Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Трегубова Людмила Владимировна

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

        

                                         Доклад на тему:

«Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Учитель-логопед

Трегубова Л.В.

Санкт-Петербург

2015 г.

Введение

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Актуальность темы

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

У детей с общим недоразвитием речи отмечены нарушения лексики в ограниченности словарного запаса, расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, использовании вербальных парафазии, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

Здоровый ребенок усваивает грамматическую и морфологическую систему языка, овладевая различными типами предложений.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развернутыми фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежей, родовых окончаний и пр.

Иная картина наблюдается у дошкольника пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при III уровне речевого развития словарный запас ребенка очень низок.

Ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане.

Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия – характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории.

Кроме этого, особенностью речи у таких детей является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка – характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка.

Результаты обследования речевого развития детей.

Необходимо раннее выявление и коррекция лексико-грамматического нарушения речи. Для того чтобы правильно спланировать логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи,  в начале учебного года (сентябре) проводится обследование речевого развития каждого ребенка по специальной речевой карте для детей с общим недоразвитием речи, под редакцией М.А.Илюк, Г.А.Волковой. При этом необходимо учитывать знания и умения детей, полученные ранее. Оценка результатов проводится с учетом программных требований возрастной группы. При проведении обследования особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить высказывания: насколько они логичны и последовательны, как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения, как правильно грамматически оформлены предложения. Важно выявить навыки владения лексико-грамматическими конструкциями не только на логопедических занятиях, но и во время режимных процессов, игровой деятельности.

Результаты обследования позволили выявить по каким разделам лексики и грамматики дети испытывают наибольшие трудности.

Так, например, исследуя номинативный словарь, я сделала вывод, что большинство детей испытывают затруднения по следующим темам:

  • Овощи
  • Фрукты
  • Деревья
  • Грибы
  • Посуда

Дети путают овощи и фрукты, испытывают затруднения в подборе обобщающих слов.

Исследуя грамматический строй речи, было выявлено, что наибольшие затруднения дети испытывают в:

  • Образовании и употреблении в речи множественного числа существительных в именительном падеже.
  • Образовании и употреблении в речи множественного числа существительных в родительном падеже.
  • Согласовании числительных 2 и 5 с существительными.
  • Образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
  • Образовании названий детенышей животных.
  • Образовании относительных прилагательных.
  • Образовании притяжательных прилагательных.
  • Образовании антонимов прилагательных.

Содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи. Основные задачи обучения:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

Решение этой задачи предполагает:

  • формирование и развитие словаря;
  • формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений

I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка.

  1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:
  • понимать обобщающие слова;
  • понимать назначение местоимений: личных  и притяжательных;
  • понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
  • понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
  • понимать количественные числительные.
  1. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:
  • дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
  • понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
  • понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных.
  1. Учить понимать простые предложения и короткие тексты.

II. Формирование понятия слова – как основного источника общения.

  1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:
  • развивать способность общаться со взрослыми;
  • расширять представления о предметах ближайшего окружения;
  • развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
  1. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:
  • продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
  • активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
  • продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
  1. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:
  • развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
  • развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.

  1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:
  • расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
  • развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
  • расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;
  • развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;
  • расширять активный словарь относительными прилагательными;
  • развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
  • расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
  1. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:
  • развивать умения образовывать однокоренные слова;
  • расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
  • развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
  • развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
  1. Учить строить предложения разной структуры:
  • развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
  • совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
  • развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

  1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:
  • активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
  • расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
  • совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
  1. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
  • продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
  • совершенствовать умения образовывать (по образцу).
  • однокоренные слова;
  • существительные с суффиксами;
  • глаголы с приставками;
  • прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  1. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:
  • совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
  • совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
  • совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Логопедическая работа по формированию лексико-грамматических категорий

Работа над развитием лексики.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:

  1. расширение объёма словаря;
  2. уточнение значений слов;
  3. формирование семантической структуры слова;
  4. организация семантических полей;
  5. активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.

Работа по формированию словообразования.

Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию:

  1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
  2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
  3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Работа по формированию словоизменения.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные - дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы - согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Существительные: понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа; закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени; согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежных множественного числа.

Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах. Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

Содержание первого этапа логопедической работы

  1. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.
  2. Глаголы. Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов.
  3. Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Содержание второго этапа логопедической работы

  1. Существительные. Образование:
  • уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-;
  • существительных с суффиксом -ниц- (сахарница),
  • существительных с суффиксами -инк- (пылинка), -ин- (виноградина).
  1. Глаголы.
  • Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
  • Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
  1. Прилагательные. Образование:
  • притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий);
  • относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
  • качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание третьего этапа логопедической работы

  1. Существительные. Образование названий профессий
  2. Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
  3. Прилагательные Образование:
  • притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
  • относительных прилагательных с суффиксами -ан-, ян-, енн-
  • качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

  • сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
  • сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Работа с родителями.

Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период коррекционного обучения. И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления. А в случае необходимости в тактичной форме исправлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

Для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей, необходим тесный контакт логопеда с родителями. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых логопед рассказывает  о результатах обследования детей, о планируемой работе. Обращает внимание родителей на трудности, которые испытывают их дети. Логопед предлагает специальные игры, упражнения в помощь родителям для занятий с детьми дома. Так же проводятся  индивидуальные консультации для родителей один раз в месяц и по необходимости.

Конечная цель работы с детьми – полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего им успешно обучаться в общеобразовательной школе.

Копилка игровых упражнений

  • Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
  • Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
  • Найди лишний предмет.
  • Назови лишнее слово.
  • Назови одним словом.
  • Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
  • Назови части.
  • Отгадай предмет по названию его частей.
  • Объясни, что общего у предметов.
  • Скажи наоборот.
  • На что похоже.
  • Закончи предложение.
  • Кто что умеет делать.
  • Составление загадок– описания по определённому плану (мнемотаблице).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...