Для родителей
консультация по коррекционной педагогике

Головач Людмила Александровна

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Октябрьский детский сад «Светлячок»

Наш адрес: Новосибирская обл., Мошковский р-н, п. Октябрьский, ул. Локтинская, дом 10/2

Телефон: (383)486 00 13

E-Mail: ds-svetlyachok2014@mail.ru

Сайт: https://светлячок54.caduk.ru 

График работы:

Понедельник – пятница

с 7:00 до 19:00

Суббота, воскресенье - выходной

Старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе

Поддерживайте его во всем и хвалите за маленькие достижения

Чаще улыбайтесь

Сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием

«Адаптация детей 2-3 лет в детском саду»

(Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду)

Составитель: учитель-дефектолог

МКДОУ «Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.

Дети привыкают к детскому саду по-разному!

Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются.

Выделяют 3 фазы

адаптационного периода:

  • Легкая (от 1 до 16 дней)
  • Средняя (от 16 до 32 дней)
  • Тяжелая (до 64 дней)

Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду:

  1. Ребенок не подготовлен к посещению детского сада;
  2. Состояние здоровья;
  3. Биологические причины;
  4. Индивидуальные причины;
  5. Условия жизни в семье;
  6. Ограниченное общение со сверстниками.

Как облегчить период привыкания к детскому саду:

Соблюдайте самое важное правило: «спокойная мама — спокойный ребенок».

Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно

Посещайте детский сад регулярно

Придумайте «ритуал прощания» с ребенком

Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме

Создайте мотивацию для посещения детского сада

Никогда не обсуждайте то, что не устраивает Вас в детском саду при ребенке

Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку и т.д., чтобы они отводили малыша в детский сад

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка:

  • Нельзя пугать ребенка;
  • Нельзя наказывать за слезы при расставании;
  • Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить.

Игры, которые помогут быстрее адаптироваться к детскому саду:

Игра — важный вид деятельности

для ребенка.

Поиграйте с ребенком в такие игры:

«Детский сад» Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

  • «Дети собираются на прогулку»;
  • «Дети обедают»;
  • «Дети приходят в детский сад»;
  • «Дети готовятся к дневному сну»;
  • «Дети на прогулке».

«Сочиняем сказку» Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее.

«Хорошо-плохо» При положительном ответе - он хлопает в ладоши, а при отрицательном - грозиться пальчиком.

Варианты вопросов:

  • играть с игрушками в детском саду;
  • плакать утром;
  • дружить с другими детками;
  • стесняться попроситься в туалет



Предварительный просмотр:

«Психологические особенности детей с ТНР и особенности взаимодействия с ними посредством альтернативной и дополнительной коммуникации»

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Психологические особенности детей с ТНР:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Рассмотрим наиболее типичные трудности детей с ТНР:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

При взаимодействии с данной категорией детей достаточно эффективными являются методы альтернативной и дополнительной коммуникации.

Право на коммуникацию: любой человек с инвалидностью, независимо от вида и степени снижения функций, обладает одним из основополагающих прав человека – с помощью коммуникации влиять на условия своей жизни.

Альтернативная и дополнительная коммуникация – это все виды коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, у которых в силу имеющихся врождённых или приобретённых расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей.

Что такое коммуникация?

Communicare = лат. делить(ся), делать общим

Коммуникация – это передача сообщения от одного индивида другому.

Коммуникация может быть осознанной или неосознаваемой.

Способы коммуникации:

  • Невербальная коммуникация: язык тела; выражение лица (мимика); зрительный контакт; естественные жесты; звуки.
  • Вербальная коммуникация: речь; письмо; жесты.

Причины, по которым строится общение: отказ; требование; социальное взаимодействие; обмен информацией.

Виды поведения, использующиеся для коммуникации:

- донамеренная коммуникация - ребенок не контролирует свое поведение, но оно отражает его состояние. Можно понять состояние ребенка по движению тела, выражению лица, звукам;

- намеренное поведение - поведение ребенка контролируется им, но он еще не понимает, что если он что-то сделает, то мама сделает для него что-то исходя из его действий. По-прежнему нужды ребенка интерпретируются его поведением;

- неконвенциональная коммуникация - ребенок намеренно использует досимволическое поведение, чтобы сообщить другим людям свои желания. Эти поведения включают движения тела, вокализации, выражения лица и простые жесты (например, потянуть за руку);

- конвенциональная коммуникация - ребенок намеренно использует досимволическое поведение, чтобы сообщить свои нужды и желания. К конвенциональным жестам относятся указательный жест и кивок головой (Да). Значение жестов определяются культурой, в которой они используются;

- конкретные символы - ребенок использует символы, которые физически очевидным для ребенка образом напоминают то, что они означают (выглядят также, движутся или звучат также как то, что они означают). Конкретные символы: картинки, предметы, естественные жесты, звуки. Многие дети эту стадию пропускают;

- абстрактные символы - ребенок использует абстрактные символы: слова устные или напечатанные. Эти символы физически не похожи на то, что они обозначают;

- язык - ребенок комбинирует символы любого типа в упорядоченные комбинации, согласно правилам грамматики. Ребенок понимает, что значение комбинаций слов может быть различным в зависимости от того, как символы расположены.

Нуждаются в АДК как альтернативном способе выражения:

  • люди с серьезными артикуляционными трудностями, с хорошим пониманием языка.

Нуждаются в АДК как поддержке:

  • дети с очень сильной задержкой языкового развития,
  •  те дети, которым АДК нужна в качестве поддержки для развития языка и речи и для того, чтобы добиться понимания;
  • часто постепенно начинают говорить те, кто научился говорить, но кого в некоторых ситуациях бывает очень трудно понять.

Нуждаются в АДК как альтернативном способе коммуникации для того, чтобы и понимать, и выражать:

  • сниженное понимание зыка и наличие речи в малой степени или ее отсутствие (напр., значительное нарушение развития или аутизм).

Цели АДК:

Общие (перспективные) цели:

- построение функционирующей системы коммуникации;

- умение самостоятельно и понятным образом выражать нечто еще неизвестное слушателю;

- развитие языковой способности, так чтобы ребенок мог выражать свои мысли с помощью символов.

Промежуточные цели: умение выбирать; умение играть в игру; участие в чтении сказки; умение общаться вербально (с помощью устройств с записанной речью).

Когда следует начинать использовать АДК?

  • начинать надо как можно раньше;
  • умение ребенка осуществлять коммуникацию важнее, чем сама ее форма;
  • раннее вмешательство позволяет не упустить максимально благоприятный период в жизни ребенка для развития языка;
  • применение адк позитивно влияет на речь ребенка – как на произнесение звуков, так и на словарный запас;
  • адк ускоряет и облегчает развитие речи.

Способы альтернативной и дополнительной коммуникации:

Сигналы: естественные реакции; предметы; картинки.

Символы: коммуникация с помощью жестов; графические способы коммуникации; речь; письмо.

Мануальные (то, что можно показать с помощью тела) - от естественных реакций и сигналов к языку жестов в качестве символов. Не зависящие от вспомогательных средств. Естественные реакции, сигналы, жесты в качестве АДК.

Графические - от конкретных предметов к более сложным символам, таким как символы системы «Блисс» и буквы, зависящие от вспомогательных средств. Предметы, фотографии, контурные картинки, рисованнные картинки, пиктограммы, система «Блисс», картинки-слова, картинки-фразы, буквы, письменный язык.

Говоря о мануальных способах, следует отметить преимущества и недостатки коммуникации с помощью жестов:

Преимущества:

  • руки всегда имеются при себе;
  • язык жестов легче понять и «произнести», чем речь;
  • язык жестов часто наглядeн;
  • ребенку можно помочь руками;
  • обращаются непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.

Недостатки:

  • понятны только «посвященным»;
  • ограничения для детей с нарушениями двигательных функций жесты динамичны, т.е. исчезают сразу после «произнесения» жеста;
  • ребенок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

А говоря о графических способах, следует выделить виды картинок:

  • контурные картинки;
  • фотографии;
  • рисованные картинки;
  • картинки из системы pcs;
  • пиктограммы;
  • символы системы «блисс»;
  • письменный текст: изображение слов, печать с помощью клавиатуры.

Сравнение картинок:

  • простые картинки легче понять, чем сложные графические символы;
  • простые картинки легче заучить, чем сложные графические символы;
  • символы системы «блисс» труднее заучивать и понимать, чем пиктограммы, которые, в свою очередь, труднее для понимания, чем рисованные картинки или фотографии;
  • символы системы «блисс» относительно труднее поддаются заучиванию по сравнению с другими системами графических символов, предлагаемыми сегодня, но легче, чем письменный язык.

Разбор вопросов участников.

Составитель: учитель-логопед

МКДОУ Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

  1. Улыбочка – заборчик – трубочка – окошко.

Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке.

Затем губы сохраняют тоже положение. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны.

Крепко сжать зубы, а губы вытянуть как можно дальше вперёд.

Расслабить губы, но оставить в округленном положении, как-будто удивились.

Активно переключаемся между этими позициями, сначала медленно.

  1. Качели. Рот открыт, губы в улыбке. Качаем язык вверх вниз, пряча за верхние и нижние зубы.
  2. Чистим верхние зубки. Рот приоткрыт, водим широким кончиком языка по верхним зубам с наружной и внутренней сторон.
  3. Чистим нижние зубки. Рот приоткрыт, водим широким кончиком языка по нижним зубам с наружной и внутренней сторон.
  4. Язычок отдыхает/Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. И подержать его под счет (10).
  5. Вкусное варенье. Слегка приоткрыть рот, с верхней губы широким языком слизываем варенье (можно прям намазать) нижняя челюсть опущена.
  6. Грибочек. Рот открыт, губы в улыбке. Вся широкая поверхность языка присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго.
  7. Накажем непослушный язычок. Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя». Можно покусывать его зубами произнося «та-та-та». Под счет до 5-10.
  8. Чашечка. Открываем рот широко, сначала кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу («лопата»), а затем боковые и передний края широкого язычка слегка прогибаем вверх. «Наш язычок похож на чашечку». (Нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна, нижняя губа не «помогает» язычку. Можно слегка оттянуть подбородок ребенка вниз двумя пальцами при выполнении). Удерживаем «чашечку» под счет до 5, выполняем 6 — 8 раз.
  9. Дятел. Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык за верхними зубами произносим «д-д-д-д» сначала медленно, потом постепенно ускоряя темп.
  10. Иголочка-лопаточка. Высунуть узкий и острый язык, для этого можно сложить губы трубочкой, затем расслабить язык, положить широкий язык на нижнюю губу.
  11.  Маляр. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо вперед-назад.
  12. Парус. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко в них упирался. Удерживать под счет от 5 до 10.
  13. Ступеньки. Широкий язык лежит на верхней губе, затем спускается на верхние зубки, после чего прячется за них. (На верхнюю губку, на верхние зубки, за зубки скачек во рту язычек.)
  14. Лошадка. Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.
  15. Индюк. Улыбнуться, открыть рот язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед – назад произнося была-была-была.
  16. Дразнилка. Слитно и протяжно произнести несколько гласных звуков на одном выдохе. Следить за тем чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

А-У, У-А, А-И, И-А, И-У, У-И, О-И, И-О, А-И-Э-У-О.

  1. Пароход гудит. Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.
  2. Горка/Мостик. Улыбнуться, открыть рот, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
  3. Горку построим — горку разрушим. Улыбнуться, открыть рот, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
  4. Ветерок дует с горки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
  5. Часики. Улыбнуться, приоткрыть рот. Тонкий язык движется вправо и влево (как маятник у часов). Язык касается уголков рта, но не касается нижней и верхней губы.
  6. Кружок. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. По 5-6 кругов в одну и другую сторону.
  7. Фокус. Рот открыт, губы в улыбке. Сначала кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу («лопата»), а затем боковые и передний края широкого язычка слегка прогибаем вверх. «Наш язычок похож на чашечку». Удерживая язык в таком положении, сдувая ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

  1. Кто дальше загонит мяч. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно  Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  2. Гармошка. Рот открыт, губы в улыбке. Вся широкая поверхность языка присасывается к нёбу («Грибок»), и не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, язык не провисал и не стучали зубы.

Составитель: учитель-логопед

МКДОУ Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Октябрьский детский сад «Светлячок»

Наш адрес: Новосибирская обл., Мошковский р-н, п. Октябрьский, ул. Локтинская, дом 10/2

Телефон: (383)486 00 13

E-Mail: ds-svetlyachok2014@mail.ru

Сайт: https://светлячок54.caduk.ru 

График работы:

Понедельник – пятница

с 7:00 до 19:00

Суббота, воскресенье - выходной

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»

В.А. Сухомлинский

Особенности взаимодействия с ребенком с задержкой психического развития

Составитель: учитель-дефектолог

МКДОУ «Октябрьский

детский сад «Светлячок»

Головач Л.А.

Заключение ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее по сравнению

с принятыми возрастными нормами. То есть такие психические процессы, как память, внимание, мышление,

эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Специалисты, которые могут Вам помочь:

  • врач-невролог, психоневролог
  • учитель-дефектолог
  • педагог-психолог
  • учитель-логопед.
  • воспитатель

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;

— не давайте категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

— помните, чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

— выслушайте, что хочет сказать ребёнок;

— проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребёнку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьёй;

— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

Организация режима дня и места для занятий:

— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний;

— задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.



Предварительный просмотр:

Нормы развития речи

К 3 годам:

Звукопроизношение: все еще не полностью соответствует норме. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

Слоговая структура слова: слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут произноситься искаженно.

Фонематический слух и восприятие: ребенок может различать и узнавать неречевые звуки бытового характера.

Лексика: словарный запас характеризуется словами бытовой тематики, оценочного значения, словами обобщения. Ребенок знает и называет предметы по некоторым лексическим темам (игрушки, посуда, одежда, части тела).

Связная речь: хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободный пересказ своими словами еще не дается.

Грамматика: почти полное отсутствие аграмматизмов в речи. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок употребляет союзы и использует основные части речи. Согласует с глаголом местоимения и существительные.

Понимание обращенной речи: ребенок понимает обращенную речь взрослого, понимает одноступенчатую инструкцию и может ее выполнить. Понимает несложные сюжетные картинки.

К 3 годам у ребенка должны присутствовать все гласные, согласные раннего онтогенеза (п, б, к, г, т, д, в, ф, м, н), свистящие (с, з).

К 4 годам:

Звукопроизношение: все еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют соноры, может наблюдаться смешение свистящих и шипящих.

Слоговая структура слова: слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных могут упрощаться за счет пропуска согласных в местах их стечения.

Фонематический слух и восприятие: ребенок может различать звуки, далекие по акустическим признакам. Может различать неправильно произносимые звуки.

Лексика: словарный запас достигает 2000 слов. Обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные отношения. Ребенок знает и может назвать, сгруппировать предметы по знакомым лексическим темам, назвать обобщающее слово.

Связная речь: еще не сложилась. В рассказе событий из собственной жизни допускается непоследовательность и смешение с любимой сказкой.

Грамматика: появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок допускает все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. Согласует существительное с числительным и с прилагательным.

К 4 годам у ребенка должны присутствовать все вышеперечисленные звуки + шипящие (ш, ж, щ) и аффрикаты (ц, ч)

К 5 годам:

Звукопроизношение: все звуки родной речи должны правильно произноситься.

Слоговая структура слова: ребенок может воспроизвести 3-4-сложные слова.

Фонематический слух и восприятие: ребенок может различать звуки, близкие по акустическим признакам. Может определить первый звук в слове.

Лексика: дети пользуются словами по разным лексическим темам, могут обобщать предметы и называть обобщающее слово. Еще могут испытывать трудности в построении предложений с использованием союзного слова «который».

Связная речь: ребенок может составить последовательный рассказ по 1 сюжетной / серии картинок из 5-8 развернутых предложений. Может составить пересказ без опоры.

К 5 годам речь ребенка должна быть фонетически полностью оформлена, неправильно произносимых звуков не должно быть. У ребенка в речи должны присутствовать все вышеперечисленные звуки + соноры (л, ль, р, рь)

ТО ЕСТЬ ВСЕ!

К 6 годам:

Звукопроизношение: сформировано полностью.

Слоговая структура слова: ребенок может воспроизвести 4-5-сложные слова.

Фонематический слух и восприятие: как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

Лексика: дети используют сравнительные степени прилагательных, наречия, краткие прилагательные, подбирают простые антонимы.

Связная речь: развивается еще больше и усложняется. Ребенок может составить рассказ по картине/серии картинок из развернутых предложений. Ребенок подробно и последовательно пересказывает текст без наглядной/словесной опоры.

Составитель: учитель-логопед

МКДОУ Октябрьский

 детский сад «Светлячок»

 Головач Л.А.



Предварительный просмотр:

ЖА-ЖА-ЖА – мы видели ежа

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на лужок хожу

ЖИ-ЖИ-ЖИ – у меня чижи

ЖО-ЖО-ЖО – на улице свежо

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я с ребятами дружу

ЖИ-ЖИ-ЖИ – в нашем доме этажи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – жирные моржи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – очень твердые коржи

ЖА-ЖА-ЖА – жвачка для моржа

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на лужок хожу

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на ежа гляжу

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я жилет вяжу

ЖУ-ЖУ-ЖУ – желудь покажу

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – пижама на морже

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – крыжовник на корже

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ – я живу на пятом этаже

ЖИ -ЖИ-ЖИ – желудь покажи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – тут живут ежи

ЖИ-ЖИ-ЖИ – Женя, не тужи

ЖУ-ЖУ-ЖУ – на животике лежу

ЖОК-ЖОК-ЖОК – в руке флажок

ЖОМ-ЖОМ-ЖОМ – режут хлеб ножом

ЖОК-ЖОК-ЖОК – Женя лучший мой дружок

ЖАР-ЖАР-ЖАР – ужасный пожар

ЖАК-ЖАК-ЖАК – кожаный пиджак

ЖДА-ЖДА-ЖДА – трикотажная одежда

ЖАЛ-ЖАЛ-ЖАЛ – я за Женей забежал

Ыжник-ыжник-ыжник – тяжелый булыжник

Ежник-ежник-ежник – нежный подснежник

ЭТАЖИ

Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа – надо мной 2 этажа.

Жа-жа-жа – подо мной 2 этажа.

Же-же-же – на каком я этаже?

ЕЖИ

Жа-жа-жа – жили-были 2 ежа.

Жу-жу-жу – на двоих ежей гляжу.

Жу-жу-жу – ближе, ближе подхожу.

Же-же-же – вижу желудь на еже.

Ди-жи-жи – ежик, желудь покажи!

Жа-жа-жа – испугали мы ежа.

Жи-жи-жи – убежали прочь ежи.

УЖИ

Жа-жа-жа – ежата у ежа.

Жу-жу-жу – ужи пришли к ежу.

Жи-жи-жи – ежат нам покажи.

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа – ужи уходят от ежа.

ЕЖ

Жа-жа-жа – вот поймаю я ежа.

Жу-жу-жу – ежа в корзину покажу.

Жи-жи-жи – глупый ежик, не дрожи.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жо-жо-жо – стало к вечеру свежо.

Жа-жа-жа – отпущу я в лес ежа.

Еж-еж-еж – до свиданья, крошка еж.



Предварительный просмотр:

ЛА-ЛА-ЛА – лопата и пила

ЛА-ЛА-ЛА – новая юла

ЛА-ЛА-ЛА – высокая скала

ЛА-ЛА-ЛА – новая метла

ЛА-ЛА-ЛА – в окошке нет стекла

ЛА-ЛА-ЛА – Мила пол мела

ЛА-ЛА-ЛА – кошка на окне спала

ЛА-ЛА-ЛА – лодочка плыла

ЛА-ЛА-ЛА – у Володи есть пила

ЛО-ЛО-ЛО – на улице тепло

ЛО-ЛО-ЛО – мы приехали в село

ЛО-ЛО-ЛО – мама вымыла окно

ЛО-ЛО-ЛО – в лодке новое весло

ЛО-ЛО-ЛО – на дереве дупло

ЛО-ЛО-ЛО – на улице мело

ЛО-ЛО-ЛО – платье мне мало

ЛУ-ЛУ-ЛУ – мы сидели на полу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – диван стоит в углу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – я взяла игру

ЛУ-ЛУ-ЛУ – я ищу пилу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – заведу юлу

ЛУ-ЛУ-ЛУ – всех прошу к столу

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – дети вымыли полы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – новые столы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – вот идут ослы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у папы нет пилы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – в комнате углы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у мамы нет метлы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы стояли у скалы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у Милы две иглы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы забьём голы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – завяжу узлы

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – в печке нет золы

СЛА-СЛА-СЛА – я гусей пасла

СЛА-СЛА-СЛА – Мила яблоки несла

ШЛА-ШЛА-ШЛА – мама в комнату вошла

КЛА-КЛА-КЛА – мама пироги пекла

АЛ-АЛ-АЛ – папа гвозди забивал

АЛ-АЛ-АЛ – со стола упал пенал

АЛ-АЛ-АЛ – наш малыш упал

АЛ-АЛ-АЛ – я купил пенал

ОЛ-ОЛ-ОЛ – мы забили гол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – Алла мыла пол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – я поставил стул на стол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – папа сделал стол

ОЛ-ОЛ-ОЛ – Михаил дрова колол

УЛ-УЛ-УЛ – я поставил стул

УЛ-УЛ-УЛ – наш малыш уснул

УЛ-УЛ-УЛ – Павел сел на стул

ИЛ-ИЛ-ИЛ – папа потолок белил

ИЛ-ИЛ-ИЛ – машинку я катил

ИЛ-ИЛ-ИЛ – дятел дерево долбил

ИЛ-ИЛ-ИЛ – рисунок маме подарил

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – суп уже остыл

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – я машину мыл

АЛА-АЛА-АЛА – я маме помогала

УЛА-УЛА-УЛА – я шары надула

ОЛА-ОЛА-ОЛА – это наша школа

УЛА-УЛА-УЛА – в море плавала акула

ЛАТ-ЛАТ-ЛАТ – в салатнице халат

ЛАТ-ЛАТ-ЛАТ – голубой халат

ЛОК-ЛОК-ЛОК – мы купили котелок

ЛОМ-ЛОМ-ЛОМ – мы сидели за столом

ЛАС-ЛАС-ЛАС – постелили мы палас

АЛЫ-АЛЫ-АЛЫ – новые пеналы

АЛЫ-АЛЫ-АЛЫ – на дороге шпалы

ИЛЫ-ИЛЫ-ИЛЫ – у папы много силы

ИЛЫ-ИЛЫ-ИЛЫ – мы купили пилы

ОЛЫ-ОЛЫ-ОЛЫ – делаю уколы

ОЛЫ-ОЛЫ-ОЛЫ – я стою у школы



Предварительный просмотр:

РА-РА-РА – высокая гора

РА-РА-РА – ставать уже пора

РА-РА-РА – на кухне повара

РА-РА-РА – глубокая нора

РА-РА-РА – новая игра

РА-РА-РА – у лисы нора

РА-РА-РА – на улице жара

РА-РА-РА – как рубить из топора

РО-РО-РО – легкое перо

РО-РО-РО – дырявое ведро

РО-РО-РО – мы едем на метро

РЫ-РЫ-РЫ – ежик у норы

РУ-РУ-РУ – ягод наберу

РУ-РУ-РУ – листья соберу

РУ-РУ-РУ – скачет кенгуру

РУ-РУ-РУ – посуду уберу

РУ-РУ-РУ – мы видели нору

РУ-РУ-РУ – я зашью дыру

РУ-РУ-РУ – мы строили гору

ДРА-ДРА-ДРА – у мамы два ведра

ДРА-ДРА-ДРА – выпил воду из ведра

ДРА-ДРА-ДРА – дождь льёт из ведра

ДРА-ДРА-ДРА – новое ведро

ДРА-ДРА-ДРА – нам купили по ведру

ТРА-ТРА-ТРА – мы сидели у костра

ТРА-ТРА-ТРА – мы поём с утра

ТРА-ТРА-ТРА – вот бежит моя сестра

ТРА-ТРА-ТРА – в детский сад идем с утра

ТРУ-ТРУ-ТРУ – мы замерзли на ветру

ТРУ-ТРУ-ТРУ – я морковку тру

ТРУ-ТРУ-ТРУ – встану поутру

ТРУ-ТРУ-ТРУ – пыль везде сотру

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – большие осетры

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – книга у моей сестры

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – у Вани две сестры

ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ – мы зажгли костры

ТРО-ТРО-ТРО – едем мы в метро

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – высокие заборы

АРЫ-АРЫ-АРЫ – мы включили фары

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – в банке помидоры

АРЫ-АРЫ-АРЫ – закипели самовары

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – мы повесим шторы

АРЫ-АРЫ-АРЫ – хорошие гитары

ОРЫ-ОРЫ-ОРЫ – мы поедем в горы

УРЫ-УРЫ-УРЫ – петухи и куры

АР-АР-АР – мы купили самовар

ОР-ОР-ОР – красили забор

УР-УР-УР – мама кормит кур

ОР-ОР-ОР – я держу топор

АР-АР-АР – у Тамары шар

ОР-ОР-ОР – вот идет шофер

УР-УР-УР – мы тянули шнур

ОР-ОР-ОР – не берите мухомор

АР-АР-АР – вот летит комар

ОР-ОР-ОР – подметали коридор

ИР-ИР-ИР – папа пьет кефир

АР-АР-АР – над кастрюлей пар

УР-УР-УР – повесим абажур

ОР-ОР-ОР – у нас хороший хор

АР-АР-АР – мы видели пожар

ОР-ОР-ОР – птица села на забор

ИР-ИР-ИР – на столе кефир

ОР-ОР-ОР – едет дедушка Егор



Предварительный просмотр:

ЩА-ЩА-ЩА – мы купили леща

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем леща

ЩА-ЩА-ЩА – не поймает щука-хищница леща

ЩА-ЩА-ЩА – мы несем домой леща

ЩУ-ЩУ-ЩУ – клещи я ищу

ЩУ-ЩУ-ЩУ – щуку я тащу

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я грибы в лесу ищу

ЩУ-ЩУ-ЩУ – в гуще щуку поищу

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – еще дай-ка щей

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я пошёл гулять в плаще

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы купили плащи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – щиплем щавель мы на щи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ты нас мама не ищи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мама варит щи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – ты, мышонок, не пищи

ЩИ-ЩИ-ЩИ – в той реке живут лещи

АЩ-АЩ-АЩ – надень новый плащ

ОЩ-ОЩ-ОЩ – мама варит борщ

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в сеть попался лещ

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – у Кати новая вещь

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – лещ рыба, а не вещь

ЮЩ-ЮЩ-ЮЩ – я выращиваю плющ

ЯЩ-ЯЩ-ЯЩ – это хрящ

ЧИСТИМ ВЕЩИ

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – вычистим любую вещь

АЩ-АЩ-АЩ – станет чистым мамин плащ

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – ни соринки на плаще

ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – что почистить нам ещё?

ЩИ-ЩИ-ЩИ – вещь для чистки поищи

РЫБОЛОВ

ЩА-ЩА-ЩА – я тащу, тащу леща

ЩО-ЩО-ЩО – щуку я тащу ещё

ЩИ-ЩИ-ЩИ – не годится щука в щи

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тащу и не грущу

ПЛЮЩ

ЮЩ-ЮЩ-ЮЩ – вырос в доме длинный плющ

ЩА-ЩА-ЩА – много листьев у плюща

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – я забочусь о плюще

ЩУ-ЩУ-ЩУ – дам водичку я плющу

ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ – завтра плющ полью ещё

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА

Дождь идёт — я без плаща,

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ

Нет дождя, а я в плаще.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ

Я тебя не отыщу,

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ

Ты иди, меня ищи!

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ

Вот теперь-то отыщу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...