Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме "Дикие животные".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).

Подготовка артикуляционного аппарата к речевой нагрузке.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, творческого воображения, тактильной чувствительности.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Зеркала на каждого ребенка, салфетки, магнитная доска, мешочек с фигурками диких животных, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, картинка с изображением доктора Айболита и животных.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Просмотр диафильма «Кто как зимует?» (по Г. Скребницкому). Заучивание загадок о диких животных.

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, это воспитатели нашего детского сада. Давайте с ними поздороваемся. А теперь посмотрите на меня. Хотите поиграть в игру «Здравствуйте!»?

Утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте! »
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки, здраааав-ствуууй-теее!

Логопед: Сегодня на занятии мы будем много говорить. А что нужно сделать, чтобы наш артикуляционный аппарат все правильно и четко проговаривал?  

Правильно артикуляционную гимнастику. Присаживайтесь за столы и давайте выполним артикуляционную гимнастику.

  • «Улыбка». Цель — развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10–15 секунд. 1
  • «Трубочка». Цель — та же. Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10–15 секунд. 1
  • «Хоботок». Цель — развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд. 1
  • «Замесим тесто». Цель - вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу.  Пошлёпывать его губами, произнося звуки «пя-пя-пя», покусать зубами «та-та-та»
  • «Блиночек».  Цель — развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти–десяти. 
  • «Вкусное варенье».    Цель-  отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,  не разрушая «чашечку».

 «Часики». Цель — активизация мышц языка. Открыть рот, высунуть язык изо рта в форме «иголочки», не прикасаясь к зубам. Медленно касаться узким кончиком языка то правого, то левого уголка губ (как маятник у часов). Темп выполнения наращивается постепенно. 

«Качели». Цель — вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а», «ы», «о», «у». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочередно менять положения. 

[Создание эмоционально положительного фона. Развитие тактильной чувствительности.]

Логопед: Ребята, на прошлой неделе мы с вами говорили о домашних животных. Кто такие домашние животные?

А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Логопед читает стихотворение :  Заяц (А. Усачёв)
 

Зайцу холодно зимой.
Замерзает зайка мой.
- Заяц, заяц! Где твой дом?
- За-за-за-за… за кустом!

Нет у зайчика избушки,

Кто ему построит дом?

Он лежит, прижавши ушки,

Под ореховым кустом.

Логопед:  О каком времени года упоминается в стихотворении?

О каком животном говорится в стихотворении?

Что говорится про домик зайчика?

Где же зайчик живет?

Можем ли мы зайчика назвать домашним животным?

Значит зайчик, какое животное?

 

Логопед подводит итог: Дикие животные - это такие животные, которые живут в лесу, они сами себе строят домики, сами себе находят пищу, за ними никто  не ухаживает.

Логопед: Ребята, зайчик пришел к нам не один, он привел своих друзей. Только звери спрятались в мешочек. Хотите их увидеть? (Логопед обращает внимание на стол на ковре, на столе стоит елка и лежит мешочек, потом приглашает детей к столу). Опустите руку в мешочек, нащупайте животное, попробуйте отгадать, что за животное вы нащупали и только потом доставайте его.

Логопед предлагает детям по очереди нащупать в мешочке фигурку животного и определить, кто это.

Логопед: Что вы нашли? Кто это такие? Почему их так называют?

На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о диких животных. Давайте расставим животных под елочкой и сядем за столы.

  1. Упражнение  «Кто с кем?»

[Уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).]

Логопед: Предлагаю вам продолжить занятие за столами. Давайте животных поставим под елочку, а сами сядем за столы.

У вас на столе лежит картинка. Переверните ее,  посмотрите и скажите, кто на ней изображен. На картинке нарисован Доктор Айболит и дикие животные. Наступили холода, у животных заболели их детеныши. Утром Доктор Айболит увидел, что на полянке перед лечебницей собрались животные. К лечебнице доктора Айболита пришла лосиха с лосенком. Поля, кто еще пришел к лечебнице доктора Айболита?

Отвечает каждый ребенок.

3.Упражнение  «Назови ласково»

Логопед: Доктор Айболит очень добрый, он лечит не только лекарством, но еще ласковым словом. Послушайте, как он назвал лосенка- лосеночек.  

Поля, а как ласково он назовет медвежонка?

Отвечает каждый ребенок.

4. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).]

Послушайте задание. Например, я вам скажу - У лосихи длинные ноги.

А вы должны мне ответить:  

- У лосенка длинненькие ножки.

Вставайте около стульчиков.

1.- У волчихи острые зубы.

1-й ребенок. У волчонка остренькие зубки.

2.- У зайца короткий хвост.

2-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.

3.- У белки черные глаза.

3-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.

4.- У лисы рыжая голова.

 4-й ребенок. У лисенка рыженькая головка.

5.- У зайца короткий хвост.

5-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.

6.- У белки пушистый хвост.

6-й ребенок. У бельчонка пушистенький хвостик

7.-У лосихи длинные ноги.

7-й ребенок.  У лосенка длинненькие ножки.

Отвечает каждый ребенок.

5.Игра «Найди место звука в слове» [Совершенствование  фонематического слуха.  Развитие умения определять место звука в слове.]

Логопед: Ребята, давайте пройдем за столы, вас ждет интересное задание. Что за желтые дорожки лежат у вас на столе? Это слова. А что такое слова? Это название всего, что вокруг нас. Почему слова звучат? Они состоят из звуков. Мы обозначаем звуки фишками серого цвета. А какие звуки мы обозначаем фишкой красного цвета? Посмотрите на картинку, найдите слово, название животного, в котором будет слышно звук А.

6. Физкультминутка

Логопед: Ребята, вы хотите отдохнуть? Пойдемте на коврик поиграем.

«Зайка»

Зайке холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)

А затем вприсядку, (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

 

7. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед: Посмотрите, наши дикие животные загрустили. Он хотят с вами поиграть. Игра «Кого не стало?» Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

1-й ребенок. Не стало волка.

Отвечает каждый ребенок.

8. Игра «Где бельчонок?»

Логопед: Ребята, маленький бельчонок хочет с вами поиграть. Сейчас он будет прятаться, а мы будем его искать.

Логопед прячет бельчонка за елку, под елку, на елку. 

Вопросы : Где бельчонок? Откуда бельчонок выпрыгнул?

9.        Работа в тетради. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.]

Логопед: Отдохнули? Давайте пройдем за столы.

- Пододвиньте к себе листочки.

- Послушайте загадку об одном из животных.

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая. Кто это?

Дети. Это лиса.

- Как вы догадались?

Дети. Лису называют плутовкой.

- Как вы понимаете это слово?

Дети. Нечестная, обманщица, воровка.

- Верно. А что говорится в загадке о цвете лисьей шерсти? Какая по цвету лиса? Правильно рыжая. Какой карандаш подойдет для передачи этого цвета? Возьмите оранжевый карандаш и сначала только обведите лису по контуру.

Напомнить о правильной посадке, о правильном положении карандаша. Дети работают.

Логопед: А  вечером вы раскрасите ее и нарисуйте ей глазик.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Отвечает каждый ребенок.

1. О каких животных мы сегодня говорили?

2. К кому ходили мамы со своими детенышами?

3. Какое задание тебе понравилось?

4. Что тебя затруднило?

5. Что было тебе легко?

6. Чей ответ тебе понравился?

7. Какую оценку ты себе поставишь?

Спасибо за работу. Вы очень хорошо занимались.

Подсчитываем фишки и раздаем звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»

Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематич...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

"Животные жарких стран" Конспект открытого занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Конспект  открытого занятия с детьми  старшей группы компенсирующей направленности...

Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность

Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория  Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Программное содержание: Образовательные задачи:Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран»...

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема «Лето. Насекомые»

Задачи:Образовательные: Закрепить знания детей о насекомых; уточнять названия, внешние признаки, их строение; образовывать уменьшительно-ласкательную   форму сущ-ых; согласовывать существите...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи: «Осень»

Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с помощью мнемотаблицы. Коррекционно-образовательные:  1. Закреплять представления детей об осени и её признаках.2. Способствова...