Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Рогулева Ирина Николаевна

 

Подготовила и провела

учитель-логопед

Рогулева Ирина Николаевна

Высшая квалификационная категория

 

 

Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о грибах;

Коррекционно-развивающие:

 - закреплять умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с простыми предлогами (на, под, за, у, во)

 - учить употреблять имена существительные в Р. п.

 - учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе;

 - учить образовывать слова-родственники от слова гриб (грибники, грибочек);

 - обогащать словарный запас детей словами по теме грибы;

 - развивать связную речь детей в составлении предложений по данной лексической теме;

 - развивать психические функции (память, мышление, внимание, воображение);

 - развивать зрительный и слуховой анализаторы;

 - развивать речевой выдох;

 - развивать артикуляционную моторику;

 - развивать координацию речи с движениями;

 Воспитательные:

 - воспитывать у детей познавательный интерес,

- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность;

- развивать чувство коллективизма, доброжелательное отношение к совместной  деятельности;

- развивать коммуникативные навыки в коллективной деятельности;

- воспитывать правильное поведение грибника в лесу;

- закреплять знания детей о том, как собрать грибника   в лес.

 Формы совместной деятельности взрослых и детей:

 - беседа,

 - дидактическая игра: «Соедини шляпку гриба с ножкой»;

 - игра на развитие мышления «Кто ты?»,

 - интерактивная игра «Найди домик для грибов»;

 - упражнение на развитие речевого выдоха «Понюхаем грибочки»;

 - подвижная игра на координацию речи и движения «Ножки, ножки, где вы были?»

 - упражнение на развитие артикуляционной моторики «Грибочек».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, ряжение.

Пособия: презентация mimio на интерактивной доске, муляжи грибов (гриб боровик, подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опята, лисичка, мухомор); плоскостные изображения частей грибов (шляпки, ножки);

Материалы: корзиночки, предметы для экипировки грибника (плащи, резиновые сапоги, шапочки, игрушечные ножи, наушники, проигрыватель, бутылки с водой);

Количество детей: 6 человек.

Приёмы: использование ИКТ, занимательный сюжет, персонаж Лесовичок, вопросы, развивающие задания, проблемные ситуации, работа в тройках.

Активизация словаря: с помощью вопросов, диалог с персонажем, проблемные ситуации.

 

Список используемой литературы:

1.А.А. Гуськова.. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.  Москва 2 «Сфера» 2 011г.

2.Н.В.Нищева. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. СПб. «Детство-Пресс»2018г.

3.Н.В.Нищева. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи», СПб. «Детство-Пресс», 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_gribnoy_polyanke.docx43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

педагогического мероприятия с детьми старшей группы

компенсирующей направленности

по коррекции речи, познавательное развитие

«На грибной полянке»

Логопедический досуг

Подготовила и провела

учитель-логопед

Рогулева Ирина Николаевна

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2021г.

Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания о грибах;

Коррекционно-развивающие:

 - закреплять умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с простыми предлогами (на, под, за, у, во)

 - учить употреблять имена существительные в Р. п.

 - учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе;

 - учить образовывать слова-родственники от слова гриб (грибники, грибочек);

 - обогащать словарный запас детей словами по теме грибы;

 - развивать связную речь детей в составлении предложений по данной лексической теме;

 - развивать психические функции (память, мышление, внимание, воображение);

 - развивать зрительный и слуховой анализаторы;

 - развивать речевой выдох;

 - развивать артикуляционную моторику;

 - развивать координацию речи с движениями;

 Воспитательные:

 - воспитывать у детей познавательный интерес,

 - развивать чувство коллективизма, доброжелательное отношение к совместной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки при работе;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность;

- воспитывать правильное поведение грибника в лесу;

- закреплять правила сбора грибника   в лес.

 Формы совместной деятельности взрослых и детей:

 - беседа,

 - дидактические игры: на развитие мышления «Кто ты?», «Соедини шляпку с ножкой»;

 - интерактивные игра «Найди домик для грибов»;

 - упражнение на развитие речевого выдоха «Понюхаем грибочки»;

 - подвижная игра на координацию речи и движения «Ножки, ножки, где вы были?»

 - упражнение на развитие артикуляционной моторики «Грибочек»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, ряжение.

Пособия: презентация mimio на интерактивной доске, муляжи грибов (гриб боровик, подосиновик, подберёзовик, сыроежка, опята, лисичка, мухомор); картинки с изображением частей грибов (шляпки, ножки);

Материалы: корзиночки, предметы для экипировки грибника (плащи, резиновые сапоги,  шапочки, игрушечные ножи, наушники, проигрыватель, бутылки с водой);

Количество детей: 6 человек.

Приёмы: использование ИКТ, занимательный сюжет, персонаж Лесовичок, вопросы, развивающие задания, проблемные ситуации, работа в тройках.

Активизация словаря: с помощью вопросов, появление персонажа, проблемные ситуации.

Место нахождения детей и расположение пособий:

C:\Users\Colored\Desktop\схема мебели в группе.2.png

1.Приветствие

Л: Здравствуйте, ребята.

Д: Здороваются с учителем- логопедом.

2.Вводная часть. Создание положительного настроя у детей на совместную деятельность. Слайд №2. Золотая осень.

Л.: Ребята, что мы видим?

Д.: Осень.

Л.: Чем мы можем заняться в хороший осенний день?

Д.: Перечисляют.

 - Пойти за грибами.

Д.: Дети догадываются, что надо взять корзиночки.

Идут на имитированную полянку и находят муляжи грибов (белый гриб, подосиновик, подберёзовик, сыроежку, опята, мухомор), каждый кладёт гриб в свою корзиночку, кроме мухомора.

3.Координация речи с движением. Закрепление сопряженной речи.

       

 Д.: Подходят к учителю-логопеду с грибами, встают вкруг, ставят перед собой корзиночки. 

Проговаривают сопряжённо с учителем-логопедом, выполняя движения по тексту.

- Ножки, ножки, где вы были? (Топают ногами)

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали? (Хлопают в ладоши)

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали? (Закрывают и открывают глаза)

- Мы искали да смотрели – (Повороты туловища вправо-влево)

- Все пенечки оглядели.

4. Проблемная ситуация.

Л.: Ребята, муляжи каких грибов вы нашли?

Д.: Составляют предложения.

 - «Я нашёл белый гриб.»    и т. д.

Л.: Как называются все грибы, которые вы положили в корзинки?

Д.: Эти грибы называются съедобными

Л.: А вот этот гриб (мухомор) никто не положил в корзинку, почему?  или  

 - Почему у тебя пустая корзинка?

Д.: Это мухомор, он опасный, ядовитый, несъедобный гриб, поэтому его трогать руками и класть в корзинку нельзя.

5. Игра, направленная на развитие мышления «Кто мы?».

    Учить образовывать слова-родственники от слова гриб.

Л.: Ребята мы пошли в лес за грибами, кто мы, как нас можно назвать?

Д.: Грибники.

Л.: Ребята, а настоящие грибы можно найти в группе?

Д.: Нет.

Л: У каждого гриба есть определённое место в лесу, где он обычно растёт и каждый грибник должен об этом знать, а вы знаете?

 

6. Интерактивная игра «Найди домик грибов».

Составление предложений, включающих простые предлоги (на, под, по, за).

Употребление имён существительных во множественном числе. Слайд №3.

Л: Давайте поиграем в интерактивную игру «Найди домик грибов».

Вы мне расскажите, где можно встретить грибы в лесу.

Д. и Л: Садятся на стульчики перед интерактивной доской.

Д.:  - Грибы боровики растут под елью.

       - Опята растут на пне.

       - Сыроежки растут по всей поляне.

       - Подберёзовики растут за берёзой.

       -  Подосиновики растут около осины

       - Лисичка растет во мху.

Л: Молодцы, нашли домики для всех грибов.

7.Развитие физиологического длительного вдоха и выдоха, воображения.

Л.: Садится перед сидящими полукругом детьми. Я предлагаю вам закрыть глаза и понюхать наши грибы и представить, как они замечательно пахнут.

Д.: Выполняют глубокий вдох носом и выдох ртом 3 раза.

      Затем открывают глаза.

8. Появление персонажа Лесовичка.

Лесовичок: не замечая детей, ой куда это я попал, совсем старый стал.

Л.: Ой ребята, кто это к нам пожаловал?

Д.: Высказывают свои предположения.

Лесовичок: Я старичок-лесовичок, ходил за грибами, да и заблудился. А вы кто такие?

Д.: Мы грибники.

9.Игра «Соедини шляпку с ножкой».  Закрепление зрительного образа грибов. Употребление имён существительных в Р. п.

(появляется Лесовичок).

Лесовичок: Грибов каких-то странных я набрал. Не знаю можно ли их кушать?

Помогите разобраться старику.

Л.: Ребята, поможем Лесовичку?

Д.: Поможем.

Л.: Предлагает детям сесть за стол.

Д.: Садятся за стол.

Лесовичок: Вытаскивайте по одному грибочку из моей корзинки.

Д.: Дети рассматривают части картинок, на которых изображены отдельные шляпки и ножки. Это не целые грибы.

Л.: Ребята, что это?

Д.: Шляпки и ножки от разных грибов. Называют. «Это шляпка подберёзовика. Это ножка сыроежки.  и т. д.»

Лесовичок: вот, что у меня в корзинке ещё что-то осталось. Высыпает на стол оставшиеся части грибов.

Д.: Подбирают вторую, подходящую часть гриба и называют. «У меня подосиновик.и.т.д.»

Лесовичок: Вот спасибо вам грибники, помогли старику.

10. Упражнение для развития артикуляционной моторики «Грибочек»

Л: Ребята, а если гриб маленький, как мы его ласково назовём?

Д.: Грибочек.

Лесовичок, наши ребята знают одно упражнение для язычка, которое называется «Грибочек».

Л. и Лесовичок садятся за стол к детям

Л и Д: Выполняют упражнение 3 раза, удерживая язык около нёба на счёт 5. Логопед после каждого выполненного упражнения   кладёт деревянный грибочек в маленькую корзиночку.

Л: Сколько раз мы выполнили упражнение. Посчитайте грибочки в корзиночке

Д: 3 раза

Лесовичок: Молодцы и считать умеете.

11.Костюмированная игра-соревнование «Собери грибника в лес».

Проблемная ситуация.

Лесовичок: Вот смотрю я на вас и думаю, какие вы грибники? Вроде бы грибы знаете, а одеты вы совсем не так, как за грибами ходят.

Л.: Ребята вы знаете, как нужно собраться в лес за грибами?

Д.: Да.

Лесовичок: Это мы сейчас проверим. Нужно разделиться на две команды по три

человека. Команда синий плащ, команда жёлтый плащ. Выбрать в каждой команде грибника, который примерит одежду для похода в лес, а остальные члены команды будут ему помогать.

- Вот перед вами предметы (плащ, резиновые сапоги, тапочки, корзина, шапочка, наушники, сотовый телефон, магнитофон, бутылочка с водой) нужно собрать грибника в лес, оставив на стуле лишние предметы.

Победит та команда, которая выполнит задание быстро и дружно и правильно.

- Поможет вам схема-подсказка, на которой изображены все нужные вещи для грибника.

Л.: Ребята разделитесь на две команды. Помогает детям разделиться на команды.

Д.: Дети в командах по три человека выполняют задание. Логопед помогает одной команде, Лесовичок другой.

      Затем объясняют, что должен надеть грибник в лес и что не надо брать с собой. (наушники, магнитофон, тапки).

                     

12.Рефлексия.

Лесовичок: Молодцы ребята. Вот теперь я вижу, что вы настоящие грибники.

Вы хорошо знаете, как собрать грибника в лес.

Вот вам мой подарок. Дарит корзиночку с печением, имеющим форму грибка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Методическая разработка. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР) «Прогулка в парк»

Занятие по коррекции и профилактике речевых нарушений детей посредством сочетания слова и движения....

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Путешествие по сказкам» (игра по станциям)

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию  «Путешествие по сказкам» (игра по станциям)...

Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого  реального места. Используя в образовательной деяте...

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие).

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие)....

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по ОО «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Спешим на помощь царице Осени» Форма проведения: квест – игра

Данное занятие поможет педагогам решить следующие задачи:- познакомить детей с картой для определения местоположения предметов в группе; учить ориентироваться по карте, соотносить условные обозначения...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию «ФЭМП в процессе игровой деятельности»

Цель: расширение  математических представлений детей.Задачи:      Образовательные:-развивать знания детей о свойствах предметов;-формировать знания детей при проведении с...