Дошколята
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бабенкова Татьяна Леонидовна

В данном проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, описана коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная в том числе на двигательных (кинезиологических) методах, представлен примерный план работы с детьми на время реализации проекта в течение трех месяцев (с 01.03.2022 по 31.05.2022).  Проект имеет теоретическую и  практическую направленность, поэтому может быть использован в качестве одной из форм работы с детьми с ОВЗ. Основой проекта является приоритетное участие в решении широкого круга проблем искажения процессов развития в современной детской популяции нейропсихологических упражнений, ведь нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития).

В основу психологической коррекции положен метод замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. Замещающий онтогенез – это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов. И последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза,  которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. В данной  работе отражены также научные  и практические наработки таких известных нейропсихологов как В.С.Колганов, Е.В.Пивоваров, Н. В. Мазурова.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности №9 «Знайки», учитель-логопед,  педагог-психолог, воспитатели, родители детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_doshkolyata.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №19 «Радость»

Проект

ДОШКОЛЯТА

Учитель-логопед  Бабенкова Т.Л.

                                                                         

Урай 2022

Пояснительная записка

В данном проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, описана коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная в том числе на двигательных (кинезиологических) методах, представлен примерный план работы с детьми на время реализации проекта в течение трех месяцев (с 01.03.2022 по 31.05.2022).  Проект имеет теоретическую и  практическую направленность, поэтому может быть использован в качестве одной из форм работы с детьми с ОВЗ. Основой проекта является приоритетное участие в решении широкого круга проблем искажения процессов развития в современной детской популяции нейропсихологических упражнений, ведь нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития).

В основу психологической коррекции положен метод замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. Замещающий онтогенез – это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов. И последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза,  которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. В данной  работе отражены также научные  и практические наработки таких известных нейропсихологов как В.С.Колганов, Е.В.Пивоваров, Н. В. Мазурова.

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности №9 «Знайки», учитель-логопед,  педагог-психолог, воспитатели, родители детей.

Концепция проекта: Путем внедрения в образовательную деятельность нейропсихологических упражнений  способствовать формированию непроизвольной и произвольной саморегуляции, гнозиса, праксиса, а также  межполушарных связей у детей 6-7 лет, что является необходимым условием для успешного обучения детей в школе.

Идея проекта: Нейропсихологические упражнения вводятся в режимные моменты детского сада, учитывая специфику образовательной деятельности в учреждении,  и проводятся во взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а также родителей детей.

Цель проекта: Способствовать повышению производительности и гармонизации работы головного мозга, стимулировать улучшения в само-регуляторной и сенсорно-моторной функциях нервной системы, улучшить внимание детей и помочь им держать ритм повседневной жизни, а также способствовать гармоничному сбалансированному развитию крупной и тонкой моторики рук и взаимодействию обоих полушарий мозга детей 6-7 лет.

Задачи проекта:

  • - формирование у ребенка осевых вертикальных и горизонтальных сенсорно-моторных взаимодействий (язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно-мышечная – дыхательная системы)
  • - формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции.
  • Развитие чувства ритма у детей
  • Расширить представление детей о собственном теле и его возможностях, снять психомоторную напряженность.
  • Сформировать у детей позитивную оценку собственного «Я».
  •  Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОО, активизировать и  обогатить их педагогические возможности.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность воспитателей.

Этапы реализации проекта:

  1. Обучение педагогов и родителей теории по вопросам формирования мозговой организации в дошкольном возрасте (педагог-психолог).
  2. Подбор упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей (педагог-психолог, учитель-логопед).
  3. Классификация упражнений по видам деятельности (педагог-психолог, воспитатели).
  4. Ежедневное выполнение упражнений (воспитатели)
  5. Привлечение специалистов. Включение двуручного рисования  и других упражнений в ООД со всеми специалистами.
  6. Вовлечение родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома).

Включение упражнений в режим дня:

  1. Свободная игра
  2. Утренняя гимнастика
  3. Самостоятельная деятельность
  4. ООД (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
  5. Прогулка
  6. Гимнастика пробуждения
  7. Чтение художественной литературы


Уровни коррекции

  1. Формирование базиса – непроизвольная регуляция и энергоснабжение психических процессов (ритм, ритуалы)
  2. Обеспечение взаимодействия с внешним миром, гнозис и праксис.
  3. Произвольная саморегуляция действий и поведения в целом.

Занятия по первому блоку мозга («Базис»)  - первый месяц.

Направление деятельности:

  • Выработка правильного дыхания (медленного диафрагмального)
  • Растяжка
  • Ползание
  • Повторение движений педагога в руке, в теле, повтор звуков, слов, предложений, повтор со сложной программой (если я – это ты, ты – вот это), одновременные действия (говорить и делать что-то).

Примеры упражнений:

  • Дыхание. Ребенок лежит на спине. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Выполняется 3-5 раз. После нескольких дней можно внести разнообразие за счет поднимание рук на вдох и опускания на выдох, задержки дыхания на вдохе с выполнением хлопка руками.
  • Разминка. Выполняется сидя или стоя в зависимости от состояния ребенка. «Яблочко катится по блюдечку». Вращение головой по кругу. (По часовой стрелке и против). «Качели» - наклоны головой вперед, назад. «Часы» - повороты головы вправо влево. «Плечи прыгают» - руки свободно опущены, плечи двигаются вверх вниз (через несколько дней упражнения усложняются за счет попеременного поднимания правого и левого). «Мельница» - синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное вращение рук. «Кощей» - руки разведены в стороны, согнуты в локтях, максимально свободно болтаются параллельно друг другу.  «Ручки уронили» - поднять прямые руки вверх и обрушить их вниз.
  • Растяжка. Проводится стоя, медленно и плавно, не более четырех раз. Руки в замок, тянутся вверх, в стороны, вниз. Руки в замке за спиной, наклон вперед и назад с отведением рук вверх. Правой рукой взять левую руку за локоть и тянуть ее вправо. То же с левой рукой.
  • Ползание (На ладонях, локтях, с попеременной сменой или «иноходью», с перекрещиванием рук, ползание на животе и на спине, «крабом» и т.д.)
  • «Море» (Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.) Сценарий упражнения: «На море плещутся волны, маленькие и большие» - одна рука на поясе, другая на уровне груди рисует маленькую волну (затем руки меняются), руки в замке на уровне груди рисуют большие волны.
  • «По волнам вместе плывут дельфины, мама и папа. Потом один нырнул, другой вынырнул» - руки на уровне груди совершают синхронно плавающее движение вперед, затем реципрокные движения вперед.
  • «За ними плывут дельфинята» - руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу, кисти выполняют волнообразные движения синхронно, затем реципрокные.
  • «А следом плывут креветки и машут хвостиками» - волнообразные движения поочередно выполняют все пальцы рук.
  • «А с морского дна всплывают осьминоги» - руки согнуты в локтях, кисти сжаты. Резко разжимаем кисти, расставляем пальцы в стороны.
  • «И все вместе танцуют и смеются» - руки согнуты в локтях, кисти опущены, поболтать кистями. Кисти смотрят вверх, покрутить кистями.
  • «По морю плывет колесный пароход» - вращение руками от плеча вперед, «Задний ход» - вращение назад, а потом разворачивается – одна рука вперед, другая назад.

2 блок – гнозис и праксис – второй месяц занятий.

Направление деятельности:

  • Задания на реципрокную координацию.
  • Распознавание бытовых звуков и шумов, их различие (шорох полиэтиленового или бумажного пакетов)
  • Распознавания характера мелодии (громко - тихо, медленно – быстро, высоко – низко)
  • Распознавание речевых звуков изолированно, в слогах, в словах.
  • Слушать красивую и правильную речь (аудиозаписи, чтение книг взрослыми, и т.д.)
  • Учить и повторять фразы, стихи, песни, проговаривать план выполнения любого действия.
  • Маркирование левой руки ребенка (браслет, часы), чтобы начинать чтение и письмо от яркой отметки на левой руке.
  • Выполнение упражнений со взрослыми под слова (вверх, вниз, вправо, влево, слева направо, и т.д.). В частности рисование букв в воздухе рукой, ногой, носом. Совместно, а затем самостоятельно.
  • Сложные обводилки.

Примеры упражнений:

  • Реципрокная координация: кулак – ребро – ладошка правой рукой, левой рукой, двумя руками, с опозданием на один шаг. Колечко – ушки. Одной рукой, второй рукой, вместе и с опозданием на один шаг.
  • Рисование двумя руками различных фигур одновременно. «Обводилки» пальцами или карандашами разных линий поочередно и одновременно.
  • Рисование с повторяющимся мотивом («Мелодия движений»)
  • Нанизывание бусин, макраме, каллиграфия.
  • Динамический праксис. Выполняется сидя (на ковре или на стуле) по 4-5 раз каждое упражнение. Ноги вместе, поднимаются на носочки, опускаются. Ноги вместе, ступни синхронно переставляются влево, затем вправо. Ноги вместе, ступни «елочкой» разводятся в стороны, затем сводятся. Каждая нога по очереди выдвигается вперед, затем ставится назад.
  • Говорим тихо, а хлопаем (топаем) громко. Или: «Размахиваем медленно, слабо, а кидаем резко». (Высший пилотаж достигается путем очень быстрой смены программ).
  • «Доделывай до конца» - рисунок, действие, фраза, рассказ. Или «Найди ошибку».
  • Бросать мячик в цель или ловить мячик.

Третий блок. Программирование и контроль. Третий месяц.

Направление деятельности (различные задания подбирают педагоги ежедневно):

  • Рисование двумя руками одновременно (плюс с закрытыми глазами),ведь двуручное рисование позволяет нам
  • Выполнение одновременно разных движений руками, ногами. И произнесение слов (ответы на вопросы)
  • Чтение написанного на теле рукой взрослого, раскладывание предметов с закрытыми глазами, удерживание палочек пальцами двух рук.
  • Простые и сложные аналогии
  • Игры в слова (синонимы, антонимы, словесные загадки, шарады, собирание слов из букв)
  • Объяснение нарисованного на картинке («Элиас»), игра в ассоциации, выполнение рисунка по описанию («Архитектор – строитель») или действия по длинной инструкции.

Влияние упражнений на различные сферы развития у ребенка на примере двух направлений:

Двуручное рисование

  • Координирует работу левого и правого полушария.
  • Расширяет поля зрительного восприятия.
  • Развивает пространственные представления,  способность к произвольному самоконтролю.
  • Улучшает деятельность мышц рук.
  • Повышает внимание и организованность ребенка.

Пальчиковые упражнения

  • Движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка
  • Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной
  • Тренировка движений пальцев и кистей рук повышают работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления

Планируемые результаты реализации проекта

  •  У детей сформированы осевые вертикальные и горизонтальные сенсорно-моторные взаимодействия (язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно-мышечная – дыхательная системы)
  •  У детей повысился уровень произвольной саморегуляции.
  • Дети в большей степени справляются с ритмом повседневной жизни
  • У детей расширились представления о собственном теле и его возможностях, за счет упражнений удается снять психомоторную напряженность
  • Выполнение упражнений доставляет детям  удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.
  • Улучшается внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делятся новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), что в итоге  повышает  их самооценку.
  • Повышается мотивация родителей в участии в образовательной деятельности ДОО.
  • Значительно растет уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и специалистов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в дошколята.

Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во  вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют :  Витя и Маша, снежинки - дети;  Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...