Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ермакова Анна Анатольевна

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva.odt23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность.

 Тема: «Земля — кормилица».

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисково-    

           исследовательской  деятельности детей.

           Объяснить, что такое почва;  узнать о ее составе.

Задачи: Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение

              работать с прозрачной стеклянной посудой (стаканчики, воронки),      

              соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

               Дать понимание взаимосвязи «человек-природа»; приобщить детей к

               исследовательской деятельности, формировать любознательность,        

              интерес, навыки самостоятельной и коллективной работы.

Оборудование и материалы для занятия:

  • Прозрачные сосуды цилиндрической формы;
  • Стеклянные воронки;
  • Фильтровальная бумага;
  • Палочки для размешивания;
  • Образцы почвы, песок, глина;
  • Рассада;
  • Вода;
  • Спиртовка.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

  • Психогимнастика «Колосок».
  • Динамическая пауза.
  • Пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям рассаду, и поднимает вопрос — куда же лучше посадить растение? Предлагает на выбор: почву, песок, глину.

Дети высказывают предположения, и приходят к выводу, что рассаду нужно посадить в землю. Правильно! В почве есть все небходимое для роста и развития растений. Ведь не зря землю называют «Кормилицей». Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто.

Ребята, мы с вами уже знаем, что верхний слой земли, на котором растут растения называется почвой.

Я предлагаю вам исследовать почву. И для этого нам нужно очутиться в волшебной лаборатории.

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории, при проведении опытов? (Обсуждение техники безопасности).

Перед вами находятся тарелочки с почвой. Рассматривание образцов через лупу.

Что вы видите? (остатки старых сухих листьев, остатки старой травы, маленькие палочки, песок)

Какого цвета почва? (темная). Прежде, чем мы начнем исследовать нашу «Землю-кормилицу», а предлагаю вам превратиться в зернышки.

Дети выходят из-за столов и берут по пшеничному зернышку.

Проводится психогимнастика «Колосок».

Я — зернышко пшеничное,  

Из колоска созревшего.

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Росточками зелеными

Я к небу потянусь,

И в поле золотом

В пшеницу превращусь.

 

Дети садятся на свои места.

Давайте проведем опыты и выясним, что еще входит  в состав почвы, и почему именно  почва необходима растениям.

Опыт 1. Возьмем стаканчик с водой и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите? Какие у вас предположения, что это? (из почвы идут пузырьки).

О чем это говорит? (в почве есть воздух).

Опыт 2. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем.Стряхните почву на тарелочку. Что осталось на салфетке? (влажное пятно)

 Давайте подумаем вместе, что это значит?

Вывод? (в почве есть вода).

Опыт 3. Теперь добавим еще немного почвы в стаканчик с водой, размешаем и посмотрим, что у нас получилось.Что произошло? (вода в стакане стала мутной).

Обратите внимание, что находится на дне стаканчика? (песчинки), а сверху — глина.

Чтобы помочь вам узнать, я загадаю вам загадки.

                   Он очень нужен детворе.

                    Он на дорожках во дворе,

                     Он и на стройке, и на пляже,

                       И он в стекле расплавлен даже. (песок)

 

                   Если встретишь на дороге,

                    То увязнут сильно ноги.

                     А сделать миску или вазу,

                     Она понадобится сразу. (глина)

Итак, какой делаем вывод? (в состав почвы входит песок и глина).

Опыт 4. А теперь попробуем нашу воду с размешанной почвой очистить. Как мы это сделаем? Посмотрите, для этого у нас есть специальная фильтровальная бумага. Я складываю ее на четыре части, чтобы поместить в воронку. Попробуйте сделать тоже самое. Хорошо. Работаем в парах. Один из вас придерживает воронку с бумагой, а другой аккуратно переливает воду с растворенной почвой.

Посмотрите внимательно, какая вода сейчас в пробирке? (прозрачная).

Мы очистили воду.

Опыт 5. Я проведу его сама, а вы посмотрите. Сейчас я возьму немного очищенной воды и помещу в специальное блюдечко. Нагреваю его над огнем спиртовки. Я это делаю для того, чтобы выпарить воду. Что вы видите? В блюдечке образовался белый налет. (это соль).

Кто догадался, что это такое? Давайте условимся, что говорить будем по очереди.

Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям.

Сделайте вывод. (в почве есть соли).

Физкультминутка.

На зарядку солнышко

Пробуждает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «Раз»!

А над нами весело

Шелестит листва,

Опускаем руки мы

По команде «Два»!

Дети садятся за столы, где каждому приготовлен листок с незаполненой схемой состава почвы.

Ребята, давайте вместе вспомним результаты наших исследований и зарисуем выводы на этой схеме.    

песок

воздух

почва

глина

вода

                                                                 

соли

Дети изображают условные обозначения в пустых ячейках схемы.

 Теперь мы знаем, что именно в почве, не в песке, не в глине, содержатся специальные питательные вещества, необходимые растениям.

Чтобы наши ручки отдохнули, проведем пальчиковую гимнастику:

Тук, тук, тук, тук.

Молоточки стучат.

Строим дом для зайчат,

Строим дом для бельчат,

Строим дом для мальчиков,

Строим дом для девочек.

Вот такой хороший дом,

Вместе дружно заживем!

 Молодцы! (рефлексия).

Вам понравилось наше занятие? У вас все получилось, вы были настоящими учеными-исследователями. Вы узнали, почему землю называют «кормилицей».  Но и она нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет! Будем беречь нашу землю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Грибы и ягоды» с использованием здоровьесберегющих технологий.

В конспекте представлены цель, задачи, ход непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы на тему: "Грибы и ягоды"...

Методическая разработка "Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Быстрые дельфины»"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                     детский сад №43 ...

Методическая разработка конспекта познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему мы не слышим рыбьи разговоры?».

Экологическое воспитание,которое в последние десятилетия становится все более актуальным, просто невозможно без опытно-экспериментальной деятельности. Посредством опытов и экспериментов мы формируем и...

Методическая разработка по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Транспорт»Название «В беде друзей не оставим»Цель: Совершенствовать связную диалогическую и монологическую речь детей, активизировать словарь по теме “транспорт&rd...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы

Методическая разработка по познавательному развитию для детей (подготовительная группа)...