Главные вкладки

    "Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Бордунова Ольга Васильевна

    Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов

     и воспитателей групп для детей

     с тяжёлыми нарушениями речи.

    Автор разработки: Бордунова О.В., учитель-логопед ГБДОУ№ 23

     Невского района Санкт-Петербурга

    Краткая аннотация

    Материалы данной методической разработки используются учителем-логопедом в течение учебного года  в ходе  специально организованной деятельности и предназначены для работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

    Современное общество предъявляет довольно высокие требования к коммуникативной компетенции учащихся начальных классов, которые предполагают не только овладение устными формами связной речи, но и формирование у детей первоначального навыка грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.  SAM_0568

    Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми с ТНР связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

    Р.И. Левина отмечает, что первоклассники с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, так как каждый раз соотносят букву с разными звуками. Иными словами, происходит нарушение системы кодировки и перекодировки буквы в звук и звука в букву. Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

    Данный материал призван помочь преодолению трудностей в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве.

    Малышам с самого раннего возраста хорошо знакомы, понятны и близки герои русских народных сказок.  Поэтому закономерно предположить, что интерес и непроизвольное внимание к играм с их участием будет достаточно высок.

    Дошкольники с удовольствием выполняют задания логопеда, чтобы спасти Машеньку, проучить Бабу Ягу и даже научить её звуковому анализу.

    Вашему вниманию предлагается игровой материал, способствующий формированию фонематических функций у детей с ТНР.

    Подбор игрового материала обусловлен принципом: от простого к сложному, уровнем подготовленности детей и может изменяться в зависимости задач, стоящих перед педагогом на том или ином этапе обучения. Пособие может быть использовано как полноценное занятие или как его часть в зависимости от этапа формирования фонематических функций, накопленных знаний и возраста детей.

    Цель данного пособия: Развивать фонематические функции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале русских народных сказок

    Задачи:

    1. Способствовать развитию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений:

    • -упражнять в определении первого и последнего звука в слове;
    • -в дифференциации гласных и согласных звуков;
    • -в различении согласных звуков по звонкости/глухости и твёрдости/мягкости;
    • -развивать умение выполнять звуковой анализ односложных и двусложных слов.

    2. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.

    3. Развивать познавательную активность детей, стремление решить поставленную     игровую задачу, умение использовать полученные знания.

            Игровой материал:

    1. Стилизованные вязаные фигурки человечков, цвета которых соответствуют символам звуков: красный цвет – символ гласных звуков, синий цвет – символ твёрдых согласных звуков, зелёный цвет – символ мягких согласных звуков. Таких человечков должно быть не меньше шести – по два каждого цвета.
    2. Вязаные фигурки Бабы Яги, Машеньки, избушки на курьих ножках, деревьев.
    3. Игровое поле с речкой , мостиком и цветами красного, синего и зелёного цвета.
    4. Набор карточек с заданиями, которые при желании можно объединить общим сюжетом.
    5. Фишки, кубик.

    До начала игры  дети должны знать, что звуки мы не видим, а только слышим и произносим. Звуки можно обозначить любыми значками, в т. ч. буквами, чёрточками, кружками (другими геометрическими формами).

    Описание игры «Как Звуковички Машеньке помогли»

    Игровая задача: помочь Машеньке найти дорогу домой.

    Игровое действие: назвать звуки, соответствующие цветным символам.

    Материал: Звуковички красного цвета, обозначающие гласные звуки, цветы, обозначающие символы гласных и согласных звуков, разложены по игровому полю

    Ход игры:

    Пошла Машенька в лес за ягодами. Шла – шла , да и заблудилась. Стала Машенька звать-аукать: «Ау! Ау!» Неожиданно появились человечки в красной одежде и спрашивают: «Кто нас зовёт?» «Я не вас зову. Я заблудилась и кричу: «Ау!» «Так это про нас. Мы, Звуковички, – гласные, одетые во все красное. Я –  гласный [A]. Я первый стою. А как зовется мой товарищ, ты сама догадайся.» «Догадалась.» «Вот и молодец! Мы тебя проводим. Пойдем вдоль цветов. Если встретим красные цветы. Будем называть гласные звуки, если встретим синие цветы- твердые согласные звуки, а если зеленые- мягкие согласные.(Дети выполняют задание, называя звуки в соответствии с символами.)Вот и твой домик показался. А нам пора в обратный путь.» «Спасибо, Звуковички.» Ведущий предлагает детям вспомнить все гласные звуки: «Молодцы. И звуки вспомнили, и Машеньке помогли домой вернуться.»

            

    Описание игры «Проказы Бабы Яги»P1170686

    Игровая задача: дойти до Бабы Яги и спасти звуковичка.

    Игровые действия:

    1. подобрать слова, начинающиеся на гласный звук;

    2. назвать слова со звуком [ш] и определить место звука в слове;

    3. определить количество слогов в слове «речка»;

    4. выполнить звуковой анализ односложных слов.

    Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек за      правильный ответ.

    Ход игры:

    В одной сказочной стране жили-были звуковички. Вот однажды играли они на поляне и составили слово «дом». Откуда ни возьмись, налетела Баба Яга, закружила, завертела и скрылась. Смотрят звуковички, а одного не хватает. Догадались они, что это проказы Бабы Яги, и пошли друга выручать. А синие и зелёные цветы за ноги цепляются, пройти не дают. Вдруг слышат: «Идите по красным цветам да называйте слова, которые начинаются на гласные звуки».

    Дошли они до дорожки. Преградила им путь змея, шипит: «Придумаете, что в названии каких лесных жителей есть звук [ш] , тогда пропущу».  Дети придумывают слова (лягушка, мишка, кукушка…) и определяют место звука в слове. 

    Дошли звуковички до речки, а как перейти, не знают. Стали они речку о помощи просить, а она отвечает: «Угадаете, сколько в слове «речка» слогов, - помогу. (Дети выполняют задание) Придумаете ещё 3 слова из двух слогов, тогда пропущу.(Дети выполняют задание) Вдруг появился мост, по которому все переправились. Подошли звуковички к избушке на курьих ножках. На ступеньках Баба Яга сидит. Поздоровались звуковички и стали просить Бабу Ягу, чтобы она отпустила их товарища. «Так и быть, - говорит Баба Яга, - отпущу, ёсли научите и меня в слова играть». Далее ведущий предлагает детям составить из звуковичков слово «лист», и закрыть глаза.в это время ведущий прячет в ступу одного из звуковичков,а на его место ставит Бабу Ягу.Дети должны определить, какого звуковичка не стало? «До самого вечера играли звуковички с Бабой Ягой, - продолжает ведущий. – А как стало смеркаться, Баба Яга посадила всех в ступу, взмахнула помелом и отвезла звуковичков домой. Тут и сказке конец…

    «Игры звуковичков»

    1.1. «По дорожке мы шагаем, дружно звуки называем»

            У каждого игрока свой  «звуковичок». Перед началом игры дети выстраивают «звуковичков» у края  игрового поля.

    Игровое действие: игроки, по очереди называя звуки, соответствующие цвету звуковичков, передвигают их по дорожке на одно деление.

            Выигрывает тот, кто «уйдёт» дальше всех за отведённое время.

    1.2. «Живые звуки»

            На карточках предметные картинки по текущей лексической теме, названия которых состоят из одного или двух слогов. Слова подбираются с учётом возраста детей и уровнем развития у них фонематических функций. Например: осень, ветер, тучи, зонт; зима, снег, лёд, лыжи; капель, лужи, ручей, грач…  

    Игровое действие: игроки делятся на две команды, каждая из которых получает карточку, называет слово и выстраивает «звуковичков» в соответствии со звуковым анализом слова.

            Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание.

    1.3. «Назови все звуки по порядку»

            Ведущий расставляет игрушки и сообщает детям, что «звуковички» составили слово, например, «дом».

            Игровое действие: назвать все звуки по порядку. Дети говорят на ухо ведущему, чтобы не мешать думать товарищам. За правильный ответ игрок получает фишку. После того, как все звуки названы, ведущий составляет из «звуковичков» следующее слово…

            Выигрывает тот игрок, который наберёт большее количество фишек.

    1.4. «Угадай-ка»

            Ведущий вместе с детьми при помощи «звуковичков» составляет схему слова, например, «лучик» и предлагает закрыть им глаза. В это время одного из «звуковичков» закрывает ступой, а на его место ставит Бабу Ягу. Дети открывают глаза.

    Игровое действие: дети должны угадать кого из «звуковичков» спрятала Баба Яга.

    За каждый правильный ответ игроки получают фишки.

            Выигрывает тот, кто наберёт большее количество фишек.

    В конце игры Баба Яга заявляет, что хотела бы остаться с ребятами. Ведущий соглашается, но предлагает Бабе Яге залезть в ступу и  рассказать о том,  какая она. Игроки должны на каждое слово придумать омоним: злая – добрая, безобразная – красивая, ленивая – трудолюбивая, глупая – умная, старая – молодая… Далее детям предлагается закрыть глаза и сказать волшебные слова. В это время ведущий меняет Бабу Ягу на Машеньку. Игра заканчивается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...

    Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

    Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

    Организация инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном пространстве ДОУ

    Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время.    В соответствии с Федеральными государственными образовательн...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

    Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

    Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»

    Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»...

    Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....