Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

                                       

Конспект родительского собрания

в старшей группе компенсирующей направленности   для детей с ТНР

Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»

Конспект

родительского собрания

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Подготовила и провела: Дубровина Н.С.

Сентябрь 2022г.

Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической работы в общем и функционированием группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи; создание у них мотивации к совместными занятиям с детьми по исправлению и развитию речи.

План проведения:

1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

2. Особенности логопедической работы:

- содержание логопедической работы;

- формы логопедической работы.

3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

4. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.

5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

6. Анкетирование для родителей.

7. Мастер – класс «Защите то, что дорого»

#1056;азное

Средства: анкеты, игры и пособия, материал для мастер-класса

Ход собрания:

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям :

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.

3. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

4. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

!Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в коррекции и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Рекомендации: Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

6. Анкета

Знаете ли Вы речевые трудности Вашего ребенка? Какие? Когда заметили?

Изменилась ли речь Вашего ребенка в течении учебного года?

Может ли Ваш ребенок рассказать об услышанном (прочитанном, увиденном? Приведите примеры.

Знает ли буквы, какие?

Каково Ваше отношение к речевым проблемам ребенка?

Обращались ли раньше к логопеду? Как долго длились занятия? Каких результатов удалось добиться?

Считаете ли Вы необходимым дальнейшее пребывание ребенка в логопедической группе? Назовите причины.

Каких результатов Вы ожидаете от логопедических занятий?

Как часто Вы готовы (имеете возможность) заниматься с ребенком по заданию логопеда: один раз в неделю, два раза в неделю, три раза в неделю, по выходным дням, ежедневно (нужное подчеркните).

Сколько времени (в часах и минутах) в день Вы готовы уделить Вашему ребенку (для общения и занятий?

Данные о ходе физического и речевого развития ребенка (анамнез)

Какой по счету была беременность?

Как протекали беременность и роды?

Когда ребенок закричал?

Как протекало физическое развитие: когда стал держать голову, сидеть, ползать, вставать, ходить?

Какие заболевания перенес до года? Выпишите из медицинской карточки диагнозы (если таковые имеются) (с числом и последней датой) : лорврача, невролога, окулиста, психиатра или психоневролога.

Когда стал гулить, лепетать?

Когда появились первые слова и какие?

Когда появилась фразовая речь? Приведите примеры.

Не прерывалось ли речевое развитие? Если прерывалось, то по какой причине? Как долго длилось? С какими последствиями?

Как быстро наращивался словарный запас?

Посещал ли ребенок раньше детский сад и какой?

7. С 19 по 23 сентября проводиться Всероссийская неделя безопасности дорожного движения. Все мы знаем как важно защитить наших детей от травм на дороге. Давайте поможем сделать им заметнее на дороге. А для этого изготовим своими руками фликеры. Они не испортят внешнего вида детей, а станут полезным дополнением в их одежде

Мастер – класс «Защитите то, что дорого!»

Рефлексия:

Наша встреча подошла к концу. Была ли полезной информация прозвучавшая на нашей сегодняшней встрече?

Что вы еще хотели услышать и узнать на следующем собрании?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей».

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей»....

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики» на тему: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе компенсирующей направленности «Колокольчики»  на тему:  «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения  детей дошкол...

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....