«Формирование фонематического восприятия у ребенка – дошкольника с нарушением речи» /консультация для педагогов/
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

      Развитое фонематическое восприятие является залогом последующей грамотности ребёнка. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия проводятся  на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Воспитатель в группе закрепляет у ребенка  полученные навыки. Родители в домашних условиях активизируют фонематические процессы ребенка по рекомендации учителя - логопеда. Таким образом, к концу обучения дети умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

«Формирование фонематического восприятия у ребенка – дошкольника с нарушением речи»

/консультация для  педагогов/

Учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

октябрь  2018 год

Тема: «Формирование фонематического восприятия».

       В развитии речи дошкольников огромное значение придается формированию фонематического восприятия. Р.Е. Левина и другие исследователи пришли к выводу о его важнейшем значении для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Фонематический слух – это способность узнавать и различать звуки речи. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. На базе фонематического слуха у ребёнка формируется фонетический слух – способность различать более крупные единицы речи, такие, как слог (в словах), слово (во фразах), фразы (в высказываниях). Фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию, но это более узкое понятие. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Низкий уровень фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем: нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т. п.); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи.

      Развитое фонематическое восприятие является залогом последующей грамотности ребёнка. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия проводятся как на фронтальных, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Всю систему логопедической работы по развитию фонематического восприятия можно разделить на шесть этапов: 

  1. Узнавание неречевых звуков. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Используются специальные игры и упражнения, например: педагог за ширмой манипулирует с предметами (гремит погремушкой, рвет бумагу и т. д.), дети должны отгадать.
  2.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. Этим целям служит ряд игр: дети по очереди называют имя водящего, водящий на слух определяет, кто его позвал. Педагог произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Игра «3 медведя». Реплики низким, средним, высоким голосом. Дети угадывают медведей.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу. Игры: педагог называет картинку то правильно, то неправильно. Дети хлопают в ладоши, если ошибается (вагон, фагон, вагом).
  4. Работа с паронимами (рак – лак, коза – коса).
  5. Дифференциация слогов. Педагог произносит несколько слогов, например, НА – НА – НА - ПА. Дети определяют лишний слог. Затем слоговые ряды усложняются, например ПА – БА - ПА. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо слог, например ПА. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же слог, или оппозиционный. А дети указывают, одинаковые слоги или разные.
  6. Дифференциация фонем. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (используется схема). Слуховой образ звука сравнивается с образом неречевого звука («С» – песенка водички).

б) Выделение звука на фоне слога. Дети должны поднять флажок, если в слоге есть заданный звук.

в) Формирование умения определять наличие звука в слове. Предлагаются следующие упражнения: «Поймай звук в слове»; отобрать картинки с заданным звуком; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова с заданным звуком.

г) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце («Поставь фишку», «Куда перелетела бабочка»).

д) Выделение слова с заданным звуком из предложения (я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук «В»: Ворона сидит на суку). Затем проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, но речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

     С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места. И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности, количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким). Дошкольнику легче выделить начальный гласный под ударением, затем конечный согласный. Труднее выделить конечный гласный и начальный согласный (Л.Ф. Спирова).

     С целью развития навыков фонематического анализа и синтеза используются следующие задания: выделение начального звука в слове (вначале гласного, затем согласного); игра «Назови первый звук в слове» - можно с мячом; определение последнего звука в слове (вначале согласного, потом гласного); игра «Звукоедик». Звукоедик съел последний звук в слове, назови, какой. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце). Выделение гласного в положении после согласного (дом, кит).Фонематический анализ и составление схемы звукосочетаний (АУ, УА), обратных слогов (АМ, ИН), затем прямых слогов (НА, МИ) и слов типа: КОТ, МАК, чтение по следам анализа. (Слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем следует соединение звуков в слоги и чтение по слогам). Определение количества и последовательности звуков в слове. Слоговой анализ слов. Отбор картинок с заданным звуком. Отбор картинок с заданным звуком в определенной позиции в слове (начало, середина,  конец). Придумывание слов с заданным звуком и слов с этим звуком в определенной позиции. (Подбери название ягоды, которое начинается на звук М – малина). Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное педагогом. Например: стол – самолет. Составление слова из заданного количества звуков. Педагог изолированно называет звуки слова, не меняя их порядка (игровой момент: я вам разбросаю звуки, а вы мне вернете слово: к,о,т - КОТ). Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Большое внимание уделяется различным преобразованиям слов, например: кошка – мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова. В процессе обучения детям дается представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных. Вводятся понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

         Таким образом, к концу обучения дети умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Игры и задания для формирования фонематического анализа у дошкольников с нарушениями речи (консультация для воспитателей)

В материале предложены задания по формированию фонематического слуха.В ряде авторских работ ученых отмечается, что несформированность фонематического восприятия у детей занимает одно из первых мест в ...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....