Методическая разработка конспекта познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему мы не слышим рыбьи разговоры?».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Великанова Мария Владимировна

Экологическое воспитание,которое в последние десятилетия становится все более актуальным, просто невозможно без опытно-экспериментальной деятельности. Посредством опытов и экспериментов мы формируем и расширяем представления у детей об объектах живой и неживой природы. Работа в этом направлении ведётся как во время проведения занятий НОД, так и на прогулках, тематических досугах и даже в самостоятельной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pochemu_my_ne_slyshim_rybi_razgovory.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 60 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспекта познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.

«Почему мы не слышим рыбьи разговоры?».

Воспитатель:

Великанова Мария Владимировна

2020/2021 уч. год

Цели: 

В ходе эксперимента доказать, что поверхность воды практически полностью отражает звуковую волну, в следствие чего звук, переходя из водной среды в воздушную меняется и мы его почти не слышим.

Задачи по образовательным областям: 

Социально-коммуникативное развитие:

- создать благоприятные условия для развития познавательных способностей;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать партнёрские отношения со сверстниками;

Речевое развитие:

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками;

- продолжать совершенствовать умение формулировать гипотезы и выводы;

- обогатить словарь;

- развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятие.

Познавательное развитие:

- расширять представления детей о понятиях: «звук», «звуковая волна», «водоём», «рыбы»;

- создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

- познакомить детей со свойством воды (поверхность воды отражает звуковую волну);

- формировать способность определять взаимосвязь между предметами и явлениями;

- развивать навыки экспериментирования.

Художественно-эстетическое:

- развивать умение графически изображать природные явления

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.

Предварительная работа: беседа с детьми «Вода и её обитатели», «Аквариум и его обитатели», чтение произведения В. Танасийчука «Рыбьи разговоры», беседа по прочитанному произведению, экскурсия к аквариуму в «Уголке природы» в детском саду, рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: прозрачный контейнер с водой и игрушечными рыбками, прозрачный контейнер с водой, аудиозапись со звуками рыб, музыкальный инструмент «треугольник», музыкальная игрушка с механическим заводом, фартучки, клеенка, салфетки, карточки, простые карандаши.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети подготовительной к школе группы.

Возраст детей: 6-7 лет

Количество: 8 человек

Педагогический замысел: развитие познавательной активности через формирование навыков экспериментирования; интеграция образовательных областей.

Планируемый результат: расширение знаний о свойствах воды, о рыбах и их особенностях; наличие у детей положительных эмоций, новых впечатлений, активизация воображения, повышение мотивации к познавательно-экспериментальной деятельности.

Технологическая карта НОД

№ п\п

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

-воспитатель приглашает детей в группу

-включает аудиозапись

- дети заходят в группу, встают вокруг стола

 - слушают запись

1

 мин

1.1

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

- воспитатель включает аудиозапись, предлагает детям послушать и отгадать, кому принадлежат звуки

-  беседа по предварительной работе (произведение В.Танасийчука «Рыбьи разговоры»)

-формулирование гипотезы

-ответы детей

-дети вспоминают содержание

-дети формулируют гипотезу

3

мин

2

ОСНОВНАЯ     ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

выполнения действий по задачам экспер-ия,  самостоятельное применение нового на практике

- воспитатель даёт инструкцию проведения эксперимента

- воспитатель предлагает детям различные инструменты для эксперимента

-дети совместно с воспитателем по инструкции проводят эксперимент

- дети пробуют провести эксперимент самостоятельно с помощью различных инструментов

15

мин

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ-

НАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия:
- что вам запомнилось за кулисами театра?

- что нового и интересного вы узнали о свойствах воды? О рыбах?

- что больше всего понравилось делать?

-дети зарисовывают результат эксперимента в карточке

6

мин

Ход занятия

Дети входят в группу. На столе стоят 2 прозрачных контейнера с водой. Рядом на клеёнке лежит необходимое оборудование.

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Воспитатель включает запись со звуками рыб.

Воспитатель:

Дети предполагают:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети высказывают свои гипотезы:

Воспитатель:

Воспитатель демонстрирует звук «Треугольника»

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель погружает инструмент в воду и демонстрирует звук в воде.

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Воспитатель показывает поверхность воды, как бы проведя черту между водной и воздушной средами.

Воспитатель демонстрирует звук музыкальной игрушки.

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель демонстрирует звук в воде.

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на стол. Что вы видите?

Контейнер с водой, аквариум.

Правильно. На столе в одном из контейнеров находятся игрушечные рыбки. Он, действительно, похож на аквариум.

Ребята, давайте послушаем аудиозапись!

Достаточно громкие звуки. Ребята, что это за звуки, как вы думаете?

Рыбы?

Вы абсолютно правы! Эти звуки издают рыбы.

Ребята, мы прочитали рассказ В. Танасийчука «Рыбьи разговоры». О чем рассказ?

О том, что рыбы вовсе не мочат, как все думают. Это обнаружили ученые совсем недавно.

Почему же мы не слышим этих звуков?

Давайте посмотрим на наш игрушечный водоём и подумаем. У кого, какие гипотезы есть?

Вода скрывает, меняет звук

Ну что же, давайте проведём эксперимент и узнаем, правы вы или нет.

Мы будем использовать второй контейнер с водой, в котором нет рыб. У нас с вами есть музыкальный инструмент «Треугольник» и музыкальная игрушка механическая. Ребята, эта игрушка работает от механического завода, а не от батареек или электричества, поэтому мы можем опустить ее в воду.  

Ребята, что мы слышим?

Громкий звук.

Или звуковую волну. Любой звук, который мы издаем или слышим, можно назвать звуковой волной. Звук какой?

Громкий, звонкий

Ребята, вы слышите звук?

Да

Звук какой?

Тихий, глухой, еле слышно

Что же произошло? Почему звук изменился?

«Треугольник» издаёт звук под водой. В воздухе этот звук другой.

Мы видим, что поверхность воды, разделяющая ее с воздушной средой, практически полностью отражает звуковую волну. То есть звук, переходя из водной среды в воздушную меняется.

Давайте проверим, это на примере музыкальной игрушки.

Дети, какой мы слышим звук?

Громкий, звонкий.

Ребята, звук изменился?

Да, его почти не слышно.

Какой вывод мы можем сделать?

Звук, переходя из воды в воздух меняется. Его почти не слышно.

Ребята, в ходе эксперимента мы доказали, что звук переходя из водной среды в воздушную, меняется.

Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же мы не слышим рыбьи разговоры?

Звук меняется, становится глухим и тихим, а водоёмы глубокие, в них рыбы плавают далеко от нас. Поэтому мы и не слышим рыб.

Ребята, я предлагаю вам сесть за столы и зарисовать полученный результат в карточках эксперимента.

Список используемой литературы:

- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

- Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. – СПб: Детство-пресс, 2018.

- «Кто видит ушами?»/ В. Танасийчук – М.: Малыш, 1989.

- «Рыбка строит дом»/ В. Берестов – Изд-во: Детская литература

- «На закате дремлет пруд»/ Стюарт Е. https://library.nstu.ru/files/new/2018/lecture/Моя%20Сибирь/Я%20прошу%20%20%20вспоминайте%20меня!%20(Елизавета%20Стюарт%20%20сибирская%20поэтесса).pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

"Чтобы уши слышали"конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Дети знакомятся с органом слуха - ухом; узнают о строении уха и значении его в жизни человека. Закрепляют правила ухода за ушами....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему радуга разноцветная?»

План - конспект познавательно - исследовательской деятельности "Почему радуга разноцветная?" с детьми старшего дошкольного возраста по методике О. В. Дыбиной....

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Грибы и ягоды» с использованием здоровьесберегющих технологий.

В конспекте представлены цель, задачи, ход непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы на тему: "Грибы и ягоды"...

Методическая разработка "Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Быстрые дельфины»"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                     детский сад №43 ...

Методическая разработка для воспитателей «Нравственное воспитание в подготовительной к школе группе. Конспект беседы с детьми».

Методическая разработка для воспитателей«Нравственное воспитание в подготовительной к школе группе.Конспект беседы с детьми».Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом э...

Методическая разработка."Развитие речи детей старшей и подготовительной к школе группы Пособие "Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам""

Своевременное и правильное освоение речи  - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выраз...