Методическая разработка по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Моя Родина – Россия»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

 

Методическая разработка

по познавательно–исследовательской деятельности в старшей

группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

 на тему

«Моя Родина – Россия»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_rossiya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по познавательно–исследовательской деятельности в старшей

группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

 на тему

«Моя Родина – Россия»

Автор:

воспитатель

Андреева Надежда Александровна,

первая квалификационная категория

2023


Конспект занятия

Фамилия, имя, отчество авторов: Андреева Надежда Александровна.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка», г. Новочебоксарск.

Название работы: Методическая разработка по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Моя Родина – Россия»

Продолжительность: 1 занятие (20 минут)

Группа: старшая группа

Аннотация: Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Моя Родина – Россия». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.  

Обучение по данной организованной образовательной деятельности создает благоприятные условия для развития логического и образного мышления, творческого воображения и мелкой моторики детей; воспитанию патриотизма и любви к родине. На занятии используются различные методы и приемы: дидактические игры, наводящие вопросы.

Программное содержание:

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Программное содержание:

образовательные задачи: Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут. Формировать уважительное отношение к государственным символам;

развивающие задачи: Развивать внимание, память, речь;

воспитательные задачи: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование и материалы: карта России, магнитная доска, изображения: флаг, герб, гимн, московский Кремль, президент, природные виды России, (слайды презентации), мнемокарточки.

Предварительная работа: беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций на данную тематику.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас посмотреть мультфильм.

(Просмотр мультфильма «Мульти-Россия – Россия»)

Воспитатель: О чем мультфильм?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами много говорили про Россию, читали стихотворения, пословицы. Сегодняшнее занятие мы посвятим Родине и еще больше узнаем о том, какая она, наша страна. Для этого составим план изучения России. В этом нам помогут мнемокарточки. На каждой из них указана цифра, которая вам подскажет последовательность их выкладывания на магнитной доске. Выбирайте по одной карточке и выложите мнемодорожку. Это и будет нашим планом.

(Дети выкладывают мнемодорожку на магнитной доске по возрастанию цифр, указанных на мнемокарточках)

Воспитатель: У нас получилась мнемодорожка. Что нам подсказывает первая карточка? Какая Россия?

Дети: Россия – большая.

Воспитатель: Правильно. Давайте подойдем и посмотрим на карту. Я вам показываю границы нашей страны. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Вот как много места занимает территория нашей Родины на планете Земля.

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.

Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Я предлагаю поиграть в пальчиковую гимнастику «Моя страна».

(Пальчиковая гимнастика «Моя страна»

Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя!

(прикладывают руки к груди))

Воспитатель: Молодцы, ребята. Первый пункт плана мы выполнили. О чем нам говорит второй пункт плана? Какая Россия?

Дети: Россия – красивая.

Воспитатель: На самом деле, наша Родина очень красивая. Кто знает, чем красива наша страна?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю пройти к экрану и посмотреть на красоты нашей Родины.

(Просмотр слайдов презентации)

Воспитатель: Вот такая красивая Россия. Посмотрим на наш план. Что нам подсказывает третья карточка? Какая Россия?

Дети: Россия – сильная.

Воспитатель: Как вы думаете, чем сильна наша Родина?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Россия сильна своей армией, умными людьми (учеными, писателями, поэтами, музыкантами и т.д.). В России много сильных спортсменов, которые побеждают на соревнованиях во всем мире. Вы хотите быть сильными? (Ответы детей). Тогда я предлагаю вам немного размяться. Давайте проведем физкультминутку.

(Физкультминутка: «Ура!»)

Раз, два, три, четыре.

(руки в стороны и с силой к плечам)

Будем всех сильнее в мире.

Будем мир мы защищать,

(поднимают прямые руки и скрещивают над головой)

Будем маму обнимать.

(обнимают себя за плечи) 

На носочки встанем,

Солнышко достанем.

(поднимаются на носочках)

До пяти считаем,

Дружно приседаем.

(приседают пять раз)

Ура!

(кричат, подняв руки вверх))

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы убедились, что Россия – сильная страна. Посмотрим на наш план. О чем нам говорит четвертая карточка? Какая Россия?

Дети: Россия – богатая.

Воспитатель: Чем богата Россия?

(Ответы детей)

Воспитатель: Россия богата лесами, горами, реками, озерами, морями, полями, полезными ископаемыми (нефтью, природным газом, углем, золотом, алмазами и т.д.). Еще, ребята, Россия богата людьми разных народов. Наша Родина – многонациональная страна.

 Воспитатель: Давайте посмотрим на наш план. О чем нам говорит пятый пункт? Какая Россия?

Дети: Россия – родная.

Воспитатель: Почему наша страна для нас родная? Ответить на этот вопрос нам помогут картинки.

(Дети подбирают картинки с изображением родного города, детского сада, семьи, друзей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Глядя на наш план, мы можем перечислить, почему она любима нами. Мы любим нашу страну, потому что она большая, красивая, сильная, богатая, родная.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать, как называют человека, который любит свою страну. Патриот – человек, который не только любит свою страну, а еще готов сражаться за нее.

(Хоровое и индивидуальное повторение слова «ПАТРИОТ»)

Воспитатель: Мы прошли по нашей мнемодорожке. С ее помощью мы еще больше узнали о Родине.

Воспитатель: Каждое государство и наша страна тоже имеют свои государственные символы. Ребята с нашей группы подготовили сообщения о гербе, флаге, гимне Российской Федерации.

(Сообщения детей о государственных символах РФ)

ГЕРБ

Герб - это символ нашего государства. На гербе изображены: Двуглавый орёл. Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг. На гербе у орла две головы. Орёл смотрит на запад и на восток, а значит он не пропустит ни одного врага. На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея. Это символизирует победу добра над злом!

ФЛАГ

Российский флаг - трехцветный. Белый цвет означает чистоту. Синий - веру и верность, а красный - символ крови, которую воины нашей страны проливали за Родину, чтобы сегодня мы жили в мире и согласии.

ГИМН

Гимн страны - это государственный символ. Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности. Гимн России очень красивый и величавый. Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.

Воспитатель: Давайте послушаем еще одно сообщение о президенте РФ.

ПРЕЗИДЕНТ

Самый главный человек в России – президент. Он руководит государством и принимает важные решения. Также президент является главнокомандующим нашей армией.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня старались во время занятия. О чем мы сегодня говорили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы и в дальнейшем будем изучать, узнавать новое о нашей Родине в детском саду. А еще больше узнаете о ней, когда пойдете в школу. А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм о нашей Малой Родине – Чувашской Республике.

(Просмотр мультфильма «Мульти-Россия – Республика Чувашия»)

Список источников и литературы

  1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь, Г.В. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 192 с.
  2. Виноградова, Н.Ф. Дошкольникам о родной стране / Н.Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 2009. – 112 с.
  3. Гамаль, Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики / Е. В. Гамаль. – СПб. : Полиграфуслуги, 2006. – 64 с.
  4. Мультфильм «Мульти-Россия – Россия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xSrsouS0_4U.
  5. Мультфильм «Мульти-Россия – Республика Чувашия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=w-IoKC9M0ok.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Строим набережную».

Развиваем познавательно - исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, гранита. Воспитываем чувство гордости, любви к своему городу....

Методическая разработка: конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи "Путешествие в лес".

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Дикие животные и их детеныши" и грамматической теме "Предлоги". Целью занятия является актуализация и обобщение знаний детей о...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет "Моя Родина - Россия"

Занятие направлено на формирование представлений о России как многонациональном государстве....