Консультация для родителей «Развитие ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста». 10.04.2021
консультация (старшая группа)
Ориентировка в пространстве одна из важнейших «деталей» развития ребенка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 885.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие ориентирования в пространстве у детей старшего дошкольного возраста».
Ориентировка в пространстве одна из важнейших «деталей» развития ребенка. Уже с первых дней мы помогаем дошкольнику познавать окружающий мир, ориентироваться на себе, вокруг себя, среди других людей и предметов. С нашей помощью, ребенок познает себя. С самого раннего детства мы помогаем в развитии речи, мелкой и общей моторики, в развитии личности. Ближе к обучению в школе мы готовим ребёнка к новой ступени его развития и жизни – школьные годы. Я предлагаю нам узнать и разобраться, что же такое ориентировка в микропространстве и с помощью чего мы можем её развить у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является необходимость развития у детей способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. М. В. Вовчик - Блакитная выделила несколько последовательных этапов развития пространственной ориентации у дошкольников.
- На первом этапе анализ и синтез пространственных особенностей и отношений объектов должен основываться на наборе практических действий. Перемещение, изменение положения тела, головы, рук, ребенок контролирует все с помощью видения. Речь на этом этапе не играет решающей роли.
- На втором этапе речевое обозначение выделенных пространственных объектов уже доступно детям, но есть неспособность абстрагироваться от своей собственной позиции и определять направление субъекта по отношению к другому человеку или объекту. Идеи о пространстве все еще ограничены.
- На третьем этапе формируются более обобщенные представления о пространстве, способность определять направления не только относительно самих себя, но и относительно другого человека или объекта.
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии ориентироваться на листе бумаги. Они в состоянии определять предмет, размещенный впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. При этом ребенок точку отсчета ведет от себя. Постепенно старшие дошкольники начинают ориентироваться в пространстве от любого предмета, т. е. наблюдается переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета к системе отсчета со свободным размещением точки.
В старшем дошкольном возрасте дети умеют обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому, могут ориентироваться в окружающей пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и т. д., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться простейшими знаковыми обозначениями. Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
На шестом году жизни происходит дальнейшее совершенствование знаний о размещении предметов в пространстве, называний помещения детского сада, о наиболее близких объектах на соседних улицах.
Е. И. Щербакова указывает, что к концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть:
а) элементарными способами анализа ограниченного пространства способом расчлененного восприятия плоскости (листа, стола, доски, картины);
б) способом расчлененного восприятия плоскости (листа, стола, доски, картины);
в) умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости;
г) умением воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах;
д) пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга.
Формирование этих представлений является одним из важнейших компонентов содержания работы по подготовке детей к школе, поскольку образовательная деятельность требует от детей освоения основных пространственных концепций.
Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в разделе «Ориентировка в пространстве» определены следующие задачи:
- определять положение предмета по отношению к себе и от себя;
- определять и называть словом положение предмета по отношению к другому предмету;
- составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы
- ориентироваться на листе бумаги в клетку
(правее - левее, выше - ниже, от - до и т. д.);
- ориентироваться на листе бумаги.
В старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей в двухмерном пространстве.
Зрительный и слуховой диктанты – эффективные приемы, способствующие развитию у дошкольников ориентировки в двухмерном пространстве. На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении, в результате получится узор или рисунок.
Предлагаю вашему вниманию перечень мероприятий, способствующих успешному развитию ориентировки в микропространстве у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения способствуют развитию у детей пространственной ориентировки «Встань, где я скажу», «Покажи то, что находится слева (справа) от тебя», «Жмурки с колокольчиком» и т. п.
Соотнося схематическое изображение с реальной пространственной ситуацией, ребенок трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. А этому могу помочь такие задания, как «Помоги кукле расставить мебель по схеме», «Найди клад по карте».
Также, существуют упражнения, различные по сложности, развивающие ориентировку в двухмерном пространстве. Например,: «Графические диктанты по клеточкам», «Посели персонажа в.», «Расставь игрушки (фигурки) там, где я скажу», «Нарисуй и расскажи про свой узор».
Ориентировка в пространстве очень важна не только для развития мелкой моторики, но и для речи, психических процессов, которые играют далеко не последнюю роль в жизни каждого ребенка. Поэтому, уважаемые родители, прошу отнестись к этому серьезно.
Успехов в дальнейшем развитии и воспитании ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие наблюдательности и речи" для детей старшего дошкольного возраста
Наблюдение является основой развития мышления школьников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. Так давайте же откроем п...
Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
В данном разделе содержится консультационная информация для родителей...
Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....
Консультация для родителей. "Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста."
Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль от...
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению....
Консультация для родителей: «Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Задачи: - расширять кругозор родителей; - развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятел...
Консультация для родителей "Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...