Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описано  содержание курса занятий по данной теме,имеется примерный перечень игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации - залог успешного обучения в школе.

     Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Учение переживается и осознается как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как ребенок будет учиться, имеет для него острую аффективную окраску.

   Вопросом подготовки к школе занимались: И. П. Майорова, Л. А.Венгер, Л. И. Божович, М. П. Ильина, А. В. Запорожец, Я. Я. Коломинский, Е. П. Пашко, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконин и многие другие. Но проблема подготовки к школьному обучению, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной,  так как процесс обучения стал намного сложнее, требования к учению, поведению и уровню преподаваемого материала жестче, да и  сама программа  обучения варьируется в разных учебных заведениях. В процессе подготовки детей к школе происходит их полная перестройка во взрослую жизнь-жизнь школьника, где учение не просто деятельность по усвоению знаний, но и способ подготовки себя к будущему.

     Большинство современных программ, предназначенных для подготовки ребенка к школьному обучению, делают акцент на развитие  или только интеллектуальной сферы, или личностной, тогда как анализ результатов проводимых обследований детей   на выявление готовности к обучению в школе детей  показывает, что примерно 40%  имеют трудности.

     Одной из причин неготовности к обучению в школе является недостаточность интеллектуального развития, а так же недостаточная  сформированность  зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. А это те функции, которые можно с полным основанием считать школьнозначимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Поэтому в занятия по подготовке к обучению в школе  необходимо включать  игры и упражнения, направленные не только на развитие интеллектуальной, личностной и  коммуникативной сфер, но и на развитие работоспособности, зрительно-моторной координации,  зрительно-пространственного восприятия, произвольности, а также.

      Конечно,   для ребенка  идеальной формой  совместной жизни со   взрослым  становится игра. Но в дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. На занятиях не только взрослый задает цель, но и ребенок учится самостоятельно планировать ход деятельности, получает результат, оценивает его.

     Для определения уровня сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в своей работе я использую следующую экспресдиагностику:

№ п/п

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация

Баллы,

Макс.

1

Дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры,

выделяя их характерные признаки.

3 б.

2

 Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

1 б.

3

Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на

плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.д.).

3 б.

4

Срисовывает (копирует) простые фигуры, сочетания

фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение

 и направление штрихов.

3 б.

5

Согласно инструкции штрихует предметы.

1б.

6

Находит часть целой фигуры, конструирует по схеме.

2 б.

7

Сочетает слово с действием при выполнении пальчиковых игр

 или инструкции.

1б.

8

Собирает фигуру по схеме.

1б.

9

Графический диктант.

1 б.

10

Тест Бендера.

3б.

Всего:

19б.

     Когда ребенок имеет меньше 10 баллов, можно говорить о недостаточной сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

     Я разработала курс занятий по развитию данных функций.

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Задачи:

     1. Создание эмоционально положительного настроя.

2.Развитие мелкой моторики.

  1. Знакомство с клеткой.
  2. Знакомство и начертание отдельных элементов и букв русского языка.
  3. Знакомство с контуром изображения.
  4. Развитие умения штриховать предметы.
  5. Развитие умения моделировать изображения.
  6. Развитие умения копировать изображение.
  7. Формировать умение « писать» графические диктанты.

Организация занятий:

     Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 25 минут, занятия ориентированы на детей 6-7 лет.

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Игры с правилами, словесные.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Игры с танграмами, фигурами (Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина…).
  5. Соедини точки, звездочки.
  6. Графический диктант.
  7. Ритуал прощания.

Примерный перечень заданий:

- обведи по контору;

-обведи по точкам;

-соедини точки и раскрась;

- заштрихуй по образцу;

-графические диктанты;

-срисуй точно так же, как на образце;

-дорисуй фрагмент;

-вставь пропущенный фрагмент;

- расставь символы по инструкции;

-пальчиковые игры и упражнения;

-танграмы;

-кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.

     Выполнение этих заданий разовьет у детей зрительное восприятие, произвольное внимание, а  также мелкую моторику рук и координацию движений.

Литература:

  1. М. М. Безруких. Готов ли ребенок к школе. М.: Вентана-Граф,2001
  2. М. И. Мирошник. Я пишу. Пособие для педагогов и родителей. Ростов-на-Дону: Легион,2013
  3. Мамаева В. В. Письмо. С.-Пб.: Печатный двор, 2009
  4. Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников. М: Рост,2011
  5. Холодова О. Юным умникам и умницам. М.: РОСТ, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ....

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....

«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....

Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.

В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...

«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»

Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....

Мастер-класс на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»...