Посещение специалистов. Психолог и невролог
консультация по коррекционной педагогике

Оскирко Елизавета Сергеевна

Консультация для родителей. В каких случаях нужно обращаться к данным специалистам, на что обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poseshchenie_spetsialistov_psihologa_i_nevrologa.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Посещение специалистов (психолога и невролога)

Нервная система человека осуществляет контроль за всеми происходящими в организме процессами. Она ответственна за зрение, слух, в ее ведении находятся мышление, речь, память и способность принимать решения. Любые нарушения в ее работе нередко влекут за собой тяжелые заболевания. Как минимум это задержка психомоторного и речевого развития, нарушение формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональная неустойчивость.

Патологии нервной системы могут привести также к гиперактивности, синдрому дефицита внимания. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение. Поэтому относиться к ним надо очень серьезно, чтобы выявлять на самой ранней стадии, когда можно еще что-то поправить. Если их запустить, нарушения в мышцах, головные боли, боли в суставах и ещё ряд заболеваний перейдут в разряд хронических, и будут преследовать человека всю жизнь.

Чтобы всесторонне оценить темпы развития малыша, родители должны посетить детского невролога в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год. С года до трех лет ребенка надо приводить на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показываться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо.

Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса.

Основания для внепланового визита

Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин. Дрожание конечностей и подбородка у малыша в период новорожденности и раннего возраста также может быть признаком проблем с нервной системой. Иногда, правда, подобные явления характерны и для совершенно здоровых деток. Поэтому этот вопрос должен решать только специалист. Малыш очень беспокоен, кричит большую часть суток. Потребуется консультация и в том случае, если ребенок, наоборот, очень вялый, плохо двигается. Ходьба на цыпочках, ходьба бочком, ползание в одну сторону, прихрамывание и др. отставание в формировании двигательных навыков и психо-эмоциональных реакций (не улыбается, не отличает своих и чужих, не интересуется игрушками и.т.д.).

Когда ребенок постарше: недержание мочи, головные боли, ребенок плохо разговаривает, тревожность и ночные страхи. Травма головы, потеря сознания. задержка формирования любых навыков моторики (опаздывают или отсутствуют ползание, сидение, стояние, ходьба); отсутствие реакции ребенка на обращенную к нему речь и др.

Родителям следует помнить, что первые три года жизни ребёнка являются самыми важными в успешном формировании нервной системы ребёнка. В это время активно развиваются структуры головного мозга, закладываются основы крупной и мелкой моторики, совершенствуются психоневрологические функции. Не стоит занимать пассивную выжидательную позицию, если неврологические отклонения у ребёнка обнаружены — в этом случае можно упустить драгоценное время сенситивного (особо чувствительного) возраста, когда многое поправимо.

Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.

Психолог

Возраст 2-3 лет характеризуется бурным развитием детской психики. Ребенок самостоятельно ходит, ест, играет, знает назначение большинства бытовых предметов, его речь уже достаточно развита и понятна окружающим, поэтому он чувствует свою относительную независимость от родителей. Неудивительно, что он пытается выстроить совершенно новую систему взаимоотношений с окружающим миром и как можно скорее исследовать границы дозволенного, подчеркнуть свою самостоятельность.

Кризисы двух и трех лет – не шутка, это самый настоящий переходный возраст. Но есть и хорошие новости: кризисы длятся недолго и свидетельствуют о правильном развитии психики ребенка, ее совершенствовании. Именно так и нужно их воспринимать.

Основные признаки кризиса двух лет – это повышенная эмоциональность, нестандартные реакции, неуправляемое поведение и истерики. Ребенок может внезапно упасть на пол, биться головой, руками, ногами, кричать, ломать вещи, плакать. Повод может быть самый незначительный – например, не включили привычную песенку с утра, на завтрак приготовили не ту кашу, нежелание уходить домой с прогулки и т. д. Малыша с трудом удается успокоить, отвлечь, он просто не слышит ни уговоров, ни угроз. Запреты здесь не работают: ребенок понимает, что так вести себя нельзя, но все равно проверит вас на прочность: вдруг все-таки можно?

Многие психологи объясняют кризис 2 лет следующим образом. Несмотря на пресловутую самостоятельность, ребенку очень неприятно осознавать, что у мамы и папы есть собственные дела, а мир не вращается вокруг его персоны, его желаний и потребностей. Такое положение дел мозг фиксирует как опасность. Ведь раньше мама реагировала на каждый звук и жест, и такое поведение воспринималось малышом как стандартное, оно символизировало стабильность и безопасность. Истерика представляется ребенку как способ не только привлечь внимание, но снова заполучить маму в свое единоличное владение, подчинить ее поведение удовлетворению своих желаний.

Кризис двух лет обычно начинается в период от 1,5 лет до 2,5 лет. В этом возрасте многие дети еще не умеют говорить или говорят очень плохо, поэтому выразить свои чувства и мысли они могут только одним способом – поведением.

Как протекает кризис 3-х лет?

Этот кризис обычно приходится на возраст 2,5 – 3,5 года. По наблюдениям некоторых психологов, он иногда сдвигается и начинается примерно на полгода позже, то есть может начаться и в 4 года. Кризис 3 лет связан с началом формированием личности и характера ребенка.

О кризисе свидетельствуют следующие признаки:

Негативизм – это не непослушание в чистом виде, когда ребенок не слушается, потому что не хочет что-то делать, а стремление сделать что-то именно наперекор взрослому. Это проявляется в поступках и разговоре.

Упрямство – ребенок упорно добивается чего-то, даже если ему это и не нужно, никакого удовольствия от того, что он в итоге получил, он не испытывает.

Протест – малыш открыто бунтует против того, что является устойчивым и привычным.

Своенравие – ребенок всеми силами стремится сделать что-то самостоятельно, хотя понимает, что без помощи взрослого у него ничего не выйдет.

Обесценивание проявляется в том, что ребенок начинает специально грубить, обзывать родителей, ломает любимые игрушки, в его речи много слов, обозначающих отрицательные свойства.

Деспотизм часто возникает у единственных детей в семье. Ребенок превращается в настоящего маленького тирана, воли которого нужно неукоснительно подчиняться. Обычно это происходит, если в семье все потакают желаниям малыша.

Ревность в основном встречается в семьях, где детей несколько. Ребенок ревнует мать или отца к братьям и сестрам, которые необязательно младше его.

Почему кризис проявляется именно так, а не иначе? По мере взросления ребенок стремится проявить, утвердить свою самостоятельность буквально во всем:

его желания и мнение равноценны желаниям и мнениям родителей;

«хочу» приравнивается к «надо»;

нужно сделать все самому, лучше, чем взрослый, даже если не получается или нет необходимости;

стремление исследовать все вокруг без помощи взрослых.

Негативный результат этих попыток вызывает истерику и скандалы.

Психолог помогает родителям:

избежать опасных ошибок;

преодолеть возрастные кризисы безболезненно;

найти общий язык с ребенком;

научиться проявлять необходимую твердость в воспитании;

справиться с истериками и капризами;

выстроить правильную иерархию в семейных отношениях;

верно установить рамки дозволенной свободы и показать их ребенку;

выбрать правильную тактику поведения в сложных ситуациях: развод, повторный брак, рождение второго ребенка, появление сводных братьев/сестер, смерть одного из родителей, переезд и т. д.

Детям регулярные занятия с психологом помогают:

успокоиться и выразить свои чувства и желания;

пережить «разрыв» с мамой и стать самостоятельной личностью;

принять себя и окружающих;

научиться ответственности;

освоить понятия запрета и правила и т. д.

Резкие изменения или травматический опыт в жизни ребенка

Малышам очень важен порядок и стабильность, так мир становится для них предсказуемым, понятным, а значит и безопасным местом. Именно по этой причине резкие смены условий (переезд, изменение состава семьи и образа жизни) и, тем более, травматические события (развод родителей, смерть близкого, пережитое физическое или психологическое насилие) могут быть серьёзным испытанием для ребенка.

В такие моменты консультация с детским психологом поможет родителям понять, как малыш справляется с изменениями, как можно помочь ему, а для самого ребенка занятия с психологом могут стать комфортным местом для переживания сложного опыта.

Появление нежелательного поведения у малыша

Смена поведения, проявление непослушания, плаксивость, агрессия к другим детям и взрослым, застенчивость, замкнутость, чрезмерное фантазирование, ночные кошмары, упрямство, отсутствие любознательности, медлительность, сложности в детском саду и школе и другие поведенческие проблемы также могут быть поводом для обращения к психологу. Он сможет определить, нормально ли подобное поведение, объяснит его причины и поможет родителям выбрать наилучшую воспитательную тактику для нормализации ситуации.

Как понять, что ребенку требуется помощь психолога?

Иногда родители теряют контроль над поведением ребенка и понимают, что самостоятельно с этой проблемой справиться не смогут. Очень часто мамы папы замечают значительное отличие поведения и эмоциональных реакций ребенка от поведения его сверстников, это вызывает беспокойство и требует вмешательства специалиста. Бывает, что к психологу родителям рекомендует обратиться учитель или воспитатель ребенка. К сожалению, многие родители пытаются отрицать проблему, делать вид, что ее просто нет в надеже, что она исчезнет сама.

Дети от 3 до 11 лет:

Ребенок стал не управляемым, и вы не знаете, что делать

У ребенка проблемы адаптации к садику или школе

Лечение агрессии у детей или, наоборот, излишняя застенчивость

Ребенок часто болеет

У ребенка есть страхи

Что-то в поведении ребенка вас тревожит, но вы не понимаете в чем дело

Вы хотели бы научиться лучше понимать своего ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

Анкета для родителей «Выявление заинтересованности посещения занятий педагога-психолога воспитанниками ДОУ»

Анкета для родителей «Выявление заинтересованности посещения занятий педагога-психолога воспитанниками ДОУ»...

Консультация невролога: с какими проблемами необходимо обратиться к специалисту.

Уважаемые родители! Прочитав эту статью, Вам будет понятно, с какими проблемами нужно обязательно посетить врача-невролога  (если таковые у Вас имеются)....

План взаимодействия педагога-психолога детского сада и детского невролога на 2017-2020 годы

Большое внимание в своей работе я уделяю сопровождению детей "группы риска" и активно взаимодействую с социальными партнерами. Вашему вниманию представлен план взаимодействия с детским неврологом....

Памятка для молодых специалистов: «Правила посещения семьи».

Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей. Эффектное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время ...

Консультация для родителей детей с ОВЗ: "КТО ПОМОЖЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ: НЕВРОЛОГ, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ ИЛИ ПСИХИАТР?"

Родители часто путают понятия психолог, невролог, психиатр, психотерапеврт. Данная информация на стенде в образовательном учреждении помомжет родителям понять, в помощи какого специалиста нуждается их...

Анкета для родителей «Выявление заинтересованности посещения занятий педагога-психолога воспитанниками ДОУ»

Анкета поможет педагогам - психологам ДОУ определить заинтересованность посещения занятий детьми....