Методическая разработка. Конспект мастер-класса по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы с участием детей и родителей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка (старшая группа)

Сорокина Светлана Павловна

Формирование интереса родителей и детей к народным традициям декоративно-прикладного искусства посредством освоения технологии изготовления куклы-оберега Параскева – Пятница

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

Мастер-класса по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы

 с участием детей и родителей старшей группы компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Дюймовочка»

        

 Воспитатель: 

Сорокина С. П.

Санкт-Петербург

2025

Цель: Формирование интереса родителей и детей к народным традициям декоративно-прикладного искусства посредством освоения технологии изготовления куклы-оберега Параскева – Пятница

Ход мероприятия:

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители, ребята.

Сегодня мы с вами окунемся в мир кукол, которыми играли наши прабабушки и прадедушки. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»- есть такая русская народная поговорка.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Кукла берёт на себя серьёзную психологическую роль, давая выход самым потаенным эмоциям ребёнка.

Совершим небольшой экскурс в историю куклы.

В давние времена куклы нужны были и взрослым, и детям. Кукла была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. Куклы были разные и на изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

У славян самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная.

Тряпичных кукол было множество.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Обрядовые куклы, предназначались для проведения различных обрядов. Самым ярким примером обрядовой куклы, является чучело на Масленицу. Такие куклы мастерили к определенным событиям, таким, как Иван Купала, свадьба, Масленица.

Куклы-обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. 

Сегодня я хочу подробнее остановиться на такой замечательной куколке-обереге под названием Параскева-Пятница, но для начала давайте немного отдохнём и все вместе поиграем.

Проводится народная хороводная игра «Заря-заряница»

Педагог. Осенью, когда заканчивались полевые работы, женщины могли больше времени уделять рукоделию. Была на Руси и Святая женская заступница, покровительница рукодельниц Параскева Пятница. 10 ноября с незапамятных времён наши предки отмечают праздник Параскевы, нареченной Пятницею. В этот день нельзя было заниматься ремеслами, девушки обращались к ней, чтобы послала хорошего жениха. Замужние женщины приводили в день Параскевы детей к родникам и умывали их водой, чтобы они были здоровы. Кукла Параскева - берегиня женских ремёсел. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. В доме, где собирались на посиделки, ставили куклу Параскеву в рост человека высотой 1,5 метра. Кукла эта была одна на всех. Одевали куклу в русский народный женский костюм. Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия, своеобразная игольница. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками, пуговицы, кнопки, катушки ниток, пряжки и т. д. Святая Параскева словно благословляла женский труд, а также все остальные ремёсла.

Педагог. А сейчас и мы все вместе приступим к изготовлению куклы Параскевы Пятницы.

Для работы нам понадобятся:

- заготовки из палочек связанных крест- накрест, называемые «крестецом»;

- кусочки ткани разных цветов;

- ленточки, кружева, тесёмочки;

- шерстяные и простые нитки;

- ножницы.

Для её опоры надо взять две веточки – перекладинки - для рук и для туловища, которые крепятся накрест. И клубки разноцветных шерстяных ниток. Можно взять остатки разных клубков от вязания.

Изготавливать куколку будем по технологической карте.(Приложение ).

1.      Берём нашу заготовку - «крестец», т.е. две палочки связанные нитками крест- на-крест. На верхнюю часть ложем вату и накрываем белым лоскутком. Формируем складочки так, чтобы лицо у куклы получилось без складок. Ткань закрепляем белой ниткой по линии шеи.

2. На куклу надеваем рубашку.  Что мы делаем? Два одинаковой длины  прямоугольных кусочка ткани вешаем с обеих сторон на ручки куклы, при этом боковые срезы подворачиваем. У нас получилась импровизированная нательная рубашка. Её закрепляем ниткой вокруг туловища, формируя линию талии.

3. Для формирования юбочки берём небольшой прямоугольный лоскуток, обёртываем им талию, присбориваем ткань, закрепляем ниткой юбку вокруг туловища.

4. Затем повязываем фартучек или поясок, скрывая не ровный край юбочки.

5. Следующий шаг. Повязываем на голову куклы первый платок, называемый «повойник», а потом покрываем вторым нарядным платком.

6. И последний шаг. На ручки вешаем разноцветные ниточки, ленточки, кружева. Так же можно на руки кукле повесить пуговицы, булавочки, импровизированные ножницы, игольницы.

(Родители с детьми выполняют задание, педагог помогает советом.  или показом)

   Педагог.  На куклу можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии.

Еще если взять различные тесемки, тряпочки, кусочки ваты или синтепона для набивки - то можно сделать игольницу, или сумочку для мелочей и повесить кукле на плечо.

Педагог. Как здорово у вас получилось! Покажите, друг другу своих красавиц.  Но, хотя мы и делали, вроде бы, одно и то же, посмотрите, какие они у вас разные. Не забывайте делать тряпичных кукол для себя и для своих близких, интересуйтесь историей и традициями нашего народа.

  Все молодцы! Очень хорошо потрудились и прекрасно провели время на нашем мастер классе общаясь друг с другом. Ведь как говорится в пословице: «Кто работает – тот не скучает». Благодарю всех за участие. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Методический материал по теме "Мой любимый город Волгодонск" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Тема: «Волгодонск – моя судьба»Задачи: Образовательные:1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).2.Активизировать в...