Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Нарушение фонематического восприятия является частой причиной школьных неудач . В статье даются рекомендации и некоторые игровые приёмы по развитию фонематического восприятия и профилактики дисграфии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Формирование фонематического восприятия дошкольников , как залог успешного обучения в школе «
Консультация для родителей детей старшей и подготовительной к школе групп
Всем известно , что за последние десятилетия количество детей с нарушениями речи выросло во всём мире .Речь у детей появляется позже . Нарушения произношения стали стойкими и не проходят не только до школы , но и в начальных классах без помощи специалистов –логопедов. Коррекция звукопроизношения стала процессом трудоёмким и не всегда эффективным . Одной из причин является нарушение фонематического слуха. Фонема – это звук речи . Фонематический слух –различение звуков речи .Решающим фактором развития фонематического слуха ребёнка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми . Формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции ; причём наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость : умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребёнку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля . Слуховой контроль сохраняет своё значение и после того , как звук усвоен .Об этом свидетельствует постепенная потеря речи у поздно оглохших людей .Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточно сформированного и устойчивого внимания .Внимание же только тогда развивается успешно ,когда новое включается в уже сформированные связи дополняет и развивает их . Эти связи основаны на памяти . Таким образом при нарушении одного из факторов страдает фонематическое восприятие и следовательно зависящее от него звукопроизношение . Следовательно, будущий ученик будет писать так как говорит . У него нарушено не только звукопроизношение , но и слуховой контроль . Часто родители, озабоченные подготовкой к школе, водят ребёнка к логопеду , но прекращают занятия после постановки звуков не смотря на то, что речь его ещё не совсем чистая и иногда он путает звуки или их последовательность . На письме у такого ребёнка будут стойкие замены, пропуски букв . То есть будет нарушена письменная речь. Нарушения устной и письменной речи являются одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов .
Нарушение фонематического восприятия мешает овладевать не только звуковой стороной речи ,но и словарным запасом, грамматическим строем и тормозит развитие речи в целом .
Развитие фонематического восприятия – это большая проблема, которой занимаются специалисты .А что же могут сделать родители? Ведь они не являются специалистами в этой области?! Вот некоторые рекомендации :
- Следите за своей речью . Она должна быть чёткой и правильной .
- Своевременно обращайтесь к специалистам для коррекции недостатков речи у детей не ждите что само пройдёт .
- Выполняйте все рекомендации логопеда .Серьёзно относитесь к выполнению домашних логопедических заданий , если хотите прочных результатов.
- Минимальное снижение слуха может быть причиной нарушения фонематического восприятия . Обратите внимание во время болезни ребёнка или сразу после неё на следующие моменты : не переспрашивает ли Вас ребёнок ; не говорит ли он слишком громко или слишком тихо; не смотрит ли внимательно на артикуляцию говорящего ; не включает ли на большую громкость телевизор ; не искажает ли слова , нет ли ошибок в озвончении или оглушении согласных ; не пропускает ли слог в начале или конце слова ? Если вы заметили подобные нарушения обратитесь к ЛОР-врачу , логопеду. Занимайтесь профилактикой простудных заболеваний .Укрепляйте здоровье детей .
- Для развития фонематического слуха можно посоветовать некоторые игры ,которые вы сможете проводить с детьми на досуге : « Послушаем тишину « ( закрыть глаза и минуту слушать звуки окружающего пространства и затем назвать их источники ) ;» Угадай , кто позвал ? «( ребёнок закрывает глаза и в это время кто-то из окружающих должен его окликнуть . По тембру голоса ребёнок определяет кому он принадлежит );» Поймай звук «( взрослый произносит звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши на условный звук );» Хлопни в ладоши «( взрослый произносит слова , а ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово на заданный звук );» Кто больше слов придумает ? «( придумать как можно больше слов на заданный звук );»Волшебная цепочка «( взрослый произносит слово, ребёнок определяет на какой звук оно закончилось и придумывает слово на этот звук);» 5 слов « ( придумать по 5 слов на заданный звук в начале, середине , конце слова» ;» Сигнальщики»( взрослый называет слово, а ребёнок находит в азбуке соответствующую букву и показывает); кроссворды и другие игры
- Разучивайте с ребёнком стихи, скороговорки , делайте их аудиозаписи и прослушивайте .Найдёт ли ребёнок ошибку ?
- Упражнение « Исправь ошибку «( в том случае когда звук поставлен, но ребёнок ещё долго смешивает звуки «с-ш «, «з-ж» ,» л-в «,» ч-ть» и другие ) Взрослый показывает картинку « шапка « и говорит : « Это сапка ?» .Ребёнок поправляет его : « Шапка».
- Следите за тем чтобы звуки поставленные на занятии логопедом ребёнок использовал в своей речи .Время от времени поправляйте его: « Скажи правильно! « , «Покажи как ты научился говорить ?!» .
- Прослушивайте вместе с ребёнком аудиозаписи стихов сказок в исполнении актёров . Обращайте внимание ребёнка на чёткую правильную , выразительную речь чтецов. Попытайтесь так же выразительно рассказать выученное стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкол...
Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"
Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Развитие связной речи дошкольников как залог успешного обучения в школе
О важности развития связной реи детей....
Преодоление затруднений в развитии связной речи дошкольников, как залог успешного обучения в школе.
В материале раскрывается предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста....
Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе.
Формирование фонематического восприятия у ребенка, как залог успешного обучения в школе....
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ - ПУТЬ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Актуализировать необходимость конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по формированию сенсомоторной сферы дошкольников....