Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по логопедии

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.odt27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.

        Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия основывается на общедидактических и специфических  принципах  с учетом развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Учет специфики познавательной деятельности дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных психических функций. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  2. Учет последовательности этапов формирования речевых умений (по П. Я. Гальперину, А. Н. Леонтьеву). Первоначальная дифференциация речевых единиц происходит с опорой на наглядно-образное мышление с опорой на внешние действия, затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. Так при коррекции фонематического восприятия развитие звукового анализа осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, графические схемы и действия с ними). В дальнейшем анализ звуковой структуры слова осуществляется с опорой на громкую речь (на слуховые и произносительные образы слов) и на последнем этапе  - во внутренней речи (по представлениям).
  3. Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому). Процесс развития той или иной психической функции при развитии фонематического восприятия должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задачи возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
  4. Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.
  5. Особенности формирования речевых функций определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу по формированию фонематического восприятия. Работа должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Так, например, действие по определению звукового состава слова внасале отрабатывается на односложных словах (ус, ум, на) затем на простых двусложных словах, позднее на словах со стечением и т. д.

Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать, возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (по П.Я. Гальперину).

  1. В процессе формирования фонематического восприятия необходимо учитывать этапы и последовательность его формирования в онтогенезе. Закономерности образования оппозиций звуков (гласные-согласные), развитие дифференциации смыслоразличительных и произносительных признаков, последовательность развития звукового анализа и синтеза.
  2. Процесс формирования фонематического восприятия представляет собой сложную многоуровневую деятельность, которая включает ориентировочный этап, операционный и этап контроля. Трудности осознания детьми с тяжелыми нарушениями речи предлагаемых заданий предусматривают расширение ориентировочной части. С этой целью предлагается обязательное рассмотрение детьми структуры материала и действия, применение достаточно большого количества наглядного материала, используется неоднократное повторение задания и предъявление простых инструкций. Исполнительная часть задания предполагает первоначальное замедление и развернутое выполнение действий, опору на показ и словесные инструкции, осознание ребенком правильности и ошибочности произведенного действия, использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи педагога, заключительный анализ итогов работы.
  3. Принцип учета ведущей деятельности. В отечественной психологии игра рассматривается как вдущая деятельность в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. авторы), она способствует формированию психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений и навыков. В связи с этим, целесообразно многие задания предлагать в игровой форме. Это способствует созданию у детей с тяжелыми нарушениями речи положительного и заинтересованного отношения к занятиям, повышает эффективность коррекционного воздействия.

Таким образом, коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи должна осуществляться поэтапно, основываясь на общедидактических и специфических принципах с учетом особенностей развития данной категории детей.

Литература:

  • Баева Л.Б. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи.
  • Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие.
  • Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 1-3 уровня).

Статья о формировании пространственных представлений и отображении их в речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях речевого детского сада....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

«Формирование фонематического восприятия у ребенка – дошкольника с нарушением речи» /консультация для педагогов/

    Развитое фонематическое восприятие является залогом последующей грамотности ребёнка. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия проводятся  на подгрупповых и ин...