Дошколята
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В данном проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, описана коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная в том числе на двигательных (кинезиологических) методах, представлен примерный план работы с детьми на время реализации проекта в течение трех месяцев (с 01.03.2022 по 31.05.2022). Проект имеет теоретическую и практическую направленность, поэтому может быть использован в качестве одной из форм работы с детьми с ОВЗ. Основой проекта является приоритетное участие в решении широкого круга проблем искажения процессов развития в современной детской популяции нейропсихологических упражнений, ведь нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития).
В основу психологической коррекции положен метод замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. Замещающий онтогенез – это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов. И последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. В данной работе отражены также научные и практические наработки таких известных нейропсихологов как В.С.Колганов, Е.В.Пивоваров, Н. В. Мазурова.
Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности №9 «Знайки», учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doshkolyata.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №19 «Радость»
Проект
ДОШКОЛЯТА
Учитель-логопед Бабенкова Т.Л.
Урай 2022
Пояснительная записка
В данном проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, описана коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная в том числе на двигательных (кинезиологических) методах, представлен примерный план работы с детьми на время реализации проекта в течение трех месяцев (с 01.03.2022 по 31.05.2022). Проект имеет теоретическую и практическую направленность, поэтому может быть использован в качестве одной из форм работы с детьми с ОВЗ. Основой проекта является приоритетное участие в решении широкого круга проблем искажения процессов развития в современной детской популяции нейропсихологических упражнений, ведь нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития).
В основу психологической коррекции положен метод замещающего онтогенеза Анны Владимировны Семенович. Замещающий онтогенез – это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов. И последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. В данной работе отражены также научные и практические наработки таких известных нейропсихологов как В.С.Колганов, Е.В.Пивоваров, Н. В. Мазурова.
Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности №9 «Знайки», учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители детей.
Концепция проекта: Путем внедрения в образовательную деятельность нейропсихологических упражнений способствовать формированию непроизвольной и произвольной саморегуляции, гнозиса, праксиса, а также межполушарных связей у детей 6-7 лет, что является необходимым условием для успешного обучения детей в школе.
Идея проекта: Нейропсихологические упражнения вводятся в режимные моменты детского сада, учитывая специфику образовательной деятельности в учреждении, и проводятся во взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, а также родителей детей.
Цель проекта: Способствовать повышению производительности и гармонизации работы головного мозга, стимулировать улучшения в само-регуляторной и сенсорно-моторной функциях нервной системы, улучшить внимание детей и помочь им держать ритм повседневной жизни, а также способствовать гармоничному сбалансированному развитию крупной и тонкой моторики рук и взаимодействию обоих полушарий мозга детей 6-7 лет.
Задачи проекта:
- - формирование у ребенка осевых вертикальных и горизонтальных сенсорно-моторных взаимодействий (язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно-мышечная – дыхательная системы)
- - формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции.
- Развитие чувства ритма у детей
- Расширить представление детей о собственном теле и его возможностях, снять психомоторную напряженность.
- Сформировать у детей позитивную оценку собственного «Я».
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОО, активизировать и обогатить их педагогические возможности.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность воспитателей.
Этапы реализации проекта:
- Обучение педагогов и родителей теории по вопросам формирования мозговой организации в дошкольном возрасте (педагог-психолог).
- Подбор упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей (педагог-психолог, учитель-логопед).
- Классификация упражнений по видам деятельности (педагог-психолог, воспитатели).
- Ежедневное выполнение упражнений (воспитатели)
- Привлечение специалистов. Включение двуручного рисования и других упражнений в ООД со всеми специалистами.
- Вовлечение родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома).
Включение упражнений в режим дня:
- Свободная игра
- Утренняя гимнастика
- Самостоятельная деятельность
- ООД (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
- Прогулка
- Гимнастика пробуждения
- Чтение художественной литературы
Уровни коррекции
- Формирование базиса – непроизвольная регуляция и энергоснабжение психических процессов (ритм, ритуалы)
- Обеспечение взаимодействия с внешним миром, гнозис и праксис.
- Произвольная саморегуляция действий и поведения в целом.
Занятия по первому блоку мозга («Базис») - первый месяц.
Направление деятельности:
- Выработка правильного дыхания (медленного диафрагмального)
- Растяжка
- Ползание
- Повторение движений педагога в руке, в теле, повтор звуков, слов, предложений, повтор со сложной программой (если я – это ты, ты – вот это), одновременные действия (говорить и делать что-то).
Примеры упражнений:
- Дыхание. Ребенок лежит на спине. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Выполняется 3-5 раз. После нескольких дней можно внести разнообразие за счет поднимание рук на вдох и опускания на выдох, задержки дыхания на вдохе с выполнением хлопка руками.
- Разминка. Выполняется сидя или стоя в зависимости от состояния ребенка. «Яблочко катится по блюдечку». Вращение головой по кругу. (По часовой стрелке и против). «Качели» - наклоны головой вперед, назад. «Часы» - повороты головы вправо влево. «Плечи прыгают» - руки свободно опущены, плечи двигаются вверх вниз (через несколько дней упражнения усложняются за счет попеременного поднимания правого и левого). «Мельница» - синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное вращение рук. «Кощей» - руки разведены в стороны, согнуты в локтях, максимально свободно болтаются параллельно друг другу. «Ручки уронили» - поднять прямые руки вверх и обрушить их вниз.
- Растяжка. Проводится стоя, медленно и плавно, не более четырех раз. Руки в замок, тянутся вверх, в стороны, вниз. Руки в замке за спиной, наклон вперед и назад с отведением рук вверх. Правой рукой взять левую руку за локоть и тянуть ее вправо. То же с левой рукой.
- Ползание (На ладонях, локтях, с попеременной сменой или «иноходью», с перекрещиванием рук, ползание на животе и на спине, «крабом» и т.д.)
- «Море» (Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.) Сценарий упражнения: «На море плещутся волны, маленькие и большие» - одна рука на поясе, другая на уровне груди рисует маленькую волну (затем руки меняются), руки в замке на уровне груди рисуют большие волны.
- «По волнам вместе плывут дельфины, мама и папа. Потом один нырнул, другой вынырнул» - руки на уровне груди совершают синхронно плавающее движение вперед, затем реципрокные движения вперед.
- «За ними плывут дельфинята» - руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу, кисти выполняют волнообразные движения синхронно, затем реципрокные.
- «А следом плывут креветки и машут хвостиками» - волнообразные движения поочередно выполняют все пальцы рук.
- «А с морского дна всплывают осьминоги» - руки согнуты в локтях, кисти сжаты. Резко разжимаем кисти, расставляем пальцы в стороны.
- «И все вместе танцуют и смеются» - руки согнуты в локтях, кисти опущены, поболтать кистями. Кисти смотрят вверх, покрутить кистями.
- «По морю плывет колесный пароход» - вращение руками от плеча вперед, «Задний ход» - вращение назад, а потом разворачивается – одна рука вперед, другая назад.
2 блок – гнозис и праксис – второй месяц занятий.
Направление деятельности:
- Задания на реципрокную координацию.
- Распознавание бытовых звуков и шумов, их различие (шорох полиэтиленового или бумажного пакетов)
- Распознавания характера мелодии (громко - тихо, медленно – быстро, высоко – низко)
- Распознавание речевых звуков изолированно, в слогах, в словах.
- Слушать красивую и правильную речь (аудиозаписи, чтение книг взрослыми, и т.д.)
- Учить и повторять фразы, стихи, песни, проговаривать план выполнения любого действия.
- Маркирование левой руки ребенка (браслет, часы), чтобы начинать чтение и письмо от яркой отметки на левой руке.
- Выполнение упражнений со взрослыми под слова (вверх, вниз, вправо, влево, слева направо, и т.д.). В частности рисование букв в воздухе рукой, ногой, носом. Совместно, а затем самостоятельно.
- Сложные обводилки.
Примеры упражнений:
- Реципрокная координация: кулак – ребро – ладошка правой рукой, левой рукой, двумя руками, с опозданием на один шаг. Колечко – ушки. Одной рукой, второй рукой, вместе и с опозданием на один шаг.
- Рисование двумя руками различных фигур одновременно. «Обводилки» пальцами или карандашами разных линий поочередно и одновременно.
- Рисование с повторяющимся мотивом («Мелодия движений»)
- Нанизывание бусин, макраме, каллиграфия.
- Динамический праксис. Выполняется сидя (на ковре или на стуле) по 4-5 раз каждое упражнение. Ноги вместе, поднимаются на носочки, опускаются. Ноги вместе, ступни синхронно переставляются влево, затем вправо. Ноги вместе, ступни «елочкой» разводятся в стороны, затем сводятся. Каждая нога по очереди выдвигается вперед, затем ставится назад.
- Говорим тихо, а хлопаем (топаем) громко. Или: «Размахиваем медленно, слабо, а кидаем резко». (Высший пилотаж достигается путем очень быстрой смены программ).
- «Доделывай до конца» - рисунок, действие, фраза, рассказ. Или «Найди ошибку».
- Бросать мячик в цель или ловить мячик.
Третий блок. Программирование и контроль. Третий месяц.
Направление деятельности (различные задания подбирают педагоги ежедневно):
- Рисование двумя руками одновременно (плюс с закрытыми глазами),ведь двуручное рисование позволяет нам
- Выполнение одновременно разных движений руками, ногами. И произнесение слов (ответы на вопросы)
- Чтение написанного на теле рукой взрослого, раскладывание предметов с закрытыми глазами, удерживание палочек пальцами двух рук.
- Простые и сложные аналогии
- Игры в слова (синонимы, антонимы, словесные загадки, шарады, собирание слов из букв)
- Объяснение нарисованного на картинке («Элиас»), игра в ассоциации, выполнение рисунка по описанию («Архитектор – строитель») или действия по длинной инструкции.
Влияние упражнений на различные сферы развития у ребенка на примере двух направлений:
Двуручное рисование
- Координирует работу левого и правого полушария.
- Расширяет поля зрительного восприятия.
- Развивает пространственные представления, способность к произвольному самоконтролю.
- Улучшает деятельность мышц рук.
- Повышает внимание и организованность ребенка.
Пальчиковые упражнения
- Движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка
- Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной
- Тренировка движений пальцев и кистей рук повышают работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления
Планируемые результаты реализации проекта
- У детей сформированы осевые вертикальные и горизонтальные сенсорно-моторные взаимодействия (язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно-мышечная – дыхательная системы)
- У детей повысился уровень произвольной саморегуляции.
- Дети в большей степени справляются с ритмом повседневной жизни
- У детей расширились представления о собственном теле и его возможностях, за счет упражнений удается снять психомоторную напряженность
- Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.
- Улучшается внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делятся новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), что в итоге повышает их самооценку.
- Повышается мотивация родителей в участии в образовательной деятельности ДОО.
- Значительно растет уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посвящение в дошколята.
Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...
Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)
В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...
"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"
Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют : Витя и Маша, снежинки - дети; Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...
ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...