Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
классный час по коррекционной педагогике

Шмоткина Анастасия Ивановна

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.     

 Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.  

Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа

Практикум

«Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр»

   для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовила:

учитель-логопед

Шмоткина А.И.

                                               

                                                         

                                                                   2024г.

План-конспект практикума

Тема: «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи по средствам игр».

Педагог мастер: Шмоткина Анастасия Ивановна

Дата проведения: 

Время проведения:17ч.00мин.

Место проведения: г. Старый Оскол  МБДОУ детский сад №15 «Дюймовочка»

Продолжительность практикума: 25 минут

Цель практикума: «создать условия для повышения компетентности родителей в развитии лексико-грамматической стороны речи по средствам игр».

Задачи:

- познакомить участников практикума   с эффективными играми на развитие лексико-грамматической стороны речи. 

- активизировать познавательную деятельность участников практикума через игру.

 - вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе практикума навыки для развития лексико-грамматической стороны речи по средствам игр».

 Раздаточный материал: картинки по теме «Транспорт» мяч.

                                                    Ход практикума:

  • вводная часть (3мин.);
  • основная часть (20 мин.);
  • заключительная часть (2 мин.).

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью анкеты.

Уважаемые родители!

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.      

 Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.  

Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 
Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные.

 В 5 – 6 лет –дети должны свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.
Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Обогащение словаря

Уточнение значений слов

Формирование словоизменения

Формирование словообразования

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Игра – это основной вид деятельности   дошкольников.  Это благоприятное условие для развития речи, играя ребёнок   обогащает свой словарный запас, познаёт окружающий мир, развивает грамматический строй речи, связную речь, развивается и учится общаться.  

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры.

Значительную помощь в этой работе оказывают родители. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает  сроки работы над улучшением речи детей и дает  положительные результаты.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.
Возникли трудности у вашего ребёнка, не переживайте, вы всегда сможете ему помочь, а как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу.

Поэтому хочу предложить вашему вниманию игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, отыскивать и подбирать интересные слова, активизировать речь.

В эти игры можно играть дома на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.    

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся педагогами с использованием большого количества наглядного материала. Но у родителей для закрепления игр наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, рекомендую использовать игры с мячом.  Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Игра 1. Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) — ..., автобус (какой?) — ..., самолет (какой?) — ... .

 Игра 2. «Подбери предмет к признаку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .

Игра 3. Подобрать действия к предметам.

Поезд (что делает?) — ..., самолет (что делает?) — ..., пароход (что делает?) — ... .

Светофор что делает?

 Игра 4.  На образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:«Назови ласково» или «Большой-маленький»

Самолёт- самолётик;

Грузовик-грузовичок;

Велосипед-велосипедик

 Игра 5.  На образование родительного падежа существительных единственного и

множественного числа: «Чего нет?»  или «Без чего?»

У машины нет фарфы- нет фар;

У автобуса нет колеса-нет колёс.

 Игра 6.  Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного и единственного числа имен существительных).

Самолет — самолеты, машина — ... (самокат, трамвай, автобус, троллейбус ... ).

Задание 8. Игра 3. Дидактическая игра «Кто чем управляет?»

Самолетом — управляет летчик, машиной — ... (поездом, кораблем — ...).

 Игра 7. Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными).

Один автобус, 2 автобуса, 5 автобусов.

 Игра 8. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать).

Машина из гаража ... . Машина к дому ... . Машина от дома .... Машина в ворота ... .   Машина до дома ... . Машина с моста ... .

 Игра 9.  «На образование винительного падежа уществительных единственного числа: «Что нарисовал?»

Я нарисовал легковую машину.

Я нарисовала новый разноцветный автобус

 Игра 10.  На образование предложного падежа существительных единственного числа: «Что где лежит или стоит?»

Новая машина лежит в коробке. Грузовая машина стоит в гараже.

 Игра 11. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного транспорта).

12. Отгадать загадку о транспорте.

© Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,

меж собою говорит. (Самолет)

Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса, Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет — И опять бежит вперед.

(Автобус)

Не летает, жужжит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька. Это дал завод ему: и огни —- глядеть во тьму и колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(Автомобиль)

 Игра 13.  Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).

Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми лексико-грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Уважаемые родители прошу вас, высказать своё мнение о проведённом практикуме, заполнив анкеты. Желаю всем успехов в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....

Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...

Консультация для родителей: "Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Нарушение лексико-грамматического строя речи вляется ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. У детей ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употр...