Методическая разработка: конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи "Путешествие в лес".
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Чубарук Ольга Валерьевна

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Дикие животные и их детеныши" и грамматической теме "Предлоги". Целью занятия является актуализация и обобщение знаний детей о диких животных, формирование умения употреблять в речи простые предлоги и правильно использовать падежные окончания имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в средней группе

компенсирующей направленности для детей

с общим недоразвитием речи

«Путешествие в лес»

Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши»

Грамматическая тема: «Предлоги»

Цель: Актуализация и обобщение знаний детей о диких животных.

Задачи:

1. Формирование лексического строя речи: активизация и актуализация пассивного и активного словаря по темам «Дикие животные», «Весна»; закрепление функций обобщения по лексической теме.

2. Формирование слоговой структуры слова.

3. Формирование умения составлять предложения из 3 – 4 слов с использованием простых предлогов.

4. Формирование умения правильно использовать падежные окончания существительных.

5. Формирование функций словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (названия детенышей животных).

6. Формирование навыка согласовывать имена числительные 1, 2  и 5 с именами существительными.

7. Формирование навыка дифференцированного дыхания.

8. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью.

9. Работа над общими речевыми навыками.

10. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

11. Развитие неречевых психических функции (память, внимание, мышление).

12. Развитие интереса к играм с речевым содержанием.

13. Развитие пантомимических движений, пластики, общей моторики.

14. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: резиновая игрушка «Белка», предметные картинки с изображением диких животных, ноутбук, телевизор, презентация по теме «Дикие животные»,  индивидуальные листы с упражнением «Проведи дорожку», простые карандаши, призы-медали «Защитник животных».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- По дороге в детский сад я встретила белку. Она прибежала из леса и просит нас о помощи. Детеныши у животных баловались и убежали от своих родителей. Мамы-животные плачут и не могут их найти. Белка просит вас помочь животным найти своих детенышей.

2. Формирование слоговой структуры слова.

Упражнение «Скажи слово с ладошками».

- Вспомним названия диких животных и скажем их с ладошками.

(предлагается детям назвать предметные картинки с изображением диких животных, совершая хлопки ладошками на каждый слог).

- Бел-ка, ли-са, за-яц, волк, е-жик, лось, мед-ведь.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

- Где живут дикие животные?

- Дикие животные живут в лесу.

- Чтобы попасть в лес и не заблудиться, нам нужно на карте нарисовать наш путь. Простым карандашом проведите дорожку от детского сада до леса.

Графическое упражнение «Проведи дорожку».

 - Карты наши готовы, мы можем отправляться в путь.

Логопед с детьми под музыку «Зашагали ножки…» доходят до игровой части группы.

4. Актуализация пассивного словаря, развитие слухового внимания,  пантомимических движений, пластики, общей моторики.

Упражнение «Слушай и покажи».

- Внимательно слушайте и покажите животное, которое я назову. (Логопед называет дикое животное; дети передвигаясь по кругу, изображают его с помощью пантомимических движений).

5. Формирование навыка дифференцированного дыхания.

- Мы пришли в лес. Какой в лесу чистый воздух! Давайте им подышим. Носик дышит, ротик дует.

Упражнение «Носик дышит, ротик дует»: вдох носом, выдох ртом.

6. Активизация и актуализация пассивного и активного словаря, закрепление функций обобщения по лексической теме, формирование умения составлять предложения из 3 – 4 слов с использованием простых предлогов, правильно использовать падежные окончания существительных, формирование функций словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (названия детенышей животных), развитие зрительного внимания и памяти, развитие мелкой моторики.

Упражнение с использованием презентации «Дикие животные».

Дети садятся перед телевизором.

- Оказались мы на лесной полянке. Эта полянка зимняя или весенняя? (Весенняя) Как вы узнали?

- На деревья появились листочки, выросла травка, расцвели цветы.

- Посмотрите внимательно, кто появился на дереве?

- Белка.

- Правильно. Где сидит белка?

- Белка сидит НА ветке.

- Какое стихотворение про белку вы знаете? Расскажите его, а пальчики вам помогут.

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…» наизусть.

Сидит белка на тележке,         Хлопки ладонями, удары кулачками

Продает она орешки.               друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке,                 Загибаем поочередно пальчики на обеих

Воробью, синичке,                  руках, начиная с больших.

Мишке толстопятому,              

Заиньке усатому.

Кому в платок,                         Хлопки ладонями - удары кулачками.

Кому в зобок,

Кому в лапочку.                       Вытягиваем вперед ладошки.

- Как называется детеныш белки?

- Бельчонок.

- Где прячется бельчонок?

- Бельчонок прячется В дупле.

- Кто появился на полянке?

- Ежик.

- Как называется детеныш ежика?

- Ежонок.

- Где прячется ежонок?

- Ежонок прячется ПОД кустом.

- Кто появился на полянке?

-Заяц.

- Где сидит заяц?

- Заяц сидит НА пеньке.

- Назовите детеныша зайца.

- Зайчонок.

- Где прячется зайчонок?

- Зайчонок прячется ЗА кустом.

- Посмотрите, кто пришел на полянку?

- На полянку пришел лось.

- Кто у него детеныш?

- Лосёнок.

- Где прячется лосёнок?

- Лосёнок ЗА деревом.

- Кто еще пришел на полянку?

- На полянку пришла лиса.

- Где стоит лиса?

- Лиса стоит ЗА деревом.

- Назовите детеныша лисы.

- Лисенок.

- А сейчас кто пришел на полянку?

- Медведь.

- Откуда выглядывает медведь?

- Медведь выглядывает ИЗ-ЗА куста.

- Кто у медведя детеныш?

- У медведя медвежонок.

- Кто прибежал на полянку?

- На полянку прибежал волк.

- Назовите детеныша волка.

- Волчонок.

- Где прячется волчонок?

- Волчонок прячется ЗА деревом.

- Назовите еще раз животных и их детенышей.

- Белка и бельчонок, волк и волчонок, медведь и медвежонок…

7. Формирование навыка согласовывать имена числительные 1, 2  и 5 с именами существительными.

Упражнение «Сосчитай 1, 2…5» с использованием презентации.

- Ребята, сколько лис на полянке?

- Одна лиса.

- А теперь?

- Две лисы, три лисы….пять лис.

- Сколько волков на полянке?

- Один волк, два волка… пять волков.

8. Подведение итога.

- Все животные нашли своих детенышей. Они прощаются с нами. Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с животными и лесной полянкой: раз, два – покружись, в детском саду очутись. Где мы были? Кому мы помогли найти своих детенышей?

Ребята, вы молодцы! Настоящие защитники животных. Белка передала для вас сюрпризы-медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методическая разработка: "Интегрированное логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникационной технологии для детей с общим недоразвитием речи «Сказочное приключение на Ямале».

       Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»

В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и  педагогические технологии....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»

Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].Задачи:Коррекционно-обучающие:Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного а...