Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
консультация по теме

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.              Развитие зрительно-пространственного восприятия и
                             зрительно-моторных координаций у дошкольников.

Слайд 2. На слайде 2 детских рисунка. Что вы можете сказать об этих двух детских работах? (ответы педагогов).

Сегодня мне бы хотелось поговорить о таких важных составляющих познавательного и интеллектуального развития дошкольников, как зрительно-пространственное восприятие и зрительно – моторная координация. Эти 2 составляющие так же являются основой навыков письма и чтения.

По результатам диагностического обследования у большинства детей дошкольного возраста отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоения пространственных ориентировок и зрительно – моторных координаций. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное и зрительно-моторное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. 

Как вы думаете в этих двух составляющих какому психическому процессу отводится ведущая функция?

Давайте рассмотрим, что собой представляет зрительное восприятие? 

Слайд 3.       Зрительное восприятие - совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это процесс работы глаз как зрительного органа человека  и головного мозга, куда посылаются импульсы, полученные рецепторами глаз. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, более сложные, формирующиеся  позже – это механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит анализ соответствующей информации о пространстве. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных (чувственных) операций, обеспечивающих  восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного движения глаза. Другие позволяют оценить направление.

В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное формирование происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. 

        С какими трудностями и в каких видах деятельности сталкиваются дети при несформированности зрительно – пространственных ориентировок?

Слайд 4.        Дети, у которых  не сформированы пространственные представления, не используют предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей, животных (НАД, ПОД). Дети затрудняются в дифференциации предлогов                  (К, У, В, НА, К ДОМУ, У ДОМА, В СТОЛЕ, НА СТОЛЕ), испытывают трудности в использовании прилагательных (ШИРОКИЙ, УЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ, ТРНКИЙ), они заменяют обозначениями (БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ).

     Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем трудности в ориентировке в схеме тетрадного листа. Дети долго не могут усвоить и довести до автоматизации стандартные требования к оформлению письменных работ               (ПРОПУСК ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛЛИЧЕСТВА СТРОЧЕК, КЛЕТОЧЕК, СОБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕЙ ПИСЬМА В 2-3 СТОЛБИКА, РАВНОМЕРНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕТРАДНОГО ЛИСТА ТЕКСТОМ).

Слайд 5.      Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ), в норме исчезает по мере формирования письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

        В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня.  В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Безусловно, все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени. 

Слайд 6.

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.

- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.

- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.

- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.

Ребенка просят выполнить задания:

- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.

- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.

- хлопни руками над головой. 

Упражнение «Телесная география» (в быстром темпе)

        Педагоги выстраиваются в шахматном порядке, чтобы свободно двигать руками и туловищем. Ведущий зачитывает задание и контролирует правильность его выполнения.

  • Протяни левую руку вправо вверх.
  • Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.
  • Хлопни правой рукой по левой коленке.
  • Коснись правой рукой левой ступни.
  • Поставь левую ногу вперед и вправо.
  • Правой рукой дотронься до левого плеча через левую подмышку
  • Коснись левой рукой самой верхней части туловища.
  • Сделайте 2 шага назад,  3 шага вправо и хлопните в ладоши.

Обсуждение:

        Испытывали ли вы трудности при выполнении этого упражнения? Если испытывали, то в чем?

Слайд 7.

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу).

(впереди меня - стол, позади - шкаф, справа - дверь, а слева - окно, вверху - потолок, а внизу - пол).

        Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Представления о правом и левом складываться у ребенка между тремя и четырьмя годами. Под руководством взрослого ребенок выделяет и правильно называет свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия. Различение левой руки у ребенка в этот период осуществляется только через правую руку. Используя длительные ощущения своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

- какая игрушка находится ближе всех к тебе? дальше всех от тебя?;

- какие игрушки находятся дальше, чем зайчик? ближе, чем собачка?;

- какая игрушка перед мишкой, какая после?

Слайд 8.

Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.

Слайд 9.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Формируется непосредственно как речевая деятельность. Понимание пространственно – временных и причинно – следственных отношений и связей является важной составляющей психического развития.

        Демонстрация дидактических игр по формированию и развитию пространственных ориентировок.

        Упражнение «Карандаши между пальцами»

Слайд 10.       Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет. Такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. На базе зрительно – моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма. Причем умение  рисовать мало влияет на уровень развития  зрительно-моторной координации (у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой).

Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка будет недостаточно развита и зрительно – моторная координация. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.

Слайд 11.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

 и тонкой моторики рук (возрастные нормы)

0-3 мес.  Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6 - 12 мес. Развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1 - 2 года. Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг - в круглую.  Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий. ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивает страницы книги.

2 - 3 года  Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. ребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы.

Слайд 12.

3 - 4 года. Может держать карандаш пальцами. Обводит по контурам, копирует крест, копировать формы несколькими цветами. Хватает катящийся к нему мяч, собирает и строит постройки из девяти кубиков.

4 - 5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы, квадрат, звезду. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека. Дорисовывает три части в недорисованную картинку. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

5 - 6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.

К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Педагогов должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Может показаться, что несформированность зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в дошкольной жизни ребенка, как вы считаете так ли это?

ребенок может хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки, но на самом деле нарушение зрительно-моторной координации у дошкольника можно увидеть в отклонении физических качеств: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений.

Слайд 13.

Основные трудности при нарушении зрительно – моторных координаций могут проявиться в первом классе,

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр. 
  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного. 
  • при списывании или срисовывании с доски или из учебников у ребенка часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое.
  • возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов. 
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник).

Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.

Исходя из выше сказанного, основная задача в работе педагогов состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных и зрительно – моторных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, дислексии не допустить перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность детей.

Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!

Слайд 14.       Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать следующие формы работы
                                                                 Традиционные:

- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- Кукольные театры: пальчиковый,  перчаточный, театр теней;
Слайд 15.

- Графические упражнения: «Штриховка» - вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.

- Лабиринты

- Дорисовывание изображений предметов, картинки.

Слайд 16.

- Графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда;

- Любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков.

Копирование изображений по клеткам в тетради.

Слайд 17.

- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: Конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики, пазлы)

- Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.                                                   

Слайд 18.                                                  Нетрадиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок»,

- Упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.п.;
- Игры с крупой (Выкладывание из круп по образцу)
- Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук).

Слайд 19.      Развитие способностей к ориентации в трехмерном пространстве.

  • Работа в технике «Оригами».
  • Изготовление объемных конструкций из бумаги и других материалов.
  • Работа с пластилином и глиной.
  • Работа с соленым тестом.
  • Работа с бумагой в технике «Квилинг».
  • Вышивание.
  • Вязание.

Слайд 20. Так же зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».

Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.

Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников Подготовила: педагог - психолог Янина Анатольевна Бабич

Слайд 3

Зрительное восприятие - совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных (чувственных) операций : удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного движения глаза направление движения

Слайд 4

Трудности у детей при несформированности пространственных представлений не используют предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей, животных (НАД, ПОД ) затрудняются в дифференциации предлогов (К , У, В, НА, К ДОМУ, У ДОМА, В СТОЛЕ, НА СТОЛЕ) испытывают трудности в использовании прилагательных (ШИРОКИЙ, УЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ, ТРНКИЙ), заменяют обозначениями (БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ ) наблюдается запаздывание формирования «схемы тела» трудности в ориентировке в схеме тетрадного листа пропуск определенного количества строчек, клеточек, соблюдение полей письма в 2-3 столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом зеркальное письмо

Слайд 6

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

Слайд 7

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу).

Слайд 8

Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.

Слайд 9

Четвертый уровень . Лингвистические представления. Понимание пространственно – временных отношений Понимание причинно – следственных связей

Слайд 10

Зрительно – моторная координация согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет.

Слайд 11

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук (возрастные нормы) 0-3 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 6 - 12 мес . Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. 1 - 2 года . Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Переворачивает страницы книги. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг - в круглую. Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий. 2 - 3 года. Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Красит пальцем, рисует по образцу крест. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, нанизывает бусы.

Слайд 12

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук (возрастные нормы) 3 - 4 года. Может держать карандаш пальцами. Обводит по контурам, копирует крест, копировать формы несколькими цветами. Хватает катящийся к нему мяч, собирает и строит постройки из девяти кубиков. 4 - 5 лет . Рисует карандашами или цветными мелками Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы, квадрат, звезду. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека. Дорисовывает три части в недорисованную картинку. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики. 5 - 6 лет . Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.

Слайд 13

Трудности у детей при несформированности зрительно-моторных координаций трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр. • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного. при списывании или срисовывании с доски или из учебников у ребенка часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, не замечает даже грубые различия. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов. плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник).

Слайд 14

Формы работы по развитию ЗМК и ЗПО Традиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук; Игры с пальчиками с речевым сопровождением; Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;

Слайд 15

Формы работы по развитию ЗМК и ЗПО Традиционные: Графические упражнения: «Штриховка» - вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.

Слайд 16

Формы работы по развитию ЗМК и ЗПО Традиционные: Графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда; Лабиринты Дорисовывание изображений предметов, картинки. Копирование геометрических фигур, простейших рисунков, изображений по клеткам в тетради.

Слайд 17

Формы работы по развитию ЗМК и ЗПО Традиционные: Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками; Игры: Конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики, пазлы ) Игры – головоломки: « Танграм », « Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.

Слайд 18

Формы работы по развитию ЗМК и ЗПО Нетрадиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су- джок », Упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.п.; Игры с крупой (выкладывание из круп по образцу) Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук).

Слайд 19

Развитие способностей к ориентации в трехмерном пространстве. Работа в технике «Оригами». Изготовление объемных конструкций из бумаги и других материалов. Работа с пластилином и глиной. Работа с соленым тестом. Работа с бумагой в технике «Квилинг» Вышивание. Вязание.

Слайд 20

Двигательные упражнения ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», « Дартс », « Кольцеброс », «Попади в цель». Прыжки: в круг, с хлопком, с поворотом, с ловлей мяча, с поворотом и хлопком. Игры и упражнения с мячами различного диаметра, бросание мяча, метание мяча по удаляющейся, движущейся, приближающейся цели. Игры: «Удочка», «Салочки с мячом», «Змейка», «День и ночь», «Охотники и утки» и др.

Слайд 21

Успехов в работе по « Развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ....

Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.

Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве

Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающе...

«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....

Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.

В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...

«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»

Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....