Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Подготовила и провела
учитель-логопед
Рогулева Ирина Николаевна
Высшая квалификационная категория
Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о грибах;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с простыми предлогами (на, под, за, у, во)
- учить употреблять имена существительные в Р. п.
- учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе;
- учить образовывать слова-родственники от слова гриб (грибники, грибочек);
- обогащать словарный запас детей словами по теме грибы;
- развивать связную речь детей в составлении предложений по данной лексической теме;
- развивать психические функции (память, мышление, внимание, воображение);
- развивать зрительный и слуховой анализаторы;
- развивать речевой выдох;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
Воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес,
- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность;
- развивать чувство коллективизма, доброжелательное отношение к совместной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки в коллективной деятельности;
- воспитывать правильное поведение грибника в лесу;
- закреплять знания детей о том, как собрать грибника в лес.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа,
- дидактическая игра: «Соедини шляпку гриба с ножкой»;
- игра на развитие мышления «Кто ты?»,
- интерактивная игра «Найди домик для грибов»;
- упражнение на развитие речевого выдоха «Понюхаем грибочки»;
- подвижная игра на координацию речи и движения «Ножки, ножки, где вы были?»
- упражнение на развитие артикуляционной моторики «Грибочек».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, ряжение.
Пособия: презентация mimio на интерактивной доске, муляжи грибов (гриб боровик, подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опята, лисичка, мухомор); плоскостные изображения частей грибов (шляпки, ножки);
Материалы: корзиночки, предметы для экипировки грибника (плащи, резиновые сапоги, шапочки, игрушечные ножи, наушники, проигрыватель, бутылки с водой);
Количество детей: 6 человек.
Приёмы: использование ИКТ, занимательный сюжет, персонаж Лесовичок, вопросы, развивающие задания, проблемные ситуации, работа в тройках.
Активизация словаря: с помощью вопросов, диалог с персонажем, проблемные ситуации.
Список используемой литературы:
1.А.А. Гуськова.. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва 2 «Сфера» 2 011г.
2.Н.В.Нищева. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. СПб. «Детство-Пресс»2018г.
3.Н.В.Нищева. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи», СПб. «Детство-Пресс», 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_gribnoy_polyanke.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №12
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
педагогического мероприятия с детьми старшей группы
компенсирующей направленности
по коррекции речи, познавательное развитие
«На грибной полянке»
Логопедический досуг
Подготовила и провела
учитель-логопед
Рогулева Ирина Николаевна
Высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2021г.
Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о грибах;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с простыми предлогами (на, под, за, у, во)
- учить употреблять имена существительные в Р. п.
- учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе;
- учить образовывать слова-родственники от слова гриб (грибники, грибочек);
- обогащать словарный запас детей словами по теме грибы;
- развивать связную речь детей в составлении предложений по данной лексической теме;
- развивать психические функции (память, мышление, внимание, воображение);
- развивать зрительный и слуховой анализаторы;
- развивать речевой выдох;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать координацию речи с движениями;
Воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес,
- развивать чувство коллективизма, доброжелательное отношение к совместной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки при работе;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность;
- воспитывать правильное поведение грибника в лесу;
- закреплять правила сбора грибника в лес.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа,
- дидактические игры: на развитие мышления «Кто ты?», «Соедини шляпку с ножкой»;
- интерактивные игра «Найди домик для грибов»;
- упражнение на развитие речевого выдоха «Понюхаем грибочки»;
- подвижная игра на координацию речи и движения «Ножки, ножки, где вы были?»
- упражнение на развитие артикуляционной моторики «Грибочек»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, ряжение.
Пособия: презентация mimio на интерактивной доске, муляжи грибов (гриб боровик, подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опята, лисичка, мухомор); картинки с изображением частей грибов (шляпки, ножки);
Материалы: корзиночки, предметы для экипировки грибника (плащи, резиновые сапоги, шапочки, игрушечные ножи, наушники, проигрыватель, бутылки с водой);
Количество детей: 6 человек.
Приёмы: использование ИКТ, занимательный сюжет, персонаж Лесовичок, вопросы, развивающие задания, проблемные ситуации, работа в тройках.
Активизация словаря: с помощью вопросов, появление персонажа, проблемные ситуации.
Место нахождения детей и расположение пособий:
1.Приветствие
Л: Здравствуйте, ребята.
Д: Здороваются с учителем- логопедом.
2.Вводная часть. Создание положительного настроя у детей на совместную деятельность. Слайд №2. Золотая осень.
Л.: Ребята, что мы видим?
Д.: Осень.
Л.: Чем мы можем заняться в хороший осенний день?
Д.: Перечисляют.
- Пойти за грибами.
Д.: Дети догадываются, что надо взять корзиночки.
Идут на имитированную полянку и находят муляжи грибов (белый гриб, подосиновик, подберёзовик, сыроежку, опята, мухомор), каждый кладёт гриб в свою корзиночку, кроме мухомора.
3.Координация речи с движением. Закрепление сопряженной речи.
Д.: Подходят к учителю-логопеду с грибами, встают вкруг, ставят перед собой корзиночки.
Проговаривают сопряжённо с учителем-логопедом, выполняя движения по тексту.
- Ножки, ножки, где вы были? (Топают ногами)
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали? (Хлопают в ладоши)
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали? (Закрывают и открывают глаза)
- Мы искали да смотрели – (Повороты туловища вправо-влево)
- Все пенечки оглядели.
4. Проблемная ситуация.
Л.: Ребята, муляжи каких грибов вы нашли?
Д.: Составляют предложения.
- «Я нашёл белый гриб.» и т. д.
Л.: Как называются все грибы, которые вы положили в корзинки?
Д.: Эти грибы называются съедобными
Л.: А вот этот гриб (мухомор) никто не положил в корзинку, почему? или
- Почему у тебя пустая корзинка?
Д.: Это мухомор, он опасный, ядовитый, несъедобный гриб, поэтому его трогать руками и класть в корзинку нельзя.
5. Игра, направленная на развитие мышления «Кто мы?».
Учить образовывать слова-родственники от слова гриб.
Л.: Ребята мы пошли в лес за грибами, кто мы, как нас можно назвать?
Д.: Грибники.
Л.: Ребята, а настоящие грибы можно найти в группе?
Д.: Нет.
Л: У каждого гриба есть определённое место в лесу, где он обычно растёт и каждый грибник должен об этом знать, а вы знаете?
6. Интерактивная игра «Найди домик грибов».
Составление предложений, включающих простые предлоги (на, под, по, за).
Употребление имён существительных во множественном числе. Слайд №3.
Л: Давайте поиграем в интерактивную игру «Найди домик грибов».
Вы мне расскажите, где можно встретить грибы в лесу.
Д. и Л: Садятся на стульчики перед интерактивной доской.
Д.: - Грибы боровики растут под елью.
- Опята растут на пне.
- Сыроежки растут по всей поляне.
- Подберёзовики растут за берёзой.
- Подосиновики растут около осины
- Лисичка растет во мху.
Л: Молодцы, нашли домики для всех грибов.
7.Развитие физиологического длительного вдоха и выдоха, воображения.
Л.: Садится перед сидящими полукругом детьми. Я предлагаю вам закрыть глаза и понюхать наши грибы и представить, как они замечательно пахнут.
Д.: Выполняют глубокий вдох носом и выдох ртом 3 раза.
Затем открывают глаза.
8. Появление персонажа Лесовичка.
Лесовичок: не замечая детей, ой куда это я попал, совсем старый стал.
Л.: Ой ребята, кто это к нам пожаловал?
Д.: Высказывают свои предположения.
Лесовичок: Я старичок-лесовичок, ходил за грибами, да и заблудился. А вы кто такие?
Д.: Мы грибники.
9.Игра «Соедини шляпку с ножкой». Закрепление зрительного образа грибов. Употребление имён существительных в Р. п.
(появляется Лесовичок).
Лесовичок: Грибов каких-то странных я набрал. Не знаю можно ли их кушать?
Помогите разобраться старику.
Л.: Ребята, поможем Лесовичку?
Д.: Поможем.
Л.: Предлагает детям сесть за стол.
Д.: Садятся за стол.
Лесовичок: Вытаскивайте по одному грибочку из моей корзинки.
Д.: Дети рассматривают части картинок, на которых изображены отдельные шляпки и ножки. Это не целые грибы.
Л.: Ребята, что это?
Д.: Шляпки и ножки от разных грибов. Называют. «Это шляпка подберёзовика. Это ножка сыроежки. и т. д.»
Лесовичок: вот, что у меня в корзинке ещё что-то осталось. Высыпает на стол оставшиеся части грибов.
Д.: Подбирают вторую, подходящую часть гриба и называют. «У меня подосиновик.и.т.д.»
Лесовичок: Вот спасибо вам грибники, помогли старику.
10. Упражнение для развития артикуляционной моторики «Грибочек»
Л: Ребята, а если гриб маленький, как мы его ласково назовём?
Д.: Грибочек.
Лесовичок, наши ребята знают одно упражнение для язычка, которое называется «Грибочек».
Л. и Лесовичок садятся за стол к детям
Л и Д: Выполняют упражнение 3 раза, удерживая язык около нёба на счёт 5. Логопед после каждого выполненного упражнения кладёт деревянный грибочек в маленькую корзиночку.
Л: Сколько раз мы выполнили упражнение. Посчитайте грибочки в корзиночке
Д: 3 раза
Лесовичок: Молодцы и считать умеете.
11.Костюмированная игра-соревнование «Собери грибника в лес».
Проблемная ситуация.
Лесовичок: Вот смотрю я на вас и думаю, какие вы грибники? Вроде бы грибы знаете, а одеты вы совсем не так, как за грибами ходят.
Л.: Ребята вы знаете, как нужно собраться в лес за грибами?
Д.: Да.
Лесовичок: Это мы сейчас проверим. Нужно разделиться на две команды по три
человека. Команда синий плащ, команда жёлтый плащ. Выбрать в каждой команде грибника, который примерит одежду для похода в лес, а остальные члены команды будут ему помогать.
- Вот перед вами предметы (плащ, резиновые сапоги, тапочки, корзина, шапочка, наушники, сотовый телефон, магнитофон, бутылочка с водой) нужно собрать грибника в лес, оставив на стуле лишние предметы.
Победит та команда, которая выполнит задание быстро и дружно и правильно.
- Поможет вам схема-подсказка, на которой изображены все нужные вещи для грибника.
Л.: Ребята разделитесь на две команды. Помогает детям разделиться на команды.
Д.: Дети в командах по три человека выполняют задание. Логопед помогает одной команде, Лесовичок другой.
Затем объясняют, что должен надеть грибник в лес и что не надо брать с собой. (наушники, магнитофон, тапки).
12.Рефлексия.
Лесовичок: Молодцы ребята. Вот теперь я вижу, что вы настоящие грибники.
Вы хорошо знаете, как собрать грибника в лес.
Вот вам мой подарок. Дарит корзиночку с печением, имеющим форму грибка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»
Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...
Методическая разработка. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР) «Прогулка в парк»
Занятие по коррекции и профилактике речевых нарушений детей посредством сочетания слова и движения....
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Путешествие по сказкам» (игра по станциям)
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Путешествие по сказкам» (игра по станциям)...
Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. Используя в образовательной деяте...
Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие).
Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие)....
Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по ОО «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Спешим на помощь царице Осени» Форма проведения: квест – игра
Данное занятие поможет педагогам решить следующие задачи:- познакомить детей с картой для определения местоположения предметов в группе; учить ориентироваться по карте, соотносить условные обозначения...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию «ФЭМП в процессе игровой деятельности»
Цель: расширение математических представлений детей.Задачи: Образовательные:-развивать знания детей о свойствах предметов;-формировать знания детей при проведении с...