Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
    консультация (подготовительная группа)

    В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razv._leksiko_gramm._stroya.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

    Консультация для родителей

    «Развитие лексико - грамматического строя речи

    детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                              Подготовила:

                                                                                              Учитель – логопед

                                                                                              Калужских Н. П.

    п. Поныри

    2019-2020 у. г.

    «Развитие лексико - грамматического строя речи

    детей старшего дошкольного возраста»

    В целях развития лексико - грамматического строя речи необходимо выполнять следующие виды заданий:

     Обогащать  словарь:

    1.    названиями частей предметов.

    Ребёнку предлагается показать и назвать части предметов.

    У стула (спинка, сиденье, ножки). У чайника (дно, крышка, носик, горлышко, ручка). У машины (кабина, кузов, колеса). У сапога (носок, пятка, подошва, каблук) и т. д.

    2)    Обобщающими понятиями.

    Ребёнку предлагается назвать одним словом группу предметов, например: пиджак, платье и юбку. После того, как ребёнок назовёт обобщающее слово, попросите его назвать ещё что-нибудь из одежды. Или, можете сами назвать обобщающее слово, а ребёнок будет называть конкретные существительные.

    Пиджак, платье, юбка, … (одежда); сапоги, туфли, тапочки,… (обувь); стол, кровать, шкаф,… (мебель), яблоко, апельсин, груша,… (фрукты); синица, ворона, голубь,… (зимующие птицы); грач, скворец, ласточка,… (перелетные птицы); помидор, огурец, морковь,… (овощи); кофейник, салатница, солонка, масленка, сковорода, хлебница, соусница,… (посуда); автобус, легковая машина, грузовая машина,… (наземный транспорт); корабль, пароход, яхта,… (водный транспорт);самолет, вертолет,… (воздушный транспорт); собака, коза, свинья,… (домашние животные); лиса, медведь, волк,… (дикие животные); пенал, карандаш, краски, тетрадь, учебник,… (учебные принадлежности); пылесос, стиральная машина, компьютер, холодильник,… (электрические приборы/бытовая техника).

    3)  Названиями детёнышей животных.

    В этом задании важно, чтобы ребёнок умел правильно образовывать существительные в единственном и множественном числе, т.к. очень часто бывает, что дети правильно называют детенышей животных в единственном числе и делают грамматические ошибки при образовании множественного числа (например: «котёнки» - котята, «поросёнки» - поросята).

    Назови детёныша/ детенышей.

    У кошки (котенок, котята), у собаки (щенок, щенята), у лошади (жеребенок, жеребята), у овцы (ягненок, ягнята), у коровы (теленок, телята), у свиньи (поросенок, поросята), у тигра (тигренок, тигрята), у льва (львенок, львята), у ежа (ежонок, ежата), у зайца (зайчонок, зайчата), у белки (бельчонок, бельчата), у волка (волчонок, волчата), у лисы (лисенок, лисята).У курицы (цыпленок, цыплята), у индюка (индюшонок, индюшата), у утки (утенок, утята), у гуся (гусенок, гусята).

    4)    Антонимами.

    («Слова - наоборот»)

    Скажи наоборот.

    Толстая палка, а наоборот? (тонкая палка); длинная лента, а наоборот? (короткая лента); острый карандаш, а наоборот? (тупой карандаш); грустный мальчик, а наоборот? (весёлый мальчик); высокий дом, а наоборот? (низкий дом); широкое полотенце, а наоборот? (узкое полотенце); грязные руки, а наоборот? (чистые руки); старый человек, а наоборот? (молодой человек).

    Тонкая палка, а наоборот? (толстая палка); и т.д. с другими словами.

    Используйте и другие предметы.

    5)   Названиями профессий.

    Назови профессию человека, который:

    стрижет волосы (парикмахер), убирает мусор (уборщица), шьет одежду (портниха, швея), продает товар (продавец), прыгает с парашютом (парашютист), разносит письма, газеты, журналы (почтальон), лечит людей (врач), воспитывает детей (воспитатель), учит детей (учительница), проводит экскурсии (экскурсовод), выдает книги (библиотекарь), фотографирует детей (фотограф), чинит часы (часовщик), вставляет стекло (стекольщик), дрессирует зверей (дрессировщик), получает деньги в магазине (кассир), охраняет нашу границу (пограничник), штукатурит дом(штукатур), чинит сапоги (сапожник), красит дом (маляр).

    6)    Словами со сложной слоговой структурой.

    Скажи слово по слогам, отхлопывая  (прошагивая) каждый слог.

    Скажи слово полностью.

    1.Портфель, черепаха, кукуруза, крокодил, балалайка, радуга, карандаши, барабан, молоток, милиционер, градусник, сумка, банка, сумка, ведро, лампа, рюкзак, фартук, клубок, стакан, медведь, температура, телевизор, аквариум, электричество,  фотографироваться, стрекоза, библиотека, регулировщик, велосипед, полотенце, сковорода, телевизор, мотоцикл.

    2.Слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, молодой экскурсовод, строгий регулировщик.

    3.Лара забрала Рому домой.

    Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

    На перекрестке стоит регулировщик.

    7)   Предлогами.

    Необходимо следить за окончаниями существительных и ударениями, т.к.  встречаются аграмматизмы («на столу» - на столе, «со стола» - со стола).

    Где лежит ручка? (На столе.)

    Откуда я взяла ручку? (Со стола.)

    Куда я ее положила? (Под стол.)

    Откуда я ее достала? (Из-под стола.)

    Куда я ее положила? (За книгу.)

    Откуда я ее достала? (Из-за книги.)

    Где сейчас ручка? (Над столом, между книгами, около карандаша.)

    И т. д. с другими предметами.

    Нужно учить детей правильно образовывать:

    1)     притяжательные прилагательные.

    («Чей хвост? Чья морда/голова? Чьё ухо?»)

    У кошки чья морда? (кошачья морда); чей хвост? (кошачий хвост); чьё ухо? (кошачье ухо). У коровы чья морда? (коровья морда); чей хвост? (коровий хвост); чьё ухо? (коровье ухо). У собаки чья морда? (собачья морда); чей хвост? (собачий хвост); чьё ухо? (собачье ухо). У лошади чья морда? (лошадиная морда); чей хвост? (лошадиный хвост); чьё ухо? (лошадиное ухо). У волка чья морда? (волчья морда); чей хвост? (волчий хвост); чьё ухо? (волчье ухо). У белки чья морда? (беличья морда); чей хвост? (беличий хвост); чьё ухо? (беличье ухо). У лисы чья морда? (лисья морда); чей хвост? (лисий хвост); чьё ухо? (лисье ухо). У зайца чья морда? (заячья морда); чей хвост? (заячий хвост); чьё ухо? (заячье ухо). У медведя чья морда? (медвежья морда); чей хвост? (медвежий хвост); чьё ухо? (медвежье ухо). У льва чья морда? (львиная морда); чей хвост? (львиный хвост); чьё ухо? (львиное ухо).

    2)   Относительные прилагательные.

    («Образование слов-признаков от предметов»)

    Шкаф сделан из дерева, значит он какой? (шкаф деревянный); чемодан из кожи, значит он какой? (чемодан кожаный); кружка из пластмассы, значит она какая? (кружка пластмассовая); ваза из стекла, значит она какая? (ваза стеклянная); клещи из железа, значит они какие? (клещи железные); варежки из шерсти, значит они какие? (варежки шерстяные); кукла из бумаги, значит она какая? (кукла бумажная);сок из овощей, значит он какой? (сок овощной); сок из моркови, значит он какой? (сок морковный); сок из яблок, значит он какой? (сок яблочный); сок из апельсинов? (апельсиновый); сок из мандаринов? (мандариновый); сок из сливы? (сливовый); сок из вишни? (вишнёвый); сок из малины? (малиновый); сок из клубники? (клубничный); сок из бананов? (банановый).

    3) Слова во множественном числе

    («Один – много – нет чего?»)

    Один лист – когда их много это? (листья) – нет чего? (листьев); один глаз – когда их много это? (глаза) – нет чего? (глаз); одно ухо – когда их много это? (уши) – нет чего? (ушей); одна рука – когда их много это? (руки) – нет чего? (рук); одна нога – когда их много это? (ноги) – нет чего? (ног);один стул – когда их много это? (стулья) – нет чего? (стульев); одно окно – когда их много это? (окна) – нет чего? (окон); одно ведро – когда их много это? (вёдра) – нет чего? (вёдер); один мост – когда их много это? (мосты) – нет чего? (мостов); один утёнок – когда их много это? (утята) – нет кого? (утят); один цыплёнок - когда их много это? (цыплята) – нет кого? (цыплят). И т.д. с другими словами.

    Предложенные задания можно выполнять с использованием картинок, реальных предметов, игрушек, с помощью беседы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

    У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

    Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

    При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей.  Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...

    Консультация для родителей "Развитие наблюдательности и речи" для детей старшего дошкольного возраста

    Наблюдение является основой развития мышления школьников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. Так давайте же откроем п...

    Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

    Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

    Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15189688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15189511","...

    Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»

    Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...