Методический материал по теме "Мой любимый город Волгодонск" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Викторовна Разливаева

Тема: «Волгодонск – моя судьба»

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).

2.Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Волгодонск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия. Упражнять в  употребление простых предложений.

Развивающие:

3.Развивать мышление, память, воображение.

4.Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.

Воспитательные:

5.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.

6.Воспитывать любовь к родному городу,  уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), магнитная доска, фото с изображением Волгодонска.

Словарная работа: виртуальное, шлюз, судоходный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлым нарушением речи

Тема: «Волгодонск – моя судьба»

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет и трудится).

2.Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Волгодонск – какой?», глаголов-действий, обозначающих заботу о близких людях и жителях города; обозначающих трудовые действия. Упражнять в  употребление простых предложений.

Развивающие:

3.Развивать мышление, память, воображение.

4.Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.

Воспитательные:

5.Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, готовность к общению.

6.Воспитывать любовь к родному городу,  уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: ТСО (телевизор, ноутбук), магнитная доска, фото с изображением Волгодонска.

Словарная работа: виртуальное, шлюз, судоходный.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии, что вы видите на них? (Ответы детей). Да это город. Сегодня мы поговорим о нашем любимом городе.

        Утром рано мы встаём,

        Город видим за окном.

        Он проснулся, он живёт.

        Нас на улицу зовёт.

В каком городе вы все живёте? (Ответы детей)

А как называемся мы все с вами – жители Волгодонска? (Волгодончане)

Волгодонск – это наша малая Родина. Это место, где мы родились, живём,  ходим в детский сад, где живут и трудятся наши мамы и папы, дедушки и бабушки.

Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды -

Звезды мира над Кремлем. 

(В. Степанов)

- Дети, а в какой стране вы живете? (Россия) Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.

Игра с мячом «Семейка слов»

Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.

  • Кирилл, когда у тебя день рождение? Твоя мама тебя. .. (родила).
  • Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
  • А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
  • Какой брат у тебя есть? (Родной.)
  • А кто живет в нашей стране? (Народ.)
  • Какую песню мы пели? (Народную.)
  • Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли? (Родник.)

(Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.)

Пальчиковая игра «В нашем городе»

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)

Собранье улиц, площадей, - 5

Машин, автобусов, людей, - 4

Многоэтажные дома - 3

Стоят как книжные тома. - 2

Но всё же, любим город мы - 1

(смена рук)

За то, что с лета до зимы - 1

Встречаем радостных друзей, - 2

А с ними можно и в музей, - 3

И в цирк пойти, и на каток - 4

И погулять в любой денёк! - 5

Ребята, хотите совершить путешествие  по нашему городу?(Ответы детей)Но оно будет не простое, мы отправимся с вами в виртуальное путешествие (презентация).

Просмотр презентации с рассказом воспитателя о Волгодонске.

- Ребята, а какие места вам знакомы?(Ответы детей)

Воспитатель показывает фото с изображением судоходного канала.

- Это Волго - Донской судоходный канал, он соединяет две реки - Волгу и Дон. Уровень воды в этих реках разный, и чтобы корабли могли пройти по каналу, были построены шлюзы.  А вы знаете, что такое шлюз? (Ответы детей)

Воспитатель рассказывает детям о работе шлюза.

- Хотите посмотреть, как работает шлюз?(Показ видеоролика о работе шлюза)

Дети подходят к макету шлюза. Воспитатель с детьми проводят эксперимент – шлюзование судна.

- Ребята скажите, пожалуйста, а  слова  Волгодонск и Волго-Донской похожи? (ответы детей).Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Отсюда и появилось название нашего города.

Дети присаживаются на стульчики.

Физминутка для глаз.

- Давайте продолжим нашу экскурсию.

Показ слайдов с изображением Волгодонска в разное время года.

- Ребята, а какой наш город? (Ответы детей) А почему он красивый? (Ответы детей) Скажите, а вы знаете, на какой улице расположен ваш детский сад? Какие здания, магазины, культурные заведения есть в вашем районе? (Ответы детей)

Игра «Можно - нельзя».

Дети встают в круг.

- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.

  • Переходить улицу на красный свет.
  • Рвать цветы на клумбе.
  • Любоваться цветущей клумбой.
  • Сажать деревья и цветы.
  • Бросать фантики от конфет.
  • Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
  • Кричать, шуметь в общественных местах.
  • Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
  • Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные.

Пальчиковая игра «Порисуем»

Раз, два, три, (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры)

Четыре, пять, (поочередно разгибая пальцы)

Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону)

Порисуйте вместе с нами: (Вращение кистей рук в другую сторону)

Домик - папе, домик - маме, (Показ домика из пальцев)

Этот домик для тебя (Показ указ. пальцев, поднятых вверх - труба домика)

Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба)

Нарисуем сад вокруг.

В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).

В сад пойдем мы погулять

И начнем игру опять. (Движение пальчиками по столу «ходьба»)

Рисование: «Мой город»

- Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.

Мы живем, мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей дошкольного возраста «Любимый город Волгодонск» 2021 г. МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска Подготовил воспитатель : Разливаева И.В

Слайд 2

На востоке Ростовской области, между двумя крупными городами, Ростовом-на-Дону и Волгоградом, находится город Волгодонск. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу Цимлянского водохранилища. Это небольшой город и сосем еще «молодой».

Слайд 3

Своим рождением город обязан строительству Волго-Донского канала и его основного сооружения – Цимлянского гидроузла (1949-1952) . Возведение жилых домов в новом поселении началось 27 июля 1950 года. Эту дату принято считать днем основания поселения. В 1954 поселок получил название Волгодонск, а в 1956 - стал городом.

Слайд 4

Герб города представляет собой щит из двух полей -синего и красного, разделённых золотым поясом. Под поясом находятся серебряный якорь. Поверх пояса - красный тюльпан. Синий цвет символизирует Донское казачество, жёлтый -калмыцкие ( сальские ) степи, красный -историю казачества и нашего времени. Тюльпан - растение, олицетворяющее донскую природу. Якорь означает традиции казаков использовать речные суда в торговле, рыболовстве и многочисленных походах.

Слайд 5

СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ

Слайд 6

Цимлянское водохранилище.

Слайд 7

Мирный атом.

Слайд 8

Обелиск Победы.

Слайд 9

Памятник Степану Разину.

Слайд 10

Памятник Высоцкому

Слайд 11

Памятник генералу Бакланову

Слайд 12

Администрация Волгодонска

Слайд 13

Храм Рождества Христова Памятник-ротонда погибшим за Отечество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...