Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
методическая разработка (подготовительная группа)

Каймакова Марина Константиновна

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе  внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок  на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии  и исправить их до начала  обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_sovety_roditelyam.pptx1.91 МБ
Файл roditelskiy_universitet.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда Каймакова Марина Константиновна, Учитель-логопед, МДБОУ «Детский сад №3» Ст. Старонижестеблиевская

Слайд 2

Цели и задачи: Цель: Повышение уровня компетенции родителей по вопросам профилактики нарушения устной речи и письменности. Задача: – просветить родителей будущего первоклассника и привлечь их к активной самостоятельной работе в области профилактики нарушений речи; – ознакомление с доступными методами предупреждения нарушений письма; – рекомендации родителям о выборе литературы для подготовки ребёнка к школе.

Слайд 3

Правильная речь - это одно из основных условий для успешного обучения ребенка в школе. Ребёнок будет лучше овладевать письмом и чтением, если у него хорошо развита устная речь. Профилактика нарушений письменной речи дошкольника осуществляться как с помощью специалистов, так и в семье. Родителям следует понимать, что заранее предупредить ошибки письма легче, чем устранять потом при помощи коррекционных занятий.

Слайд 4

Родителям будущего первоклассника необходимо обратить внимание на : 1. Фонематическую сторону речи и звукопроизношение; 2. Языковой анализ и синтез речи; 3. Зрительно-пространственные представления; 4. Развитие мелкой моторики.

Слайд 5

Языковой анализ и синтез речи Считаем слоги в словах

Слайд 6

Зрительно-пространственные представления Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Слайд 7

Графический диктант по клеточкам Чего не хватает? Зрительно-пространственные представления

Слайд 8

Зрительно-пространственные представления Найди отличия Что изменилось?

Слайд 9

Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Выкладывание фигур из мозаики

Слайд 10

Развитие мелкой моторики Игры-шнуровки Выкладывание фигур из счетных палочек

Слайд 11

Успехов Вам и Вашим детям!



Предварительный просмотр:

Каймакова Марина Константиновна,

Учитель-логопед,

МДБОУ «Детский сад №3»

Ст. Старонижестеблиевская

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника»

(Кафедра родителя будущего первоклассника)

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Цель: Повышение уровня компетенции родителей по вопросам профилактики нарушения устной речи и письменности.

Задача:

– просветить родителей будущего первоклассника и привлечь их к активной самостоятельной работе в области профилактики нарушений речи;

– ознакомление с доступными методами предупреждения нарушений письма;

– рекомендации родителям о выборе литературы для подготовки ребёнка к школе.

  Правильная речь – это одно из основных условий для успешного обучения ребенка в школе.  Ребёнок будет лучше овладевать письмом и чтением, если у него хорошо развита устная речь. Профилактика нарушений письменной речи дошкольника осуществляться как  с помощью специалистов, так и  в семье. Родителям следует  понимать, что заранее  предупредить ошибки письма легче, чем  устранять потом  при помощи коррекционных занятий.

Дисграфия – нарушение письменной речи. Родителям надо обратить внимание на ряд предпосылок, которые могут привести к дисграфии:

– акустическая дисграфия – недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков, таким образом ребёнок должен различать все звуки в речи «на слух»;

– артикуляционно-акустическая дисграфия – произношение звуков с дефектом или их звуковая замена;

– дисграфия на основе несформированности звукового анализа и синтеза – несформированность фонематического анализа слов;

– оптическая дисграфия – недостаточная сформированность зрительно-пространственного анализа и синтеза слов;

– слабо развитая мелкая моторика пальцев рук дошкольника оказывает влияние на почерк и темп письма, появляются ошибки от усталости рук.

Следовательно, родителям при поступлении ребёнка в первый класс рекомендую  обратить внимание на следующие моменты:

 Фонематическая сторона речи и звукопроизношение.

  1. Дошкольник должен правильно произносить и не путать все звуки речи. При необходимости нужно обратиться к логопеду.
  2. Обратитесь к логопеду, если даже ваш ребёнок говорит чисто.
  3. Работать над дефектами звукопроизношения может только  специалист. Родители могут следовать заданиям и рекомендациям специалиста.
  4. Необходимо обратить внимание на сформированность слоговой                 структуру речи вашего ребёнка. Шестилетний ребёнок должен произносить слова не переставляя слоги, например, водопроводчик, эквилибрист, миллионер.
  5. Чтобы избежать трудностей в освоении письменной речи, научите ребёнка различать на слух все звуки речи.
  6. Надо понимать, что развивать фонематический слух можно не только дома, но и на прогулке, в процессе игры, в магазине и т.д.

 Приведём примеры:

– Игра «Ловишки». Произнесите несколько слов, а ребёнок хлопнет в ладоши, когда услышит нужный  звук, допустим звук (Л). Таким образом можно поиграть с абсолютно слюбым звуком.

– Игра «Вспомни предмет». Попросите ребёнка вспомнить предметы, которые он видел в магазине или в любом другом месте, название которых, к примеру,  начинается на звук (К)

– Игра «Придумай сам». Пусть ребёнок сам придумает несколько слов, которые начинаются на нужный звук.

Языковой анализ и синтез речи.

Одной из важных операций для успешного обучения является формирование процессов звукового анализа и синтеза.

Данные задания вам помогут в этом:

– Попросите ребёнка сказать количество слов в предложении: «Папа чинит велосипед.», «Маша пьёт яблочный компот.», «Мама варит суп.» И назвать в предложении первое и последнее слово.

– Попросите ребёнка придумать предложение, состоящее из двух, трёх, четырёх слов.

– Попросите ребёнка придумать предложение с предлогом «на», «в», «с».

– Попросите ребёнка придумать предложение с первым словом «рыжий» и добавлять слова до полноценного предложения. Например: «Рыжий кот», «Рыжий кот залез», «Рыжий кот залез на», «Рыжий кот залез на дерево».

– Попросите ребёнка досказать слог. Например: по-душ-(ка), кар-ти-(на), ка-ли-(на).

– Попросите ребёнка сосчитать слоги в словах. Например: том, ком, кот, кит (1 слог); зима, Даша, лиса, звонок (2 слога); лягушка, игрушка, карета (3 слога).

– Попросите ребёнка назвать первый звук в слове. Например: гласные звуки – арбуз, улитка, иней, облако, енот, юла, яблоко; согласный звук – лето, зуб, дом, кот, поле, рак.

– Попросите ребёнка назвать последний звук в словах.

– Игра «Угадай слово». Предложите ребёнку угадать слово, произнесённое по отдельным звукам. Например (с)-(т)-(о)-(л).

– Игра «Где прячется звук?»Предложите ребёнку определить место звука в слове. Например: «Где находится звук (Т) в слове «трава» – (в начале слова); в слове «сметана» (в середине слова), в слове «закат» (в конце слова).

– Игра «Рассыпушки». Предложите ребёнку собрать слова из букв, которые перемешались. Например: с т у л (стул), з а я ц (заяц), м е л (мел).

Зрительно-пространственные представления.

– Игра «Горячо-холодно». Спрячьте игрушку в комнате и попросите ребёнка её найти, следуя вашим рекомендациям. Например: «Встань лицом к столу и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай три шага вперёд и т.д.

– Предложите ребёнку показать разные части тела: левый глаз, правую руку и т.д., задание можно усложнить: попросите показать правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз. Это поможет ребёнку ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

– На прогулке предложите ребёнку назвать расположение окружающих предметов относительно друг друга. Например: «Велосипед стоит около дерева.», «Дерево растёт справа от дороги.» и т.д.

– «Графический диктант». Такие диктанты очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку на листе в клеточку и готовит руку будущего первоклассника к письму.

– «Найди отличия». Игра на сравнение картинок.

– «Чего не хватает?». В специальных детских журналах можно найти материалы к этой игре. У предметов, изображенных на рисунке, не хватает каких-нибудь деталей, их надо дорисовать.

– «Что изменилось?». Предложите ребёнку запомнить картинки, разложенные перед ним на столе, попросите закрыть глаза и поменяйте картинки местами.  Задайте вопрос: «Что изменилось?».

Развитие мелкой моторики.

Для того, чтобы ребёнок в полной мере овладел навыками письма, необходимо развивать мелкую  моторику пальцев рук. Данные упражнения активизируют определённые зоны коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи дошкольника. Предлагаю использовать следующие упражнения:

– «Пальчиковые игры». Например игра «Перчатки и мышата»

Шустрая мышка 

Перчатку нашла. (Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)

Гнездо в ней устроив, (Сложить ладони «ковшиком»)

Мышат позвала, (Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев)

Погладила всех (Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать (Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку)

– Предложите ребёнку заштриховать геометрические фигуры или картинки.

– Предложите ребёнку раскрасить картинку.

– Предложите ребёнку собрать из мозаики корабль, машинка, цветок.

– Предложите выполнить аппликацию из бумаги или поделку из природного материала.

– Предложите ребёнку вырезать из бумаги геометрическую фигуру или силуэт животного.

– Предложите ребёнку заняться лепкой из пластилина или глины.

– Предложите ребёнку игры-шнуровки.

– Предложите ребёнку выложить фигуры из счетных палочек.

На сегодняшний день в книжных магазинах представлено огромное количество популярных книг о развитии речи, коррекции недостатков речи. Для того, чтобы помочь заботливым родителям ориентироваться в таком разнообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для занятий с ребёнком дома. Следите за тем, чтобы игры и упражнения должны быть соответствующими возрасту. Когда вы общаетесь с ребёнком, следите за его речью. Говорите с ним неспешно, слова и звуки произносите ясно и четко. При чтении книг, если в тексте встретилось непонятное слово, обязательно объясните его значение ребёнку. Старайтесь не поддаваться детской речи, не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами. Своевременно исправляйте недостатки речи ребёнка, пытаясь указать ошибки и неточности, которые встречаются в его речи, будьте осторожны, никогда не смейтесь над ребёнком, лучше всего тактично исправить слово.

 В заключении необходимо добавить главное: будьте внимательны,  прежде всего к своей речи, старайтесь как можно чаще говорить с ребёнком, проводить время вместе с ним, окружать его грамотной речью и вниманием!

Успехов Вам и Вашим детям!

Литература:

1. Анисимова Т. Б. Подготовка детей к школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2. Большаков С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

4. Зарин А. А., Тулина Л. Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.

5. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.

6. Калягин В. А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.

7. Кирьянова Р. А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.

9. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

10. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.

11. Парамонова Л. Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. – СПб.: СОВА, 2009.

12. Серова Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

13. Узорова О. В., Нефедова Е. А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Консультация для родителей о том, как готовить ребенка к школе....

Буклет "Практические советы родителям будущих первоклассников"

Буклет "Практические советы родителям будущих первоклассников"...

Консультация для родителей «Практические советы родителям будущих первоклассников»

    Консультация для родителей «Практические советы родителям будущих первоклассников»...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)

Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами млад...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. « ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательно-образовательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их полное взаимодей...