"Чтобы уши слышали"конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Жидовкина Марина Серафимовна

Дети знакомятся с органом слуха - ухом; узнают о строении уха и значении его в жизни человека. Закрепляют правила ухода за ушами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_ushi_slyshali.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №35 «Родничок»

города Губкина Белгородской области

 

                                    ЧТОБЫ  УШИ СЛЫШАЛИ.

(конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе)

                                                                    Подготовила:

                                                                                         Жидовкина М.С. –

воспитатель подготовительной к школе группе

    МАДОУ «Центр развития ребёнка –

 детский сад№35 «Родничок»

                                           

Губкин

2016

ЧТОБЫ  УШИ СЛЫШАЛИ.

(конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе)

    Программные задачи:

-  формировать представления детей об органе слуха – ухе:

  о строении ушей и их значение в нашей жизни;

-  развивать слуховое внимание;

- закрепить знания о правилах ухода за ушами;

- расширить и активизировать словарь по этой теме;

- воспитывать бережное отношение к своему телу.

  Оборудование: круг; картинки  с изображением органов чувств (метки - нос, глаза, рот, уши); схема строения уха; мультфильм про ухо, ватные шарики, трубочки, ширма, стакан, бумага, платок, ножницы; картинки по уходу за ушами – на каждого ребёнка; иллюстрации из сказок; сенсорные кресты, кружки красного и желтого цветов.

  Предварительная работа: рассматривание альбомов из серии «Я и моё тело», загадывание загадок о частях тела и лица, дидактические игры «Найди пару», « Назови моё слово», «Покажи и назови»; чтение рассказов и стихотворений на тему «Формирование у дошкольников представлений о себе».

Ход деятельности.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель обращает внимание на доску, на доске -  круг.

  Воспитатель. Ребята, посмотрите, какую геометрическую фигуру вы видите на доске?

  Дети. Круг.

  Воспитатель. Правильно. Но это не простой круг, а волшебный. Если захотеть, то его можно превратить в  портрет любого сказочного героя. Давайте попробуем! Я буду загадывать загадки, а отгадки вы найдете в группе.

 Дидактическая игра «Собери портрет гномика Ау» .

Воспитатель. 

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Ответы детей. Глаза.

Воспитатель. 

Он нужен для дыхания,

Ещё для обоняния.

Ответы детей. Нос. 

Воспитатель. 

Первым пробовать привык

Угощенья все.

Ответы детей. Язык.

Воспитатель. 

Шум дождя оно поймало,

 Утра тихое начало

Мамин голос, папин шаг,

Слышит, если что не так!  

Ответы детей. Ухо.

Воспитатель. Вот какой портрет у нас получился. А я нашему герою подарю вот такую шапочку.

Воспитатель. Кто это у нас получился?

Ответы детей. Гномик.

Воспитатель. Ребята, нашего гномика зовут А - у. А хотите послушать интересную сказку про гномика Ау. Называется сказка «Маша и гномик Ау». (Показ театра «Рукавичка»).

«Маша и гномик А-у»

       Жила-была маленькая девочка, звали ее Маша. Как-то раз собралась Маша в лес

Маша. Пойду-ка я в лес за грибами и ягодами.

Деревце за деревце, кустик за кустик - ушла Маша в самую чащу.

Маша.  Ой, я кажется  заблудилась.

Испугалась девочка и заплакала. А в этом лесу жил гномик А-у.

      Услышал  он плач Маши.

Гномик. Жалко девочку, надо ей помочь.

      Выбежал гномик вперед и стал кричать: «А-у, А-у, А-у». Услышав эти звуки, Маша побежала в нужную сторону. Так и бежали они по лесу. Гном впереди (чтобы его не увидели), а девочка, слушая звуки, бежала за ним. А через некоторое время, выйдя из леса, Маша увидела свою деревню.

Обрадовалась девочка и засмеялась.

Маша.  Вот я и дома.

Улыбнулся и маленький гномик А-у.

Вопросы к детям: Кто помог Маше выбраться из леса?

Ответы детей. Гномик.

Воспитатель. Видела Маша гномика?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. А слышала?

Ответы детей. Да.

Воспитатель. Ребята, а какой орган услышал голос гномика?

Ответы детей. Ухо.

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с органом слуха, узнаем, как устроено ухо, и как нужно о нем заботиться. Назовите орган слуха  дружно, хором – это…

Дети. Ухо.

Воспитатель. Как вы думаете, а для чего человеку нужны уши?

Ответы детей. Уши нужны они нам для того, чтобы слышать речь людей, разные звуки, пение птиц, шум дождя, шелест листьев.

Воспитатель. Правильно. А теперь давайте проверим, как слышат ваши уши?

За ширмой воспитатель проделывает следующие действия, а дети отгадывают:

                        - переливает воду из полного стаканом в пустой;

                       - мешает ложкой в стакане;

                       - шуршит бумагой;

                       - режет бумагу ножницами;

                       - играет в барабан;

Воспитатель.  Молодцы, вы все правильно отгадали. С помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми наполнен наш мир. Наши уши могут слышать не только громкие звуки, но и тихие, давайте проверим, как слышат ваши уши тихие звуки? Поиграем в игру. Дети становятся в круг.

Дидактическая игра «Угадай,  чей голосок?»

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу.

К одному я подойду

И тихонько позову.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай?

Воспитатель.  Что помогло вам узнать голос ребёнка?

Ответы детей. Слух.

Воспитатель. Ребята, а сколько у человека ушей?

Ответы детей. Два.

Воспитатель. На самом деле у человека 6 ушей: 2 наружных, два средних и 2 внутренних. Давайте сначала рассмотрим ухо друг у друга.  Повернитесь  друг к другу, посмотрите на ухо. Что видите снаружи?

Воспитатель. То, что вы описали, называется ушная раковина.  Давайте  вместе повторим.  (Хоровое повторение).

Воспитатель. Что ещё видите?

Ответы детей. Дырочку, наружный слуховой проход.

Воспитатель. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо, мы его видим. Обследуйте ухо пальчиком.

Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?

Дети.  Да.

Воспитатель.  Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода?

Дети. Нет.

 Воспитатель. Правильно, потому что в конце прохода  есть тонкая  плёночка, называется она барабанной перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об барабанную перепонку и  мы его слышим.

 Воспитатель.  А как устроено  среднее ухо и внутреннее мы узнаем, если посмотрим мультфильм «Уши для Ушарика». (Рассказ о строении уха).

Воспитатель.  Ребята, а теперь давайте попробуем поэкспериментировать над ухом.

 1. Заткните уши ватой. Что произошло? (Ответы детей).

Ответы детей. Перестали слышать, звуки все исчезли.

Воспитатель. Как называют человека, который не слышит?

Ответы детей.  Глухим.

Воспитатель. Да неприятно жить без слуха.

2. Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её  достать,  не переворачивая  трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему?

Ответы детей. Горошина застряла в слуховом проходе, человек может стать глухим.

Воспитатель. Ухо – очень  ранимый орган. И о нем тоже нужно заботиться, знать правили ухода. А вы знаете, как нужно ухаживать за ушами?

Ответы детей. Да.

Воспитатель. А вот мы сейчас проверим. У вас на столе лежат карточки; на них изображено, что полезно и что вредно для ушей. Вам нужно положить красный  кружок на картинку, если вы считаете, что это  полезно для ушей, желтый – если вредно.

Дети выполняют задание.

Воспитатель.  Ребята, а вы знаете, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органами, поэтому хорошо делать каждый день ушную гимнастику. Давайте и мы сделаем ушную гимнастику (под музыку).

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу,

Подходи ко мне, дружок,

Становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

Наступила тишина.

Воспитатель.  Ребята,  а вы знаете, что про уши часто писали писатели и поэты  в своих стихах и сказках. Я сейчас вам буду читать отрывки из сказок и стихотворений,  а вы  должны будете ответить,  как называется это произведение, найти картинку и прикрепить её на доску.

 1.«Влезь ко мне в одно ушко, в другое вылезь и вся работа будет сделана».

 2.«Я на солнышке лежу, и ушами шевелю».

 3.«Милая Квакуша! Скоро уж рассвет;
   Это твои уши шлют тебе привет!»

4. - Бабушка, почему у тебя большие уши?

     - Чтобы лучше слушать тебя, дитя моё.

5.  «Посмотрите, посмотрите, у дедушки Мороза такие же  ушки как у нас».        6.«У нашего принца ослиные уши,

    У нашего принца ослиные уши».

7. - Ну-ка, расправьте мои уши, — попросил необычный кролик.
К нему подскочили два зайца, расправили уши, и все животные ахнули. Кролик был совсем небольшой, а уши три метра длиной.

Воспитатель подводит итог занятия.

Воспитатель.  Ребята, давайте ещё раз вспомним, для чего нам нужны уши?

Ответы детей. Уши нужны, чтобы слышать.

Воспитатель. Как их нужно беречь?

Ответы детей. Выполнять парила ухода за ушами.

Ребенок читает стихотворение:

Ушки звуки различают,

Они слышать помогают!

Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

Воспитатель.   Берегите, ребята, свои уши и тогда вы услышите великое множество звуков природы, окружающей вас, и сможете общаться друг с другом, а это самое главное для человека.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Замок Снежной королевы"

Цель: Развитие творческого воображения через погружение детей в сказочную ситуацию  с использованием конструктора из геометрических фигур для тканевой пластики.Задачи: 1....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по физическому развитию «Волшебный цветок»

Организованная образовательная деятельность направлена на воспитание основ здорового образа жизни...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «День Победы»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисование) Тема: «Сказка о царе Салтане»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисивание) Тема:"Сказка  о царе Салтане"...