РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по логопедии на тему

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelno.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

     У дошкольников старших групп отмечаются трудности  зрительно-пространственного восприятия, усвоение пространственных ориентпровок. Упражнения в определении последовательности предметов в пространстве создают основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Далее можно переходить к ориентировке на плоскости, что служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма.

   Дети , у которых  не сформированы пространственные представления, не используют предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей, животных( НАД, ПОД).Дети затрудняются в дифференциации предлогов( К, У, В, НА, К ДОМУ, У ДОМА, В СТОЛЕ, НА СТОЛЕ), испытывают трудности в использовании прилагательных( ШИРОКИЙ, УЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ, ТРНКИЙ), они заменяют обозначениями (БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ).

     Часто у них наблюдается запаздывание формирования « схемы тела».В дальнейшем трудности в ориентировке в схеме тетрадного листа. Дети долго не могут усвоить и довести до автоматизации стандартные требования к оформлению письменных работ( ПРОПУСК ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛЛИЧЕСТВА СТРОЧЕК, КЛЕТОЧЕК, СОБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕЙ ПИСЬМА В 2-3 СТОЛБИКА, РАВНОМЕРНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕТРАДНОГО ЛИСТА ТЕКСТОМ).

      Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки( ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ), в норме исчезает по мере формирования письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

    Дифференциация правой и левой части тела ( руки, ноги, глаза, уха):       задания:

  1. Поднять правую руку, левую ногу.
  2. Показать , где у педагога правая, левая рука
  3. Назвать предметы , которые расположегны справа, слева от…
  4. Пробы Хеда

     Ориентировка в окружающем пространстве. ЗАДАНИЯ:

  1. Положи ручку справа от тетради, карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к тетради,
  2. Стоя друг за другом , назвать впереди и взади стоящего ; в шеренге –справа, слева от стоящего.
  3. На столе расположить картинки справа, слева от заданного предмета.
  4. Определить правую, левую руку у соседа, стоящего напротив друг другу.
  5. Определить след какой ноги отпечатан на песке
  6. Последовательность числового ряда:

-назвать число справа , слева от 3

-назвать соседей числа 8

    Определение пространственных соотношений элементов, графических элементов и букв.

  1. Графический диктант( можно использовать литературу: В.Т.Голубь « Графические диктанты»(для детей 5-7 лет), Е.А.Нефедова «Готовимся к школе»,Т.С.Голубина «Чему научит клетка?»)
  2. Определи пространственное расположение рисунков, предметов относительно друг друга.
  3. Дорисуй чего не хватает справа, слева, спереди, сзади.
  4. Напиши, выложи буквы, чьи элементы повернуты вправо, влево.

Формирование предложно- падежных конструкций:

  1. Работа с предлогами:

-выполнение задания по указанию педагога.

-Правильно ли выполнено?

-работа с моделями предлогов.

-решение различных ребусов.

    Параллельно всей логопедической работе , конечно, задействован и зрительный анализатор. Поэтому, в различных играх и упражнениях развивается зрительное восприятие. Помимо этого в картотеке у меня для работы подобраны игры и упражнения  с этой целью. Данный материал можно найти в литературе: А.Л.Сиротюк « Коррекция обучения и развития школьников», А.Л.Сиротюк « Обучение детей с учетом психофизиологии».В них представлен материал по кинезиологии.

    Большую роль в своей работе с детьми я уделяю профилактике, поэтому очень важно правильно провести работу над буквой .На этом этапе я использую очень много различных игр и упражнений. Что касается данной темы обсуждения я использую некоторые из них.

   Игры с буквами:

  1. Допиши букву с недостающими элементами
  2. Обведи , подчеркни, зачеркни определенную букву.
  3. Допиши элементы букв , чтобы получилось слово.
  4. Поиск букв в зашумленном варианте написания .
  5. Чтение слов( словосочетаний) слева направо и наоборот.( Например :Алла рвала лавр).Материал по В.Волиной.
  6. Решение различных буквенных ребусов, кроссвордов.
  7.  Запомни букву, используя речевой материал В.Волиной.
  8. Обведи ее пальчиком ведущей руки по стрелкам, напиши ее в воздухе, на столе ,
  9. На что похожа буква?
  10. Узнай букву по описанию.
  11. Вырезывание , лепка из пластилина, глины, теста.  И т.д.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

               НА ТЕМУ:

     «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-

ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

        У ДОШКОЛЬНИКОВ».

                                 ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

                                            УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

                                            МБДОУ ДС КВ №З9»ЗОЛУШКА»

                                            МОХОВА  И.А.

                             Г.ТУАПСЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве

Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающе...

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....

Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике

В настоящее время существует достаточное количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвященных проблеме формирования и развития зрительно пространственных представлений д...

«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»

Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников....