Программа «Cенсорный театр для детей с ОВЗ дошкольного возраста»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Зырянова Анита Викторовна
Создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности и сенсорного развития.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sensornyy_teatr_-_sokrashchennyy_variant.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 133, города Тюмени.

Утверждаю:__________

Директор   МАДОУ детский сад №133

Хабарова Светлана Николаевна

Коррекционно-развивающая программа

«Cенсорный театр для детей с ОВЗ дошкольного возраста».

Автор-составитель:

Зырянова Анита Викторовна,

 педагог-психолог

г. Тюмень 2022 г.

Пояснительная записка

В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. Ребята с ОВЗ, равно как и все дети, обладают правом на образование и на интенсивную, полноценную жизнедеятельность в социуме.

На успешность освоение образовательной программы влияет не только содержание, но и форма подачи, которая должна вызывать у детей заинтересованность и побуждать их познавательной активности. Педагогу – психологу важно использовать в своей работе различные методы и приемы. Одна их важных задач коррекционно - развивающей работы является совершенствование образовательного процесса у детей с ОВЗ и создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Основное направление это  развитие интереса к обучению, через подачу материала в доступной форме, в этом помогает использование мультисенсорных стимулов и опора на "зону актуального развития". Организовать занятия, чтобы было интересно, предоставить условия для развития разных каналов восприятия, все это повышает  образовательную эффективность занятий. А театрализованная деятельность является  эффективным методом для социальной адаптации детей с ОВЗ, а также формирования у них коммуникативных способностей.

Возможности программы «Cенсорный театр для детей с ОВЗ дошкольного возраста».

Сенсорное развитие включает в себя  формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,  запахе и т. п. Оно начинается в раннем возрасте, но у детей с ОВЗ эти процессы могут отставать от сверстников.

Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития ребенка, которое важно  для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому  умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. 

 Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.  В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Дети с ОВЗ имеют сложности в игровой деятельности и коммуникации.   Театр же  позволяет своевременно разнообразить и менять формы деятельности, поддерживая интерес детей к занятиям, в которых много яркого, необычного, соответствующего их стремлениям и желаниям. Через театральную деятельность можно знакомить детей с основными эмоциями: радость, страх, гнев, грусть, обида и т. д., а так же обратиться к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства свои, других людей и сказочных героев.  Используемые в программе народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев для детей вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь.

Деятельность по мультисенсорному развитию включает в себя следующие направления: развитие зрительного восприятия,  развитие слухового восприятия, развитие тактильных ощущений, крупной и мелкой моторики.

Так, при введении серии новых слов, ребенок трогает реальный предмет, чувствует его, видит на картинке, слышит данное слово, все это позволяет его лучше запоминать. Овладение определенным словом, понятием зависит от того, как много и каких впечатлений поступает через все органы чувств. Отсюда следует отметить, что, работая над значением слова, необходимо, чтобы ребенок воспринял его всеми анализаторами.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы:

Создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности и сенсорного развития.

Задачи:

  1. Провести диагностику, сформировать группу детей для коррекционных занятий;
  2. Обеспечить среду по проведению занятий по программе;
  3. Провести занятия по программе по развитию (сенсорное развитие, развитие коммуникации, развитие мелкой и крупной моторики, самоконтроля);
  4. Провести повторную диагностику, для оценки динамики.

Форма организации занятий: подгрупповая и индивидуальная

Структура  занятий: работа с визуальным расписанием, приветствие, обыгрывание сказки,  заключительная часть.

Методические средства:

-  упражнения на развитие тактильных ощущений, крупной и мелкой моторики;

- упражнения на развитие зрительного, слухового и обонятельного каналов восприятия;

-  упражнения на формирование сенсорных эталонов;

- коммуникативные упражнения.

Материалы:

- Сенсорная комната  базовой комплектации.

- Музыкальный центр.

- Наборы музыкальных композиций.

  • Развивающий материал в соответствии с коррекционно-развивающими задачами.
  • Комплект народных сказок.

Тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Цель занятия

1

Вводное

Диагностика актуального состояния развития  сенсорной, двигательной сферы и коммуникативной.

2

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия с применением визуализации на занятиях.

3

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия с применением музыкальных инструментов, музыкальных звуков в занятии.

4

Развитие тактильного  и обонятельного каналов восприятия.

Развитие тактильного и обонятельного каналов, с применением различных по  фактуре, материалу, запаху предметов.

5

Формирование понятий о форме, величине, цвете.

Пополнение и уточнение знаний воспитанников о сенсорных эталонах

6

Творческое развитие

Использование сенсорно обогащенной среды, для  развития творческого потенциала.

7

Развитие самоконтроля

Обучение нормам и правилам поведения воспитанников.

8

Формирование навыков коммуникации

Освоение приемов вербальной и невербальной  коммуникации с детьми и взрослыми.

Ожидаемые результаты:

Созданы  условия для сенсорного и сенсомоторного развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Положительная динамика в распознавание сенсорных эталонов (цвета, величины, формы предметов). Увеличение количества вербальных и невербальных коммуникативных навыков, в ходе занятий по театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Театр глазами детей» для детей младшего дошкольного возраста.

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались постоянно, так как они определяли прогресс человечества. Детское творчество в дошколь...

Рабочая образовательная программа компенсирующей направленности для детей ТНР старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа,6-7лет) учителя-логопеда Рытовой И.В

Рабочая образовательная  программа компенсирующей направленности   (РОП КН) для детей с ТНР старшего дошкольного возраста(подготовительная к школе группа ,от 6до7лет) Муниципального каз...

Дополнительная программа по сенсорному развитию детей раннего младшего дошкольного возраста "Мир сенсорики"

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозе...

.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».

Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и  является нормативно-управленческим до­кументом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей  для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год....

Программа игрового самомассажа для детей с ТНР дошкольного возраста (4-6 лет)

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что нарушенный мышечный тонус, который тормозит или не даёт идти полным ходом коррекционной работе по устранению речевых нарушений, можно нормализовать и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Мы играем в театр» для детей 4-7 дошкольного возраста на 2020-2022 уч.год

Театр - это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.Театрализованная дея...