Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Старовойтова Марина Николаевна

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

 

Программное содержание:

 

Образовательные задачи:

  • Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
  • Закреплять навыки употребления слов в Р.п. ед.ч.;
  • Тренировать в умении отвечать на вопрос полным предложением;
  • Учить правильно употреблять предлоги и узнавать их на фоне  предложений;
  • Отрабатывать навык  деления слов на слоги.
  • Формировать навыки элементарного анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, воображение;
  • Совершенствовать координацию речи с движением.

Оздоровительные задачи:

  • Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица,физминутку.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слышать и слушать других,
  • Способствовать закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Воспитывать бережное отношение к животным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский  сад № 662

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия  с детьми с ЗПР

старшей группы

«Животные жарких стран»

(Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

Логоритмика. Использование ИКТ.)

        

Старовойтова М.Н.,

учитель-логопед

ГБОУ № 662

г. Кронштадт

2024 г.

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран».
  • Закреплять навыки употребления слов в Р.п. ед.ч.;
  • Тренировать в умении отвечать на вопрос полным предложением;
  • Учить правильно употреблять предлоги и узнавать их на фоне  предложений;
  • Отрабатывать навык  деления слов на слоги.
  • Формировать навыки элементарного анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, зрительное внимание, воображение;
  • Совершенствовать координацию речи с движением.

Оздоровительные задачи:

  • Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица,физминутку.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слышать и слушать других,
  • Способствовать закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Воспитывать бережное отношение к животным

Предварительная работа:

  • Занятия по лексической теме «Животные жарких стран».
  • Разучивание физминутки «Обезьянки», комплекса самомассажа  лица  «Зоосад».
  • Чтение сказки  К. Чуковского «Бармалей».

Оборудование:

  • компьюьер;
  • видеоматериалы на электронном носителе: отрывок из м/ф «Доктор Айболит», презентация;
  • картинки: 3 пирата, картинки названия которых начинаются на а, у,и;
  • изображение заколдованного животного (из частей разных животных);
  • картинки с изображениями животных Африки (слон, лев, жираф, зебра, носорог, крокодил, черепаха, антилопа);
  • изображение клетки с замком;
  • связка ключей, один из которых подходит к замку;
  •  слоговой поезд;

Ход образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Традиционное приветствие в начале урока.

Дети заходят в кабинет, здороваются с гостями, разбиваются парами (ребёнок, которому не хватило пары, играет с логопедом) и «играют в ладошки» со словами:

Туки-тук,

туки-тук;

Ты мой друг

И я твой друг.

Садятся за столы.

Под дверь подбрасывается телеграмма.

Логопед: Ребята, что это? (телеграмма). Давайте, прочитаем:

«Вот вам телеграмма от гиппопотама:

Приезжайте, дети, в Африку скорей,

И спасите, дети, бедненьких зверей,

Их поймал сегодня страшный Бармалей!

- Как вы думаете, можно ловить диких  животных? (Нельзя, они могут напасть, искусать, поцарапать и т.д.)

Как вы думаете можно диких животных сажать в клетку? ( Нельзя, их нужно охранять и беречь).

Логопед:

-Конечно, нельзя допустить, чтобы животные Африки сидели в клетке у Бармалея. Надо их освободить от Бармалея. Спасти. Помочь им. Согласны? (Да)

 Логопед: Как же нам его найти? (поехать в Африку, пойти в полицию.)

 - Послушайте, вы что-нибудь слышите?

Показ фрагмента из м/ф «Доктор Айболит»  (Бармалей поёт песню о себе).

 На экране монитора появляется Бармалей.

Бармалей:  Ха-ха! Мне доложили, что кто-то здесь собирается спасать животных, которых я поймал. Как бы не так! Впрочем, я могу их отпустить, если вы справитесь с моими сложными заданиями. А если не справитесь, тогда я никого не отпущу. Ха-ха-ха!!!

Логопед: Ребята, спасём бедных африканских животных, выполним задания Бармалея? (Да.) Мы готовы, Бармалей, начинай.

II. Основной ход занятия.

2. Д/И «Чудо-юдо» (употребление Р.п. ед.ч.).

Бармалей: Задание 1. (демонстрация картинки «чудо-юдо»). Попробуйте расколдовать этих животных.

Логопед: Я думаю, для этого нужно правильно назвать кому принадлежит часть тела чудо-юда и назвать без какой части  осталось животное.

Дети отвечают на вопросы:

- У заколдованного животного голова кого? (льва) Лев остался без чего? (без головы)

После ответов детей на вопросы «появляется лев», то есть на ковролин/магнитную доску крепится изображение льва. Аналогично с остальными животными.

- У  заколдованного животного хобот кого? (слона) Слон остался без чего? (без хобота)

- У  заколдованного животного шея кого? (жирафа) Жираф остался без чего? (без шеи)

- У  заколдованного животного панцирь кого? (черепахи) Черепаха осталась без чего? (без панциря)

- У  заколдованного животного ноги кого? (носорога) Носорог остался без чего? (без ног)

- У  заколдованного животного хвост кого? (крокодила) Крокодил остался без чего? (без хвоста)

Бармалей: М-да, не ожидал! Какие умные ребята, уважаю умных ребятНо не хочу отпускать животных, пусть посидят в клетке, а я дам вам более сложное задание. Вот. Пойду его придумаю. (Звери «закрываются» в клетке с замком. Бармалей «уходит» с монитора убирается его изображение).

3. Самомассаж лица «Зоосад»

Логопед: 

- Ребята, пока Бармалей думает, давайте с вами сделаем самомассаж, это поможет нам лучше думать и быстро и правильно выполнять задания Бармалея.

Дети сидят за столами.

 «Зоосад»

В жарких странах, говорят, (погладить лоб от середины к вискам)

Есть огромный зоосад. (растереть по кругу лоб)                                                          По дорожкам к водопою (нарисовать круги вокруг глаз  - от  внешнего угла глаза к внутреннему, затем от брови к виску)          

Зебры бегают гурьбою. (пощипать брови по направлению от межбровной складки к вискам)                                                                                                             Даже тигров полосатых    

Можно встретить там, ребята,  (нарисовать полоски движением указательных пальцев по направлению от носа к вискам, от носа к ушам)                                                                                                                       А ещё тут носороги

Важно ходят по дороге (нажать указательными пальцами обеих рук парные точки на носу)                                                                      

Знает каждый носорог

Защитит от тигра рог.    (захватить верхнюю губу пальцами правой руки, а нижнюю – левой, смещать губы в противоположных направлениях)                                                                                                                      И спокойно там и тут

Все жуют, жуют, жуют.  (вытянуть губы вперёд трубочкой, совершать                    круговые движения по часовой стрелке)      

А на ветках обезьяны (надуть нижнюю, а затем верхнюю губу воздухом)             Целый день жуют бананы  (постучать напряжённой верхней губой по нижней губе)  

Строят рожицы кривляки – (надуть сначала правую щёку, затем левую)

Павианы и макаки,    

Но замолкнут в тот же миг, (погладить лицо ото лба через щёки к подбородку)                                                                                                                           Как услышат львиный рык. (погладить голову, затем напряжёнными пальцами помассировать кожу головы)

Хорошо живётся им – (растереть спиралевидными движениями пальцев              Не бывает снежных зим!   голову от макушки к вискам, к затылку, затем погладить голову)

4. Физминутка.

Логопед: Теперь немного разомнёмся, вставайте в кружок.

Дети встают в круг.  

                                 Обезьянки.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз – и наклонились,

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнём,

Посидим и спать пойдём.

- Хорошо подготовились к выполнению заданий Бармалея. А вот и он.

5. Д/И «Найди зверя» (ответы на вопросы с выделением предлога)

Картинки демонстрируются на экране компьютера.

Бармалей: Придумал! Сможете ли Вы правильно сказать, где находится животное на моих картинках.

- Где стоит жираф? (Жираф стоит под деревом)

-Какое слово-помощник нам помогло? (ПОД)

Ещё 4 картинки аналогично.

Бармалей: Опять правильно ответили. Эх, устал я придумывать сложные задания, но не готов расстаться с моими дорогими зверями. Пойду – вздремну, а сторожить клетку будут мои помощники, они вас к ней даже не подпустят. Ха-ха-ха.(Бармалей «исчезает», а на экране монитора появляется изображение трёх пиратов из мультфильма).

6. Д/И «Пение гласных» (элементы фонетической ритмики).

Логопед: Ребята,  мне удалось узнать, что пиратов зовут А, У, И.

-Какие интересные у них имена. Они вам ничего не напоминают? На что похожи эти имена? (на звуки А, У, И)

- Какие это звуки? (гласные)

- Какие звуки называются гласными? (при их произнесении воздух не встречает преград, голосок просыпается, мы их говорим голосом).

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

- Давайте обозначим их буквами. (Дети прикрепляют на доску буквы А,У,И)

- А теперь, встанем и споём гласные звуки.

Звук А.

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе. Вдох. При произнесении (А – А – А - А) руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят (незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости).

Звук У.

Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. При произнесении (У – У – У - У) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой. Подбородок приподнимается (динамика сильная). 

Звук И.

Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. При произнесении (И – И - И) руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки (динамика сильная). 

7. Д/И «Подарки для пиратов»

- Как мне известно, пираты очень любят рассматривать картинки, потому что в детстве у них не было книжек с картинками. Давайте подарим им картинки. Согласны? (Да).

- Пирату А нравятся картинки, которые начинаются на звук …? ([А]) Конечно, это его любимый звук.

- Пирату У нравятся картинки, которые начинаются на  звук …? [У]

- Пирату И нравятся картинки, которые начинаются на  звук …? [И]

Дети «дарят» картинки пиратам. Пираты «уходят»

7. Д/И «Подбери ключ» (развитие зрительного внимания).

Логопед:

- Что это? Это ключи, пираты их потеряли. Ребята, надо побыстрее открыть клетку. (Рассматривает связку ключей) Какой же подойдёт к этому замку?

На доске пять ключей, один из них повторяет форму замка, дети выбирают нужный.

8. Д/И «Поезд» (умение делить слова на слоги).

Дети стоят у ковролина.

Логопед: Мы с вами спасли животных от Бармалея, теперь им надо добраться домой в Африку. Как они туда могут попасть? ( на поезде, самолете….)

Логопед: Я предлагаю отправить их на поезде. Первый вагон для животных, в названии которых одна часть, второй – 2 части, третий – 3 части, 4й – совсем длинное название из четырёх частей.

Давайте, вспомним, как посчитать сколько в слове частей? (положить левую руку под подбородок и разгибать на правой руке палец, как только подбородок надавливает на левую)

Дети распределяют животных по вагонам.(1й вагон: лев, слон; 2й вагон: жираф, зебра; 3й вагон: носорог, крокодил; 4й вагон: черепаха, антилопа.)

III. Итог занятия

Логопед: Животные говорят вам «спасибо» и отправляются домой. Вы сегодня молодцы, столько заданий выполнили.

- Напомните, что же мы делали? (Спасали животных)

- Да, сегодня, спасая животных, мы потренировались правильно отвечать на вопросы, правильно использовать слова-помощники, вспомнили, изученные гласные звуки, потренировались делить слова на слоги.)

Кому было интересно и легко – возьмите весёлый смайлик,

Кому было интересно и немного сложно – возьмите задумчивый смайлик,

Кому было сложно – возьмите грустный смайлик.

Дети выбирают смайлики, прикрепляют свои смайлики на ковролин.

Логопед подводит итог, если все смайлики весёлые:

- Посмотрите, у нас все смайлики весёлые. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут задумчивые или грустные смайлики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого                    задание уже не будет трудным).

А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности с детьми с О. В. З. тема: "Животные жарких стран"

Задачи:Развивать у детей внимание,зрительную память.Закрепление составления описательного рассказа по схеме.Закрепление умения составлять изображение животного в технике "штрих".Развивать творческую и...

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: "День рождения"

Бывают разные дни рождения. Поговорим о рождении нашего прекрасного города - на Неве, Санкт - Петербурге....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».

Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе (ФГОС) на тему: «Животные жарких стран. Жираф»

Воспитываем познавательный интерес к фауне жарких стран, развиваем у детей мелкую моторику рук и пальцев; воображение и восприятие окружающего мира, познавательные способности...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность

Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория  Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...

Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»

Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»...