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Программное содержание: Образовательные задачи:Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран»...