Семинар-практикум для педагогов «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Одной из компетенций педагога ДОУ является – психологическая компетентность, т. е. у педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальныхситуациях взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар75.88 КБ
Файл Презентация семинар2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1                           Семинар-практикум для педагогов

«Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников»

Занятие 1.

Цель:сохранение и формирование психологической компетентности педагогов ДОУ

Одной из компетенций педагога ДОУ является – психологическая компетентность, т. е. у педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальныхситуациях взаимодействия.

Поэтому тему нашего семинара я взяла не случайно.

В августе у нас был смотргрупп на готовность к новому учебному году, в котором я оценивала наличие дидактических игр в группе. Насколько они разнообразно представлены, для того чтобы у ребенка была возможность всестороннего развития, а так же насколько игры соответствуют возрасту детей. Уже тогда я сделала для себя пометочку, что будет неплохо организовать игровой практикум по развитию психических процессов. Сегодня (забегая вперед) я приготовила для вас игры, которые использую в своей коррекционной работе, которые уже апробированы и дают хороший результат в развитии ВПФ. Я надеюсь, что практикум будет для вас сегодня не только полезным, познавательным, интересным, но и веселым, т.к. в некоторые игры мы поиграем прямо сейчас.

С педагогами проводятся дидактические развивающие игры. Их задача обозначить, какие психические процессы развиваются в предложенных играх.

Д/игры

«Дорисуй 2 половинку»,«Номер один» (внимание), «Яркая головоломка» (восприятие, мышление).

        Для дальнейшей работы педагоги делятся на 4 группы по возрастной периодизации (1-3 г., 3 – 4 г., 4- 5 л., 5 – 7 лет).Перед каждым рассмотрением психического процессапедагоги в группах выделяют

Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития психических процессов. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.

Слайд 2.

Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка:
• младенчество (от рождения до 1 года) - благоприятно для развития ощущений,
• ранний возраст (1-3 года) - для развития речи,
• дошкольный (3-7 лет) - для развития восприятия и памяти,
• младший школьный (7-11 лет) - мышления.

Изменение этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе.Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте, ролевые игры в дошкольном.Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для психического развития в соответствия с возрастными особенностями ребенка.

Слайд 3.                                                     Восприятие
Перцептивные процессы (от лат.перцепция - восприятие) порождаются органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием и др.

На основе ощущений, возникает следующий познавательный процесс - восприятие, которое объединяет отдельные ощущения в целостный образ.

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством форсированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может - еще не умеет.

Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Виды восприятия

1. По ведущему анализатору – зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное, обонятельное, двигательное.

2. По форме существования материи – пространства, времени, движения.

3. По наличию воли – произвольное и непроизвольное.

Свойства восприятия

Предметность–способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими определенное ощущение. Обычно мы воспринимаем предметы не по их виду, а в соответствии с практическим назначением.

Целостность – образ воспринимаемого предмета не дан в полностью готовом виде, а мысленно достраивается до некоторой целостной формы (н-р, завязали глаза – на ощупь по признакам выстраивается целостный образ).

Слайд 4.Возрастные особенности восприятия у дошкольников

Младенчество  - активно развивается слуховое и зрительное восприятие в результате постоянного присутствия внешних раздражителей и их положительного подкрепления, у ребенка формируется восприятие и узнавание окружающих предметов. В процессе рассматривания и манипулирования с предметамиребенок узнает разнообразие свойств предметов.

В раннем возрасте –восприятие носит «полевой» характер. Другими словами, для малыша интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Слайд 5.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года)- восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава - зеленая, лимон - кислый и желтый. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

В среднем дошкольном возрасте – восприятие становится более осмысленным,целенаправленным,  анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, овале, круге); об основных цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко); о времени(суток, года) и т. д..
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)- восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

           Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

            Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия  интеллектуализируется.

Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов.

Рекомендации по развитию восприятия у дошкольников
- Учить детей различать предметы на ощупь.
- Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.

- Формирование сенсорных эталонов формы.
- Учить соотносить предметы по величине.

- Формировать умение составлять из частей целое.
- Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
- Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
Игры и игровые упражнения на развитие восприятия у дошкольников

(см. приложение 1)

Слайд 6.                                                       Внимание

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в какие-либо детали. В бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития - сама деятельность, которая должна побуждать к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания.

                                              Виды внимания

1. Непроизвольное(сенсорное, моторное) – оно пассивно, нередко связано с эмоциональными переживаниями. Зависит от особенности раздражителя.

2. Произвольное (преднамеренное) – предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания и поэтому неразрывно связано с речью.

3. Послепроизвоильное– наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает. Возникает после того, как было вызвано произвольное внимание (н-р, сдала экзамен, но эта тема «внимание» настолько увлекла, что я продолжаю поиск информации не для экзамена).
Слайд 7.Свойства внимания
Объём внимания
 - способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) объектов.
Концентрация внимания - способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
Устойчивость внимания - это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одном объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
Переключаемость внимания - индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
Распределение внимания - распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания.

Слайд 8.                    Возрастные особенности внимания у дошкольников
Младенчество -
первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.

Ранний возраст - внимание ребенка является непроизвольным. К концу 1 года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с 2-мя предметами; совершенствуется переключение (складывает шарики в коробку, перенося фокус внимания с одного шарика на другой). С овладением речью ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Реагирует на инструкцию взрослого, если она кратка и указывает на знакомые ребенку действия или предметы (н-р, «Принеси мяч»).

        И хотя ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение

8-10 мин.,он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания (н-р, рисуя, не замечает, что опрокинул баночку, погружен в работу и не слышит слов взрослого). Внимание ребенка слабо фиксировано, мало устойчиво не предмете или действии. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело (н-р, увлеченно играет с куклой, увидел машинку – кукла забыта).

Слайд 9

Младший возраст – внимание ребенка непроизвольно и к тому же крайне неустойчиво: ребенок 3-х лет может забыть, что он шел замячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую для него сюжетную картинку, он рассматривает в среднем в теч.8сек. Даже самой увлекательной деятельностью малыш не занимается больше 10-15 мин. (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе). Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 мин. - в этом возрасте это естественно. Распределять свое внимание между несколькими предметами дети тоже пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно.

В среднем дошкольном возрасте - дети начинают овладевать произвольным вниманием. Большинство детей  могут сосредоточенно заниматься какой - либодеятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в течение 15-20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. Ребенок 4-х лет в игровой ситуации может действовать сразу с 2 -3 предметами (н-р, у «продавца» есть несколько видов товара), однако вне игры это вызывает затруднения.

В 4 – 5 лет дети под влиянием взрослых  начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства (указательный жест, слово взрослого).Важным показателем развития внимания является то, что к 5-ти годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, и др.).

Следует обратить особое внимание на детей 4-х лет, которые не могут сосредоточиться даже на новом, интересном объекте в течение хотя бы нескольких минут.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) - в старшем дошкольном возрасте начинает складываться произвольное внимание, речь самого ребенка приобретает планирующую функцию. Дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д. Увеличивается устойчивость внимания: игры детей могут длиться более часа, занятия в д/с - 30 мин. Ребенок 6 - 7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картинку около 10 мин. Дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.Старший дошкольник обычно умеет распределять свое внимание между несколькими предметами одновременно, н-р, в его играх задействовано много персонажей и игрушек.

Усложнение игр и упражнений на развитие всех свойств внимания используется индивидуально, например, для усиления концентрации внимания – графические диктанты, для распределения внимания – развивается сложное свойство рисовать круги и одновременно слушать и считать хлопки.Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения ребёнка.
Память

Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: человек вечно оставался бы в положении новорожденного.

Слайд 10.    Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека. К 20 годам если нет активной деятельности, то наступает деградация памяти.
Лучше запоминается то, что:
1) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи;
2) непосредственно связано с потребностями и интересами человека;
3) осмыслено и объединено единой мыслью в логически целое;
4) эмоционально насыщено.

                                                 Виды памяти

Основные виды определяют, каким именно органом чувств и что было отложено в памяти. Всего выделено 5 таких типов:

  • Зрительная – все, что человек смог увидеть глазами;
  • Слуховая – информация, воспринятая с помощью органов слуха;
  • Осязательная – ощущения, полученные от тактильных контактов;
  • Обонятельная – чувства запаха, распознанные с помощью носа;
  • Вкусовая – память о вкусовых качествах съеденных продуктов.

Каждый из указанных видов памяти нужно развивать отдельно, используя соответствующие органы чувств. 

Слайд 11.

1. По времени сохранения материала:

- генетическая (из поколения в поколение). Это единственная память, на которую мы не можем влиять через обучение и воспитание.

- мгновенная (удержание точной и полной картины того, что только что воспринято, при этом переработки материала нет). Длительность от 0,1 до 0,5 сек.

- кратковременная (удержание информации в течении нескольких секунд, объем от

5 до 9 ед. информации).

- оперативная (хранение информации в течении заданного времени, в диапозоне от нескольких сек. до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.).

- долговременная (хранение информации в течении долгого времени – практически неограниченного срока. Информация попавшая в хранилище долговременной памяти может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.).

2. По наличию воли:

- непроизвольная (нет цели на запоминание, но яркие запоминаются);

- произвольная (установка, что это надо запомнить).

Слайд 12.

3. По характеру психической активности:

- образная (память на картины, звуки, запахи, вкусы.Обонятельная, осязательная и др. их роль – удовлетворение биологических потребностей, связанных с безопасностью и сохранением организма).

Мы уверены, что запоминаем нечто, когда у нас появляется мысленный образ реального объекта. Это может быть зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой образ. Зрительный образ, н-р, позволяет описать, какого цвета фасона была одежда на нас в запомнившийся праздничный день.Благодаря обонятельному образу мы помним запахи цветов. Слуховые образы позволяют услышать звучащую на праздникемузыку. Осязательный образ вернет приятное ощущение мягкойшерсти кошки, севшей вам на колени. Чаще всего в жизни мы опираемся на зрение и слух, и поэтому зрительная и слуховая память у нас развиты лучше. Если в виду обстоятельств эти видыпамяти плохо функционируют или вообще не могут работать (у слепых и глухих), то оставшиеся интенсивно работают. Некоторые профессии также требуют развитие определенных видов памяти, н-р, слуховая - музыкант; вкусовая - у повара; обонятельная - у парфюмера.

- двигательная (запоминаем сложные движения. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти – правильно писать, хорошо строгать.).

- словесно – логическая (память наших мыслей, представленных в словесной форме.

В этом случае мы запоминаем смысл независимо от используемых слов. Мы переосмысливаем материал с помощью мыслительных операций).

- эмоциональная (на пережитые чувства, то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок).

Бывает, что мы забываем содержание книг, фильмов, но хорошо помним наше эмоциональное впечатление: понравились они нам или нет, были они смешными или страшными и т. д. Эмоциональная память хранит прошлую информацию о наших отношениях и контактахс окружающим миром, предостерегает нас от возможных опасений, удерживает или, наоборот, подталкивает к действиям.

- феноменальная память –память незнающая границ.

Пример:А. Р. Лурия подробно изучил и описал память человека по фамилии С. В. Шерешевский (журналист), он запоминал все, никогда не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму, цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями. Однажды С. В. Шерешевский, прослушав тон частотой 2000 колебаний в секунду, заявил: «Похоже на розово красный фейерверк, вкус - отвратителен, что - то вроде пересоленных щей... Им можно поранить руку». Его способности в чем? Он придумал свой способ запоминания.Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. «Ему было безразлично, - писал Лурия, - предъявлялись ли ему осмысленныеслова, бессмысленные слоги, числа, звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один  элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 сек.», это время и есть то, которое данному человеку требовалосьдля осуществления указанного перевода и необходимого отдыха.

Слайд 13.                          Возрастные особенности памяти у дошкольников
Младенчество– память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой» непроизвольно. Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенкас момента рождения. На малыша действуют разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Эти первые впечатления, фиксируясь в памятиноворожденного, имеют важное значение для его последующего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы поведения.Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизниу ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4 - м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно период между запоминанием и узнаванием удлиняется, но остается по прежнему небольшим. В виде свободных воспоминаний образная память наблюдается только в начале второго года жизни ребенка.После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение для кормления. Процесс развития двигательной памяти активизируетсяво втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами, двигаться, учиться ползать и ходить.

Во втором полугодии жизни ребенка все ярче проявляется эмоциональная память, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (н-р,начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

Интерес к речи взрослого у младенца возникает рано в связи с тем, что речь выступает отличительным признаком человека. Слово взрослого «руководит» поведением малыша.

К концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Ранний возраст - когда ребенок учится ходить, расширяется еговзаимодействие с окружающим миром. Для него становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии с назначением и функцией объектов, в зависимости от культурно -гигиенических навыков и основных движений. В этот период образпамяти уже более гибок и подвижен.

В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.Начинает интенсивно развиваться словесно - смысловая память:ребенок реагирует уже не на ритмико - мелодическую структуру слова, а на его значение. На третьем году жизни он понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу. Постепенно ребенок переходит от пассивной речи к активной. Расширение словаря, накопление опыта деятельности и действий приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы и правила поведения: «Что можно, а что нельзя?», «Как надо и как ненадо делать?»

Слайд 14.

Младший возраст –в возрасте 3 - 4 лет память ребенка является центральной психической функцией, которая определяет другие психические процессы.Мыслить для ребенка в этом возрасте – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.Малыш становится способен устанавливать простые причинно – следственные связи между событиями и явлениями.Память в этом возрасте всё ещё непроизвольная: ребёнок не ставит перед собой цели, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. Продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно - двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшается, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. 

Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер, основан он на многократном повторении.

Объем памяти - ребенок, как правило, способен запоминать 2-4 слова из 10-ти предложенных, а также не более 4-х предметов или их отображений из 10–15, которые предлагались.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) - дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что - то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи,считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление сходства или различий и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) - память начинает играть ведущую  роль в организации психических процессов, становится доминирующей функцией.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известными.

Появление элементов словесно - логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру: сюжет, основные герои, ж взаимоотношения. Поэтому ребенок 6-7 лет, а особенно 7 лет, может изложить содержание небольшого рассказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоминания обычно все - таки выше, чем произвольного.

Важным моментом в развитии памяти старшего дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

Особое место в развитии ребенка-дошкольника занимает двигательная память. Высокий уровень ее развития позволяет детям осваивать достаточно сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, чем раньше, гибко изменять освоенные действия. Это дает возможность приступить к овладению профессиональными видами деятельности. Именно в этом возрасте многие дети начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.
Слайд 15.                                                       Мышление
- высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.

                                                 Виды мышления

1.        Наглядно - действенное мышление или предметно - действенное, характеризуется тем, что мыслительная задача решается в процессе деятельности. Практическая деятельность осуществляется с конкретными предметами.Условие -правильное действие с предметами, т. е. мышление совпадает с действиями

Это мышление проявляется на ранних этапах развития ребенка(до 3 лет).

Н-р, ребенок считает конфеты - действуя с ними перекладывая: 1 конфета, 2 конфеты и т. д. Если при сравнении 2-х полосок по величине - прикладывают друг к другу, т. е. производят действие

Мы так же используем этот вид мышления в реальной жизни. Н-р, ключ не открывает дверь и мы суем другой ключ или переворачиваем его, т. е. пробуем по - разному. Кубик Рубика - крутим не задумываемся. Портниха делает примерку, подгоняет платье на заказчице.

Слайд 16.

2.        Наглядно - образное мышление - мыслительная задача решается на образном материале, с опорой на представление.Развивается у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Ребенку в ходе анализа и синтеза не обязательно трогать предмет, но он должен отчетливо и наглядно его представлять. Ребенок решает задачу с мешками, он их не переносит, т. е. он думает, владеет образом. Или его спрашивают: где живет твой друг? Он может рассказать, т. е. у него есть план местности. Дошкольники мыслят образами, но не владеют понятиями. Н-р, 2 шарика из теста - ребенок говорит одинаковые, один шарик расплющивают в лепешку, ребенок утверждает, что лепешка больше. Владеет образом, но не владеет понятием.

                        Наглядно - образное мышление - это мыслительный процесс, связанный с восприятием окружающей действительности, и безнее совершаемый.Этот вид мышления хорошо развит и у взрослых (платье шить, ремонт делать, сервировка стола - еще ничего не делаю, а мыслю образами). Хорошо развито наглядно - образное мышление у художников.

3. Словесно - логическое мышление - мыслительная задача решается в словесной форме. Словесно - логическое мышление функционирует на базе языковых средств, т. е. человек оперируетпонятиями, и понятия нередко принимают абстрактный характер, когда понятие не имеет образного выражения, (понятия овощи, фрукты... и у нас возникают конкретные предметы, образ.А некоторые понятия нельзя представить - это цена, себестоимость, прибыль или исторические понятия: общественные отношения, принципиальность, или нельзя представить мысль, совесть - нет образа).Этот вид позволяет устанавливать наиболее общие закономерности развития природы, общества, человека. Формируется в школьные годы.

Все виды мышления у человека сосуществуют и могут использоваться в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминируеттот или иной вид мышления, но об этом мы говорим условно, потомучто все равно доминирующий вид сопровождают и другие виды мышления. Все виды мышления развиваются параллельно.

Слайд 16.

Мышление, как процесс осуществляется посредством мыслительных (логических) операций:

- анализ (мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных признаков, сторон целого.Анализ бывает 2-х видов: практический и умственный).

- синтез (мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Противоположная операция анализу.)

        Анализ и синтез – их взаимосвязь – это ядро мыслительного процесса. Анализ расчленяет проблему, синтез по новому объединяет данные для ее решения.

- сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.)

- абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных, т. е. некоторый признак выделяется из объекта и становится самостоятельным предметом мышления.Путем абстрагирования созданы отвлеченные понятия стоимость, высота, ширина и др.)

- обобщение (мысленное объединение объектов по их общим существенным признакам.Обобщение обычно осуществляется на основе операции анализа и сравнения.).

- конкретизация (возвращение мысли от общего абстрактного к конкретному).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
- классификация (это установление сходства и объединение предметов в группы, классы, виды. Но чтобы их сгруппировать надо выделить уже класс, вид. Для группировки надо знать термин, обозначающий эти виды (н-р, транспорт и др.).

- систематизация (это тоже группировка, но не только по сходству основных видов, но и выделение в этой группе более мелких групп, разрядов).

Слайд 17                           Возрастные особенности мышления у дошкольников
Младенчество - мышление, не являясь самостоятельным процессом,

функционирует внутри восприятия, оно включено в практические

манипуляции с предметами. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование (с 2-х до 4,5 недель), сенсорную активность (рассматривание, прислушивание, от 1 - 1,5 до 2,5 - 3 мес.), преддействие(ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, с 2,5 - 3 до 4 - 4,5 мес.), простое «результативное» действие(с 4 до 7 мес., младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, н-р, на пол, чтобы услышать звук. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. Накопление опыта манипулирования влечет за собой установление простейших причинно - следственных связей.), «соотносящие» действия (с 7 до 10 мес., малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве,части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблением орудия. Так он устанавливает связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема,дифференцирует в предмете части и в связи с этим осваивает таки свойства, как разъединение и соединение, возможность предмета быть пустым и наполненным. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность.Возникают предпосылки развития любознательности.

В раннем возрасте - самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкойпрактического решения задач. Т. е. возникает наглядно - действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат (н-р, с собирание пирамидки).

Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом: сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать коробку из - под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимом для решения задачи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно -образного мышления,которое повышает эффективность решенияпрактических задач.

В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное-образное мышление. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой. Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие. Именно припомощи игровой деятельности следует начинать развитие у детей логическихспособностей. 

Слайд 18

С 4 до 5 лет– продолжает развиваться образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
В старшем дошкольном возрасте 5- 7 летначинает формироватьсяабстрактно-логическое мышление. В этом возрасте детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. Дети учатся оперировать словами. Когда старшего дошкольника спрашивают «Что больше, пять или три?», он не представляет пять яблок и три, прикладывая мысленно их друг к другу, а просто вспоминает, что пять больше трёх, то есть слово «пять» обозначает группу с большим количеством любых предметов, чем слово «три». Это не означает, что детям шестого-седьмого года жизни при выполнении логических операций наглядность не нужна совсем. Занимаясь с ними, педагог использует игрушки, раздаточный объёмный (мелкие игрушки, геометрические тела) и плоский материал (картинки, схемы, карточки с заданиями). Но зачастую в роли наглядности выступают абстрактные, не передающие свойств предметов заменители: счётные палочки, фишки, геометрические фигуры. Например, во время прочтения воспитателем стихотворения: «В дверь вошёл Серёжа, а потом Алёша, а потом Маринка, а за ней Иринка, а потом вошёл Кондрат. Сколько стало всех ребят?» дети выкладывают по одной счётной палочке, когда называют имя ребёнка, а в итоге подсчитывают их все и отвечают на вопрос загадки.

Как и раньше, в работе с детьми педагог использует практические методы развития логики, но теперь в них возрастает роль самостоятельности детей. Старшие дошкольники обследуют предложенные предметы (например, геометрические тела), сравнивают их по величине, цвету, определяют характерные свойства, получая от педагога не готовую информацию о предметах, а лишь наводящие вопросы.

Разнообразнее становится экспериментальная и опытная деятельность старших дошкольников, они могут устраивать долгосрочные опыты, наблюдая за их ходом и развитием, занося данные отдельных этапов опыта в календарь наблюдений.

Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно-логического.

Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.

Слайд 19                                                   Воображение
- это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.  

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Виды воображения:

По целенаправленности:

1. Активное.Выражается в стремлении воплотить в жизнь фантазийные образы, созданные преобразованием накопленных знаний и опыта сообразно личному восприятию.

2. Пассивное. Подобно несбыточным снам и грезам, выражается неосуществимыми мечтами.

По результатам:

1. Репродуктивное - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

2. Творческое - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Непроизвольное

Характеризуется стихийным появлением мысленных образов, основанных на полученной информации. Чаще всего замысел базируется на произошедших событиях, удививших или взволновавших ребенка. Эмоциональные переживания вызывают прослушанные необычные истории, персонажи мультфильмов или сказочные сюжеты. Дошкольники младше 5 лет не способны контролировать фантазирование.

Произвольное

У детей с 5-летнего возраста появляются элементы произвольности в процессе создания воображаемых образов. В большинстве случаев поставленная задача служит побуждающим фактором. Например, для исполнения роли в детском спектакле ребенку придется подключить воображение. В полноценном подражании сказочному персонажу проявляется способность фантазировать.

Слайд 20                                            Функции воображения

Познавательная - функция детского воображения, заполняющая пробелы в процессе познания окружающего мира, называется познавательной. В сознании ребенка формируется свое представление о действительности. Недостающая информация восполняется за счет образного мышления, создающего неизведанные впечатления.

Дети младшего дошкольного возраста плохо понимают смысл действий. Воображение помогает лучше осознать причины поступков человека.Взрослея, дошкольник начинает при фантазировании учитывать природные закономерности. В процессе создания мысленных образов выдуманные качества комбинируются с действительными характеристиками объекта.

Аффективная - функция связывает тревожность с воображением, предотвращая психологические травмы. Она направлена на защиту и отстаивание интересов личности ребенка.Дошкольник, эмоционально зацикленный на отдельных переживаниях, неосознанно ищет действенный вариант решения задачи по избавлению от нравственных страданий.Дети моделируют неприятные жизненные обстоятельства следующими способами:

1. Ребенок мысленно многократно проигрывает ситуации или происшествия, негативно отразившиеся на психике. Повторения способствуют отстранению его от неприятного события и превращению из непосредственного участника в стороннего наблюдателя, снижая уровень эмоциональных переживаний.

2. В стремлении самоутвердиться ребенок мысленно отождествляет себя с героической личностью: в роли супергероя спасает галактики, проявляя ловкость, силу и неустрашимость. Частые повторения фантазийных ситуаций повышают самооценку. Дошкольник побеждает монстров, освобождает принцессу из заточения, переживая те же чувства и эмоции, что и вымышленный персонаж.

Слайд 21                         Возрастные особенности воображения у дошкольников
Младенчество
и ранний возраст - способность мыслить образами у детей данного возраста отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Именно поэтому развитие воображение у малышей заключается в становлении развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки с изображениями людей, животных, машинок, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и так далее. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки.

Младший возраст  3-4 годав этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Главное условие - существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха.
Слайд 22

Средний возраст 4 – 5 лет - ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам.Проявляется словесная форма воображения. При рассматривании картинки возникает стремление придумать историю. Описывая изображение, переданное художником, дошкольник дополняет сюжет, обращаясь к прошлому и сочиняя будущее для персонажей.

Старший дошкольный возраст является сензитивным- чувствительным - для развития воображения. Пик развития воображения в старшем дошкольном возрасте приходится на 6-7 лет. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи.Фантазия активируется под воздействием внешних факторов, включая услышанные незнакомые слова, просмотренные новые фильмы или оригинальные картинки.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации. Кроме того, оно необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, - в рисовании, конструировании и т. п.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников» Подготовила: Педагог - психолог МДОУ д/с № 17 Янина Анатольевна Бабич

Слайд 2

Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка : • младенчество (от рождения до 1 года) - благоприятно для развития ощущений, • ранний возраст (1-3 года) - для развития речи, • дошкольный (3-7 лет) - для развития восприятия и памяти, • младший школьный (7-11 лет) - мышления . Изменение этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности , которую он осваивает на данном возрастном этапе.

Слайд 3

На основе ощущений, возникает восприятие , которое объединяет отдельные ощущения в целостный образ . Виды восприятия 1. По ведущему анализатору – зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное, обонятельное, двигательное. 2. По форме существования материи – пространства, времени, движения. 3. По наличию воли – произвольное и непроизвольное. Свойства восприятия Предметность – способность человека воспринимать мир в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими определенное ощущение. Обычно мы воспринимаем предметы не по их виду, а в соответствии с практическим назначением. Целостность – образ воспринимаемого предмета не дан в полностью готовом виде, а мысленно достраивается до некоторой целостной формы (н-р, завязали глаза – на ощупь по признакам выстраивается целостный образ). ВОСПРИЯТИЕ

Слайд 4

Младенчество - активно развивается слуховое и зрительное восприятие, в процессе рассматривания и манипулирования с предметами ребенок узнает разнообразие свойств предметов . Ранний возраст (1 – 3 года ) - н осит «полевой» характер (интересно то, что находится в поле зрения ребенка). Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Возрастные особенности восприятия у дошкольников

Слайд 5

Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года ) - носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие . Средний дошкольный возраст ( 4 – 5 лет ) – восприятие становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим . В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Формируются представления об основных геометрических фигурах, об основных цветах спектра, о параметрах величины, о пространстве (далеко, близко, глубоко), о времени (суток, года) и т. д .. Старший дошкольный возраст ( 5 – 7 лет ) - зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим. Процесс восприятия интеллектуализируется .

Слайд 6

это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других. Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности. Виды внимания 1. Непроизвольное (сенсорное, моторное) – оно пассивно, нередко связано с эмоциональными переживаниями. Зависит от особенности раздражителя. 2. Произвольное (преднамеренное) – предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания и поэтому неразрывно связано с речью. 3. Послепроизвольное – наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает. Возникает после того, как было вызвано произвольное внимание (н-р, сдала экзамен, но эта тема «внимание» настолько увлекла, что я продолжаю поиск информации не для экзамена). ВНИМАНИЕ

Слайд 7

Свойства внимания Объём внимания - способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) объектов. Концентрация внимания - способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность. Устойчивость внимания - это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одном объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели . Переключаемость внимания – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах. Распределение внимания - распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания.

Слайд 8

Младенчество (0 – 1 г .) - первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения . Ранний возраст (1 – 3 года ) - является непроизвольным. На основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с 2-мя предметами. Совершенствуется переключение . С овладением речью ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Реагирует на инструкцию взрослого, если она кратка и указывает на знакомые ребенку действия или предметы (н-р, «Принеси мяч »). Ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 мин., но испытывает трудности в переключении и распределении внимания. Ребенок быстро прекращает начатое дело. Возрастные особенности внимания у дошкольников

Слайд 9

Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года ) – внимание н епроизвольно и крайне неустойчиво. Деятельностью малыш занимается не больше 10-15 мин. Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 мин. - в этом возрасте это естественно. Распределять свое внимание между несколькими предметами дети тоже пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно . Средний дошкольный возраст ( 4 – 5 лет ) - д ети начинают овладевать произвольным вниманием. Могут сосредоточенно заниматься какой - либо деятельностью в течение 15-20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. Ребенок в игровой ситуации может действовать сразу с 2 -3 предметами, однако вне игры это вызывает затруднения. В деятельности ребенка появляется действие по правилу . Дети начинают активно играть в игры с правилами . Старший дошкольный возраст ( 5 – 7 лет ) - начинает складываться произвольное внимание, речь самого ребенка приобретает планирующую функцию. Увеличивается устойчивость внимания: игры детей могут длиться более часа, занятия в д/с - 30 мин . Ребенок 6 - 7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картинку около 10 мин. Дети умеют распределять свое внимание между несколькими предметами одновременно.

Слайд 10

Память развивается в деятельности. Лучше запоминается то, что: 1) Пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи. 2) Непосредственно связано с потребностями и интересами человека. 3) Осмыслено и объединено единой мыслью в логически целое. 4) Эмоционально насыщено . Виды памяти Зрительная – все, что человек смог увидеть глазами. Слуховая – информация, воспринятая с помощью органов слуха. Осязательная – ощущения, полученные от тактильных контактов. Обонятельная – чувства запаха, распознанные с помощью носа. Вкусовая – память о вкусовых качествах съеденных продуктов. Каждый из указанных видов памяти нужно развивать отдельно, используя соответствующие органы чувств. ПАМЯТЬ

Слайд 11

1. По времени сохранения материала: - генетическая (из поколения в поколение). Это единственная память, на которую мы не можем влиять через обучение и воспитание. - мгновенная (удержание точной и полной картины того, что только что воспринято, при этом переработки материала нет). Длительность от 0,1 до 0,5 сек. - кратковременная (удержание информации в течении нескольких секунд, объем от 5 до 9 ед. информации). - оперативная (хранение информации в течении заданного времени, в диапозоне от нескольких сек. до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.). - долговременная (хранение информации в течении долгого времени – практически неограниченного срока. Информация попавшая в хранилище долговременной памяти может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.). 2. По наличию воли: - непроизвольная (нет цели на запоминание, но яркие запоминаются); - произвольная (установка, что это надо запомнить).

Слайд 12

3. По характеру психической активности: - образная (память на картины, звуки, запахи, вкусы. Обонятельная, осязательная и др. их роль – удовлетворение биологических потребностей, связанных с безопасностью и сохранением организма). - двигательная (запоминаем сложные движения. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти – правильно писать, хорошо строгать.). - словесно – логическая (память наших мыслей, представленных в словесной форме. В этом случае мы запоминаем смысл независимо от используемых слов. Мы переосмысливаем материал с помощью мыслительных операций). - эмоциональная (на пережитые чувства, то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок ). - феноменальная память – память незнающая границ.

Слайд 13

Младенчество (0 – 1 г .) – память не является самостоятельным процессом , включена в восприятие и ощущение. Узнавание – первый процесс памяти. После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа. Процесс развития двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами, двигаться, учиться ползать и ходить. Во втором полугодии проявляется эмоциональная память , когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями. Ранний возраст (1 – 3 года ) - п реобладает эмоциональная и двигательная память. В начале 2-го года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Начинает интенсивно развиваться словесно - смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико - мелодическую структуру слова, а на его значение. Возрастные особенности памяти у дошкольников

Слайд 14

Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года ) – память непроизвольная . Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Т о , что запомнилось, сохраняется надолго. Главным видом памяти ребёнка является образная память. Продолжает развиваться двигательная память. Объем памяти – ребенок способен запоминать 2- 4 слова из 10-ти предложенных, а также не более 4-х предметов или их отображений из 10 –15 , которые предлагались. Средний дошкольный возраст ( 4 – 5 лет ) - н ачинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого . Старший дошкольный возраст ( 5 – 7 лет ) - п амять становится произвольной и целенаправленной. Становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции (смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известными). Особое место занимает двигательная память.

Слайд 15

– высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах . Виды мышления 1. Наглядно - действенное мышление или предметно - действенное, характеризуется тем, что мыслительная задача решается в процессе деятельности . Практическая деятельность осуществляется с конкретными предметами . 2. Наглядно - образное мышление – мыслительная задача решается на образном материале, с опорой на представление . 3. Словесно - логическое мышление – мыслительная задача решается в словесной форме. МЫШЛЕНИЕ

Слайд 16

Мышление , как процесс осуществляется посредством мыслительных (логических) операций: - анализ (мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных признаков, сторон целого .). - синтез (мысленное объединение частей, свойств в единое целое.) - сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.) - абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных.) - обобщение (мысленное объединение объектов по их общим существенным признакам.). - конкретизация (возвращение мысли от общего абстрактного к конкретному). - классификация (это установление сходства и объединение предметов в группы, классы, виды.). - систематизация (это тоже группировка, но не только по сходству основных видов, но и выделение в этой группе более мелких групп, разрядов).

Слайд 17

Младенчество (0 – 1 г .) - н е является самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, включено в практические манипуляции с предметами. Возникают предпосылки развития любознательности. Ранний возраст (1 – 3 года ) - с амостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установле­ние связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач, т. е. возникает наглядно - действенное мышление . Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года ) - п родолжает развиваться наглядно-действенное-образное мышление. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть « понарошку». Возрастные особенности мышления у дошкольников

Слайд 18

Средний дошкольный возраст ( 4 – 5 лет ) - продолжает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Дети могут сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт. Старший дошкольный возраст ( 5 – 7 лет ) - н ачинает формироваться абстрактно-логическое мышление. Детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. В роли наглядности чаще выступают абстрактные, не передающие свойств предметов заменители: счётные палочки, фишки, геометрические фигуры. К концу дошкольного возраста формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

Слайд 19

- это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. Виды воображения: По целенаправленности: 1. Активное. Выражается в стремлении воплотить в жизнь фантазийные образы, созданные преобразованием накопленных знаний и опыта сообразно личному восприятию. 2. Пассивное. Подобно несбыточным снам и грезам, выражается неосуществимыми мечтами. По результатам: 1. Репродуктивное - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. 2 . Творческое - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Непроизвольное Характеризуется стихийным появлением мысленных образов , основанных на полученной информации. Чаще всего замысел базируется на произошедших событиях, удививших или взволновавших ребенка. Произвольное У детей с 5-летнего возраста появляются элементы произвольности в процессе создания воображаемых образов. ВООБРАЖЕНИЕ

Слайд 20

1. Познавательная 2. Аффективная - д ети моделируют неприятные жизненные обстоятельства следующими способами: 1. Ребенок мысленно многократно проигрывает ситуации или происшествия, негативно отразившиеся на психике. Повторения способствуют отстранению его от неприятного события и превращению из непосредственного участника в стороннего наблюдателя, снижая уровень эмоциональных переживаний. 2. В стремлении самоутвердиться ребенок мысленно отождествляет себя с героической личностью: в роли супергероя спасает галактики, проявляя ловкость, силу и неустрашимость. Частые повторения фантазийных ситуаций повышают самооценку. Дошкольник побеждает монстров, освобождает принцессу из заточения, переживая те же чувства и эмоции, что и вымышленный персонаж. Функции воображения

Слайд 21

Младенчество (0 – 1 г .) и Ранний возраст (1 – 3 года ) - способность мыслить образами у детей отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Развитие воображение у малышей заключается в развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и т. д. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки . Младший дошкольный возраст ( 3 – 4 года ) - п роисходит разделение воображения на познавательное и аффективное. - Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Главное условие - сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. - Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха. Возрастные особенности воображения у дошкольников

Слайд 22

Средний дошкольный возраст ( 4 – 5 лет ) - у ровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Аффективное воображение возникает в связи с переживанием ребенком реальной травмы. Познавательное воображение связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Проявляется словесная форма воображения. При рассматривании картинки возникает стремление придумать историю . Старший дошкольный возраст ( 5 – 7 лет) - п ик развития воображения приходится на 6-7 лет. Творчество часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Фантазия активируется под воздействием внешних факторов, включая услышанные незнакомые слова, просмотренные новые фильмы или оригинальные картинки. Возрастает целенаправленность воображения ребёнка , устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему. Творческое воображение проявляется , прежде всего в сюжетно-ролевых играх.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников

В презентации описаны этапы и особенности развития  психических процессов у дошкольников, а также представлены игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников....

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...

Консультация для родителей "Особенности развития психических процессов дошкольников"

В данной консультации можно познакомиться с особенностями психического развития : мышления, восприятия и внимания дошкольников...

Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....