Главные вкладки

    Методический материал по теме "Мой любимый город Волгодонск" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

    Ирина Викторовна Разливаева

    Тема: «Волгодонск – моя судьба»

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).

    2.Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Волгодонск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия. Упражнять в  употребление простых предложений.

    Развивающие:

    3.Развивать мышление, память, воображение.

    4.Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.

    Воспитательные:

    5.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.

    6.Воспитывать любовь к родному городу,  уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

    Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), магнитная доска, фото с изображением Волгодонска.

    Словарная работа: виртуальное, шлюз, судоходный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с тяжёлым нарушением речи

    Тема: «Волгодонск – моя судьба»

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).

    2.Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Волгодонск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия. Упражнять в  употребление простых предложений.

    Развивающие:

    3.Развивать мышление, память, воображение.

    4.Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.

    Воспитательные:

    5.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.

    6.Воспитывать любовь к родному городу,  уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

    Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), магнитная доска, фото с изображением Волгодонска.

    Словарная работа: виртуальное, шлюз, судоходный.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии, что вы видите на них? (Ответы детей). Да это город. Сегодня мы поговорим о нашем любимом городе.

            Утром рано мы встаём,

            Город видим за окном.

            Он проснулся, он живёт.

            Нас на улицу зовёт.

    В каком городе вы все живёте? (Ответы детей)

    А как называемся мы все с вами – жители Волгодонска? (Волгодончане)

    Волгодонск – это наша малая Родина. Это место, где мы родились, живём,  ходим в детский сад, где живут и трудятся наши мамы и папы, дедушки и бабушки.

    Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно.

    Что мы Родиной зовем?

    Дом, где мы с тобой растем.

    И березки у дороги,

    По которой мы идем.

    Что мы Родиной зовем?

    Солнце в небе голубом.

    И душистый, золотистый

    Хлеб за праздничным столом.

    Что мы Родиной зовем?

    Край, где мы с тобой живем,

    И рубиновые звезды -

    Звезды мира над Кремлем. 

    (В. Степанов)

    - Дети, а в какой стране вы живете? (Россия) Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.

    Игра с мячом «Семейка слов»

    Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.

    • Кирилл, когда у тебя день рождение? Твоя мама тебя. .. (родила).
    • Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
    • А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
    • Какой брат у тебя есть? (Родной.)
    • А кто живет в нашей стране? (Народ.)
    • Какую песню мы пели? (Народную.)
    • Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)

    (Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.)

    Пальчиковая игра «В нашем городе»

    (Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)

    Собранье улиц, площадей, - 5

    Машин, автобусов, людей, - 4

    Многоэтажные дома - 3

    Стоят как книжные тома. - 2

    Но всё же, любим город мы - 1

    (смена рук)

    За то, что с лета до зимы - 1

    Встречаем радостных друзей, - 2

    А с ними можно и в музей, - 3

    И в цирк пойти, и на каток - 4

    И погулять в любой денёк! - 5

    Ребята, хотите совершить путешествие  по нашему городу?(Ответы детей)Но оно будет не простое, мы отправимся с вами в виртуальное путешествие (презентация).

    Просмотр презентации с рассказом воспитателя о Волгодонске.

    - Ребята, а какие места вам знакомы?(Ответы детей)

    Воспитатель показывает фото с изображением судоходного канала.

    - Это Волго - Донской судоходный канал, он соединяет две реки - Волгу и Дон. Уровень воды в этих реках разный, и чтобы корабли могли пройти по каналу, были построены шлюзы.  А вы знаете, что такое шлюз? (Ответы детей)

    Воспитатель рассказывает детям о работе шлюза.

    - Хотите посмотреть, как работает шлюз?(Показ видеоролика о работе шлюза)

    Дети подходят к макету шлюза. Воспитатель с детьми проводят эксперимент – шлюзование судна.

    - Ребята скажите, пожалуйста, а  слова  Волгодонск и Волго-Донской похожи? (ответы детей).Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Отсюда и появилось название нашего города.

    Дети присаживаются на стульчики.

    Физминутка для глаз.

    - Давайте продолжим нашу экскурсию.

    Показ слайдов с изображением Волгодонска в разное время года.

    - Ребята, а какой наш город? (Ответы детей) А почему он красивый? (Ответы детей) Скажите, а вы знаете, на какой улице расположен ваш детский сад? Какие здания, магазины, культурные заведения есть в вашем районе? (Ответы детей)

    Игра «Можно - нельзя».

    Дети встают в круг.

    - Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.

    • Переходить улицу на красный свет.
    • Рвать цветы на клумбе.
    • Любоваться цветущей клумбой.
    • Сажать деревья и цветы.
    • Бросать фантики от конфет.
    • Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
    • Кричать, шуметь в общественных местах.
    • Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
    • Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

    Дома бывают разные:

    Высокие и низкие,

    Зеленые и красные

    Далекие и близкие.

    Панельные, кирпичные

    Вроде бы обычные.

    Полезные, прекрасные -

    Дома бывают разные.

    Пальчиковая игра «Порисуем»

    Раз, два, три, (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры)

    Четыре, пять, (поочередно разгибая пальцы)

    Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону)

    Порисуйте вместе с нами: (Вращение кистей рук в другую сторону)

    Домик - папе, домик - маме, (Показ домика из пальцев)

    Этот домик для тебя (Показ указ. пальцев, поднятых вверх - труба домика)

    Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба)

    Нарисуем сад вокруг.

    В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).

    В сад пойдем мы погулять

    И начнем игру опять. (Движение пальчиками по столу «ходьба»)

    Рисование: «Мой город»

    - Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.

    Мы живем, мы растем

    В нашем городе родном.

    Для кого-то он большой,

    А для нас - огромный!

    Пусть живет!

    Пусть растет!

    Городок наш скромный!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация для детей дошкольного возраста «Любимый город Волгодонск» 2021 г. МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска Подготовил воспитатель : Разливаева И.В

    Слайд 2

    На востоке Ростовской области, между двумя крупными городами, Ростовом-на-Дону и Волгоградом, находится город Волгодонск. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу Цимлянского водохранилища. Это небольшой город и сосем еще «молодой».

    Слайд 3

    Своим рождением город обязан строительству Волго-Донского канала и его основного сооружения – Цимлянского гидроузла (1949-1952) . Возведение жилых домов в новом поселении началось 27 июля 1950 года. Эту дату принято считать днем основания поселения. В 1954 поселок получил название Волгодонск, а в 1956 - стал городом.

    Слайд 4

    Герб города представляет собой щит из двух полей -синего и красного, разделённых золотым поясом. Под поясом находятся серебряный якорь. Поверх пояса - красный тюльпан. Синий цвет символизирует Донское казачество, жёлтый -калмыцкие ( сальские ) степи, красный -историю казачества и нашего времени. Тюльпан - растение, олицетворяющее донскую природу. Якорь означает традиции казаков использовать речные суда в торговле, рыболовстве и многочисленных походах.

    Слайд 5

    СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ

    Слайд 6

    Цимлянское водохранилище.

    Слайд 7

    Мирный атом.

    Слайд 8

    Обелиск Победы.

    Слайд 9

    Памятник Степану Разину.

    Слайд 10

    Памятник Высоцкому

    Слайд 11

    Памятник генералу Бакланову

    Слайд 12

    Администрация Волгодонска

    Слайд 13

    Храм Рождества Христова Памятник-ротонда погибшим за Отечество


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлое нарушение речи) по образовательной области "Речевое развитие" "Путешествие в сказку "Маша и медведь"

    Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья ( тяжёлое нарушение речи) "Путешествие в сказку Маша и медведь" Образовательная облас...

    Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

    "Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

    Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

    В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

    Рабочая программа воспитателя старшей группы комбинированной направленности детей с тяжелым нарушением речи на 2020- 2021 уч. год

    Содержание I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.31.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы41.1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы51.1.3. Значимые для р...