Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Квартина Альбина Владимировна

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Гармония» г.Волгодонска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе»

                                                                             Составитель:

                                                                  Учитель-логопед: А.В.Квартина

г. Волгодонск

2022

Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух.

Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно, с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну — две буквы в конце слова. Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит формирование анализа и синтеза.

Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звуко-буквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания. Важно определение путей повышения эффективности формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, способствующего более успешному обучению в школе, социализации в обществе сверстников.

Большое значение этой проблеме придавал Каше Г. А. В своей книге «Подготовка к школе» он обращал внимание на то, что несформированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность у таких детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. в «Основах логопедии» разработали поэтапную систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы.

Огромное количество игр по развитию фонетико-фонематической стороны речи для дошкольников разработали Нищева Н. В. в «Играй-различайке».

Селиверстова В. И. в книге «Игры в логопедической работе с детьми».

Рекомендованные игры могут быть использованы для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различных несовершенств.

Способствуя развитию у дошкольников фонематического восприятия, вы достигните цели дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Предлагаю комплекс игр и упражнений для формирования фонематического восприятия у ребенка.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Игра «Тишина».

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки (деревянные ложки, металлические ложки, карандаши, молотки, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).

Игры «Угадай на чем играю», «Шумовые баночки», «Где хлопнули?», «Где позвонили?»

Игры и упражнения по развитию речевого слуха— учат детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому:

«Дует ветер», «Метель», «Три медведя».        

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Узнай слово».  Хлопните в ладоши, когда услышите правильное звучание слова.

Бумага-пумага-тумага-бумага-пумака-бумака.

                «Стихи-небылицы»

--Сели в ложку и –ай да! –

По реке – туда-сюда!

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

--Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

«Незнайкины стихи»

Что стучишь так громко дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

Двое маленьких мышат тоже ходят в детский шад.

Грустят на пригорке две стройные ёрки.

Мама, мама, мне поверь: сам убрал свою постерь.

У Светланы и у Лизы Есть и санки. Есть и лызы.

Миша и Маша лежали в коляске, были они, безусловно, двойняски.

«Подскажи словечко.»

Не грозит рыбешкам скука,

Если где-то рядом….(щука)

Мчится, от собак спасаясь,

Меж кустов пугливый …(заяц)        

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Найди картинку со звуком «Л»: слон, лев, лампа

Определи место звука «З» в слове: заяц, роза.

«Помоги собрать вещи». В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «Ш».

Игры и упражнения на дифференциацию слогов.

Ребенок повторяет слоги точно так же, как они были произнесены взрослым.

«Повтори, не ошибись», «Похлопаем», «Сколько слогов услышал, выложи столько камушков», «Что лишнее?»

Игры и упражнения на дифференциацию фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-- выделение гласных из ряда звуков.

--узнавание гласных на фоне слога и односложных слов,

--выделение согласных из ряда других звуков.

«Умная машина», «Дракоша-звукоедик», «Поймай звук», «Доскажи словечко», «Звук заблудился», Игра с мячом «Поймай мяч на заданный звук».

Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определенную последовательность:

-- Определение количества слогов в словах разной сложности;

-- Выделение первого и последнего звука в слове;

-- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий);

--Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

Игры «Сколько звуков, посчитай», «Цепочка слов», «Найди место звука в слове», «Подбери картинки к символам гласных звуков», «Волшебный кубик» и т. д

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Каждому ребенку дается картинка. Ребенок громко произносит слово и отстукивает столько раз, сколько в слове слогов

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: логопед не называет слово, а отстукивает слоговой состав слова. Дети должны придумать слово, которое подходит по слоговому составу. Если дети затрудняются, логопед снова отстукивает и произносит первый слог.

Игра «Слоговой поезд»

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1-ом - схема односложного слова, на 2-ом – схема двусложного слова, на 3-ем – схема трехсложного слова. Детям нужно «расселить» картинки в нужный вагон.

Игра «Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово- название первой картинки. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

У каждого ребенка карточка. Логопед показывает картинки и называет слова. Если звук слышится в начале слова, дети ставят фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку ставят во 2-ую клеточку. Если звук слышится в конце слова, то в третью клеточку.

Игра «Будь внимателен»

Цель: учить детей различать звуки «д» и «т» в словах/ по картинкам/

Задания: 1. «Назови все слова со звуком «Т»

2. «Назови все картинки со звуком «Д»

Игра – соревнование «Кто быстрее? »

Цель: Учить различать звуки «Б» и «П» в словах /по картинкам/

Задания: 1. Собери картинки со звуком «Б»

2. Собери картинки со звуком «Т»

Литература: Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.,1987г; Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г; Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г; Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г; Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г; Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение», 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...

Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей  с диагнозом: ТНР....

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые  авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе

Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и  некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисг...