Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Светлана Павловна

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого  реального места. Используя в образовательной деятельности виртуальную экскурсию «Страницы памяти блокады», педагоги смогут познакомить детей старшего дошкольного возраста, с памятниками, мемориалами, посвященными подвигу ленинградцев в годы блокады, находящимися в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор работы: Воспитатель Сорокина Светлана Павловна

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема экскурсии: «Страницы памяти блокады»

Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель экскурсии: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с памятными местами блокадного Ленинграда

Задачи экскурсии:

Образовательные:

Познакомить детей с памятниками и памятными местами, посвященных блокадному Ленинграду.

Расширять представления детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. 

Развивающие:  

Активизировать и обогащать словарный запас детей (город-герой, блокадники, Блокада, мемориал, монумент)

Развивать у детей зрительное и эмоциональное восприятие

Воспитательные: 

Воспитывать у детей чувство гордости, уважительное отношение, к истории своего города своей Родины, к людям старшего поколения, блокадникам

Маршрут экскурсии к памятным местам блокадного Ленинграда:

  • Проспект Стачек, 114. Памятник «Блокадный трамвай»
  • Невский проспект, 14. Мемориальная доска «Опасная сторона улицы»
  • Невский проспект, Аничков мост. Мемориальная доска «Следы снаряда»
  • Невский проспект, 54/3. Памятник «Блокадный репродуктор»
  • Набережная реки Фонтанки, 21. Памятник «Блокадная полынья»
  • Непокорённых проспект, 6. Памятник «Блокадный колодец»
  • Наличная улица, дом 55, Яблоневый сад, 55 «Памятник детям блокады»
  • 2 линия ВО д.13/6. Мемориальная доска в память о Тане Савичевой
  • Всеволожский район Ленинградской области 3 км Дороги жизни. Памятник «Цветок жизни»
  • Невский проспект, 4. Памятник «Глобус против войны»
  • Станция метро «Московская», Московское шоссе, Площадь победы. «Монумент героическим защитникам Ленинграда»
  • Непокорённых проспект, 72 «Пискарёвский мемориал»
  • Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Коккорево. Мемориал «Разорванное кольцо»
  • Гончарная улица, 2, Площадь Восстания. Обелиск «Городу-герою Ленинграду
  • Соляной переулок, 9. «Музей обороны и блокады Ленинграда»

Техническое обеспечение: экскурсия выполнена в программе Power Point

2010 и переведена в видеоролик mp4. Для демонстрации требуется ноутбук (или компьютер), проектор

Методические рекомендации по применению:

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. Используя в образовательной деятельности виртуальную экскурсию «Страницы памяти блокады», педагоги смогут познакомить детей старшего дошкольного возраста, с памятниками, мемориалами, посвященными подвигу ленинградцев в годы блокады, находящимися в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Источники информации, ссылки:

https://ru.wikipedia.

https://peterburg.center/ln/25-mest-v-sankt-peterburge-sohranivshih-sledy-blokady.html https://piterbu.ru/mesta-v-pitere/mesta-v-peterburge-soxranivshie-sledy-blokady.html

Валентина Савченко: Дошкольникам о блокаде Ленинграда 6-7 лет. Учебно-наглядное пособие. ФГОС
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/786816/

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект

Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады»

старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Воспитатель:

Сорокина Светлана Павловна

Санкт-Петербург

2021 год

Ход Экскурсии:

В. Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Страниц достаточно вполне».

В. Ребята! Город Санкт-Петербург - один из самых красивейших городов в мире. Раньше этот город назывался Ленинград. Одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов была блокада Ленинграда. В память о подвиге ленинградцев, которые старались спасти свой город и помочь стране победить, делающих всё для прорыва блокады, всё для победы, были возведены монументы, памятники, мемориалы, как в самом городе, так и в его пригородах. По этим памятным местам я и предлагаю нам отправиться. Это будет виртуальная экскурсиям.  

Слайд 2

В. Фашисты очень хотели захватить город и пройти по его улицам. И враг окружил его со всех сторон. 8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады, длинной в 900 дней. Ребята, кто-нибудь знает, что означает выражение «кольцо блокады»?

Ответы детей

Слайд 3

В. Начнём путешествие с проспекта Стачек, где  был установлен памятник блокадному трамваю. В самые трудные для города времена, словно верный друг, трамвай не оставлял горожан в беде и продолжал служить им верой и правдой. несмотря на то, что город был в кольце блокады, по улицам продолжали передвигаться трамваи, и их работа приостановилась только на четыре месяца по причине прекращения подачи электроэнергии. Далее мы продолжим наше путешествие на блокадном трамвайчике. В путь!

Слайд 4

В. Ребята, отправляемся на Невский проспект. На Невском проспекте на доме № 14 установлена мемориальная доска с надписью: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!" Эта надпись на доме спасала жизни людей. Также в городе есть ещё таблички с подобным сообщением на стенах домов: № 61 по Лесному проспекту, № 7 по 22-й линии Васильевского острова и № 6 корпуса 2 по улице Калинина. 

Слайд 5

В.  Продолжаем двигаться по Невскому проспекту. Остановка - Аничков мост.  За время войны по Ленинграду было выпущено немецкой артиллерией около 150 000 снарядов. Было разрушено множество памятников архитектуры. На гранитном постаменте коня одной из скульптур сохранился и специально не восстанавливается след от снаряда. Здесь можно прочитать надпись на мемориальной доске. Она с горечью говорит о том, что след оставлен одним из снарядов, которые враг выпустил по Ленинграду.

Слайд 6

В. Едем дальше. На углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы был торжественно открыт памятный знак блокадному репродуктору. В первые месяцы блокады в городе установили 1500 громкоговорителей. Репродуктор поддерживал связь осаждённого Ленинграда с остальной страной. Он передавал сообщения о событиях на фронте. По блокадному репродуктору звучали выпуски газет, музыка и стихи, зачитывались фронтовые письма, которые заменяли почту.

Слайд 7

В. Ребята, продолжим наш путь. На спуске набережной реки Фонтанки, у дома 21 находится один из самых значимых памятников блокады — "Блокадная полынья".  Из-за сильных морозов и ежедневных бомбёжек вода подавалась редко в дома. Жителям приходилось набирать воду из рек, каналов и прорубей, у которых выстраивались длинные очереди. В день прорыва блокады у мемориальной доски проходят торжественные церемонии и акции памяти, люди приносят цветы и свечи.

Слайд 8

В. Ребята, есть ещё один памятник, посвящённый Великому Подвигу Ленинградцев. Мемориал "Блокадный колодец". Источником воды для горожан стали не только реки, каналы, проруби, но и колодцы. Память об одном из них была увековечена мемориальной композицией "Блокадный колодец", которая размещена на проспекте Непокоренных, на стене дома № 6. На стене выбита надпись: 1941-1945. Здесь в суровые годы блокады был колодец источник жизни.

Слайд 9

В. Едем дальше. В сквере у дома №55 по Наличной улице был открыт памятник «Детям блокады». Символом страшных страниц военной истории города стала эта маленькая хрупкая девочка, укутанная в шаль, в огромных валенках и с кусочком блокадного хлеба в руках. У неё не по-детски печальное лицо, так как ребёнку пришлось испытать все тяготы блокадной жизни. Позади девочки стела, символизирующая окна блокадного Ленинграда, заклеенные крест-накрест бумагой. У памятника всегда лежат цветы, детские игрушки, кусочки хлеба.

Слайд 10

В. Отправляемся на Васильевский остров. На 2-ой линии Васильевского острова, в доме № 13/6, в квартире №1 жила большая и дружная семья Тани Савичевой. В страшную блокадную зиму 1941 года девочке было всего 11 лет, когда она начала терять своих родных одного за другим. С начала блокады Танечка записывала в блокнотике даты смерти каждого человека из своей семьи своей детской ручкой, дрожащей от страха, голода, холода. Дневник Тани Савичевой стал символом трагедии Ленинграда и живущих в нем людей. Его 9 страниц знает весь мир. На доме и во дворе, где жила Таня Савичева, установлены мемориальные доски. Круглый год возле них лежат живые цветы.

Слайд 11

В.  Ребята, сейчас мы поедем во Всеволожский район Ленинградской области. «Цветок Жизни» — это первый монумент на Дорогие жизни, посвященный детям, погибшим в тяжелые блокадные годы. Центральной составляющей памятника является бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, на лепестках которой изображен детский рисунок улыбающегося мальчика со словами «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником установлена мемориальная стела с надписью: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 —1944». Рядом высажено 900 берез, украшенных красными галстуками, по одной березе за каждый блокады в день.

Слайд 12

В. Возвращаемся в город. На Невском проспекте во дворе дома № 14 установлен глобус. На постаменте памятника высечены строки стихотворения поэта Юрия Воронова, который подростком пережил блокаду: «Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, нам нужно чтобы наши дети об этом помнили, как мы!»
Слайд 13

В. Каждого, кто въезжает в Санкт-Петербург со стороны Пулковского шоссе, встречает Монумент героическим защитникам Ленинграда. Воздвигнутый на Московском проспекте, на площади Победы, он посвящен подвигу ленинградцев в период Великой Отечественной войны и блокады. Это 48-метровый гранитный обелиск, у основания которого расположена скульптурная группа "Победители".

Слайд 14

В. Отправляемся на проспект Непокорённых, где находится Пискаревский мемориал — символ памяти жертв блокады Ленинграда. В центре мемориала расположена бронзовая скульптура «Мать-Родина», изображающая женщину с гирляндой дубовых листьев в руках. На территории мемориала проходят акции памяти, в которых участвуют ветераны, жители и гости города, а также работает музей. Вечный огонь Пискаревского мемориала горит в память обо всех жертвах блокады и героических защитниках города.

Слайд 15

В. Едем дальше! Ребята, полная блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Но уже зимой 1943 благодаря грамотному командованию Советской Армии удалось осуществить прорыв в кольце. Памятник «Разорванное кольцо» стал олицетворением этой первой победы. Расположен он на западном берегу Ладожского озера у деревни Коккорево. Возвышающиеся в небо железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады. Просвет между ними – Дорога жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под аркой – следы автомобильных протекторов, ведущие по направлению к озеру. Возле мемориала установлены белые бетонные шары, символизирующие прожекторы, и настоящее зенитное орудие. Именно такие зенитки защищали автоколонны, движущиеся по льду Ладоги, от вражеских авианалетов.

Слайд 16

В.  Ребята, кто-нибудь может сказать, как называется эта площадь?

Ответы детей

В. Правильно, это площадь Восстания.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город герой». Обелиск «Городу- герою Ленинграду» расположен на площади Восстания.  Высота его 36 метров, увенчанный "Золотой Звездой Героя".
Монумент украшают бронзовые горельефы, в нижней части видны изображения важных событий в жизни Ленинграда — "Блокада", "Тыл — фронту", "Атака", "Победа".

Слайд 17

В. Ребята, а вы знаете куда нас сейчас привёз наш трамвайчик? Это государственный музей обороны и блокады Ленинграда. Находится он в центре города Соляной переулок дом 9. Обязательно сходите туда с родителями. На этом наша экскурсия по памятным местам блокады Ленинграда закончилась. Памятных мест очень много в нашем городе, на следующей экскурсии мы посетим и их.

Слайд 18

В. И снова мир с восторгом слышит

салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

освобожденный Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый,

прозрачный воздух тех ночей,

когда, как плети, часто, мерно

свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

твердили, диким взрывам внемля:

- Ты проиграл войну, палач,

едва вступил на нашу землю!

Так пусть же мир сегодня слышит

салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит!

Победоносный Ленинград!

В. Ребята вам понравилась экскурсия?

Ответы детей

В. Где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей

В. Что вам запомнилось больше всего?

Ответы детей

В. Спасибо за внимание, за ваши ответы. Я думаю, вы сегодня узнали много нового про наш город, про памятники блокадного Ленинграда. Вот он, какой Санкт-Петербург-Ленинград- героический, непобедимый, бесстрашный!  Берегите его и будьте достойными гражданами своего города! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для  детей с ТНР на тему «Открываем Африк...

Методический материал по теме "Мой любимый город Волгодонск" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Тема: «Волгодонск – моя судьба»Задачи: Образовательные:1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).2.Активизировать в...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...

Методическая разработка по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Моя Родина – Россия»

Методическая разработкапо познавательно–исследовательской деятельности в старшейгруппе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему«Моя Родина – Россия»...