Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
методическая разработка (подготовительная группа)

Каймакова Марина Константиновна

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе  внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок  на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии  и исправить их до начала  обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_sovety_roditelyam.pptx1.91 МБ
Файл roditelskiy_universitet.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда Каймакова Марина Константиновна, Учитель-логопед, МДБОУ «Детский сад №3» Ст. Старонижестеблиевская

Слайд 2

Цели и задачи: Цель: Повышение уровня компетенции родителей по вопросам профилактики нарушения устной речи и письменности. Задача: – просветить родителей будущего первоклассника и привлечь их к активной самостоятельной работе в области профилактики нарушений речи; – ознакомление с доступными методами предупреждения нарушений письма; – рекомендации родителям о выборе литературы для подготовки ребёнка к школе.

Слайд 3

Правильная речь - это одно из основных условий для успешного обучения ребенка в школе. Ребёнок будет лучше овладевать письмом и чтением, если у него хорошо развита устная речь. Профилактика нарушений письменной речи дошкольника осуществляться как с помощью специалистов, так и в семье. Родителям следует понимать, что заранее предупредить ошибки письма легче, чем устранять потом при помощи коррекционных занятий.

Слайд 4

Родителям будущего первоклассника необходимо обратить внимание на : 1. Фонематическую сторону речи и звукопроизношение; 2. Языковой анализ и синтез речи; 3. Зрительно-пространственные представления; 4. Развитие мелкой моторики.

Слайд 5

Языковой анализ и синтез речи Считаем слоги в словах

Слайд 6

Зрительно-пространственные представления Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Слайд 7

Графический диктант по клеточкам Чего не хватает? Зрительно-пространственные представления

Слайд 8

Зрительно-пространственные представления Найди отличия Что изменилось?

Слайд 9

Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Выкладывание фигур из мозаики

Слайд 10

Развитие мелкой моторики Игры-шнуровки Выкладывание фигур из счетных палочек

Слайд 11

Успехов Вам и Вашим детям!



Предварительный просмотр:

Каймакова Марина Константиновна,

Учитель-логопед,

МДБОУ «Детский сад №3»

Ст. Старонижестеблиевская

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника»

(Кафедра родителя будущего первоклассника)

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Цель: Повышение уровня компетенции родителей по вопросам профилактики нарушения устной речи и письменности.

Задача:

– просветить родителей будущего первоклассника и привлечь их к активной самостоятельной работе в области профилактики нарушений речи;

– ознакомление с доступными методами предупреждения нарушений письма;

– рекомендации родителям о выборе литературы для подготовки ребёнка к школе.

  Правильная речь – это одно из основных условий для успешного обучения ребенка в школе.  Ребёнок будет лучше овладевать письмом и чтением, если у него хорошо развита устная речь. Профилактика нарушений письменной речи дошкольника осуществляться как  с помощью специалистов, так и  в семье. Родителям следует  понимать, что заранее  предупредить ошибки письма легче, чем  устранять потом  при помощи коррекционных занятий.

Дисграфия – нарушение письменной речи. Родителям надо обратить внимание на ряд предпосылок, которые могут привести к дисграфии:

– акустическая дисграфия – недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков, таким образом ребёнок должен различать все звуки в речи «на слух»;

– артикуляционно-акустическая дисграфия – произношение звуков с дефектом или их звуковая замена;

– дисграфия на основе несформированности звукового анализа и синтеза – несформированность фонематического анализа слов;

– оптическая дисграфия – недостаточная сформированность зрительно-пространственного анализа и синтеза слов;

– слабо развитая мелкая моторика пальцев рук дошкольника оказывает влияние на почерк и темп письма, появляются ошибки от усталости рук.

Следовательно, родителям при поступлении ребёнка в первый класс рекомендую  обратить внимание на следующие моменты:

 Фонематическая сторона речи и звукопроизношение.

  1. Дошкольник должен правильно произносить и не путать все звуки речи. При необходимости нужно обратиться к логопеду.
  2. Обратитесь к логопеду, если даже ваш ребёнок говорит чисто.
  3. Работать над дефектами звукопроизношения может только  специалист. Родители могут следовать заданиям и рекомендациям специалиста.
  4. Необходимо обратить внимание на сформированность слоговой                 структуру речи вашего ребёнка. Шестилетний ребёнок должен произносить слова не переставляя слоги, например, водопроводчик, эквилибрист, миллионер.
  5. Чтобы избежать трудностей в освоении письменной речи, научите ребёнка различать на слух все звуки речи.
  6. Надо понимать, что развивать фонематический слух можно не только дома, но и на прогулке, в процессе игры, в магазине и т.д.

 Приведём примеры:

– Игра «Ловишки». Произнесите несколько слов, а ребёнок хлопнет в ладоши, когда услышит нужный  звук, допустим звук (Л). Таким образом можно поиграть с абсолютно слюбым звуком.

– Игра «Вспомни предмет». Попросите ребёнка вспомнить предметы, которые он видел в магазине или в любом другом месте, название которых, к примеру,  начинается на звук (К)

– Игра «Придумай сам». Пусть ребёнок сам придумает несколько слов, которые начинаются на нужный звук.

Языковой анализ и синтез речи.

Одной из важных операций для успешного обучения является формирование процессов звукового анализа и синтеза.

Данные задания вам помогут в этом:

– Попросите ребёнка сказать количество слов в предложении: «Папа чинит велосипед.», «Маша пьёт яблочный компот.», «Мама варит суп.» И назвать в предложении первое и последнее слово.

– Попросите ребёнка придумать предложение, состоящее из двух, трёх, четырёх слов.

– Попросите ребёнка придумать предложение с предлогом «на», «в», «с».

– Попросите ребёнка придумать предложение с первым словом «рыжий» и добавлять слова до полноценного предложения. Например: «Рыжий кот», «Рыжий кот залез», «Рыжий кот залез на», «Рыжий кот залез на дерево».

– Попросите ребёнка досказать слог. Например: по-душ-(ка), кар-ти-(на), ка-ли-(на).

– Попросите ребёнка сосчитать слоги в словах. Например: том, ком, кот, кит (1 слог); зима, Даша, лиса, звонок (2 слога); лягушка, игрушка, карета (3 слога).

– Попросите ребёнка назвать первый звук в слове. Например: гласные звуки – арбуз, улитка, иней, облако, енот, юла, яблоко; согласный звук – лето, зуб, дом, кот, поле, рак.

– Попросите ребёнка назвать последний звук в словах.

– Игра «Угадай слово». Предложите ребёнку угадать слово, произнесённое по отдельным звукам. Например (с)-(т)-(о)-(л).

– Игра «Где прячется звук?»Предложите ребёнку определить место звука в слове. Например: «Где находится звук (Т) в слове «трава» – (в начале слова); в слове «сметана» (в середине слова), в слове «закат» (в конце слова).

– Игра «Рассыпушки». Предложите ребёнку собрать слова из букв, которые перемешались. Например: с т у л (стул), з а я ц (заяц), м е л (мел).

Зрительно-пространственные представления.

– Игра «Горячо-холодно». Спрячьте игрушку в комнате и попросите ребёнка её найти, следуя вашим рекомендациям. Например: «Встань лицом к столу и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай три шага вперёд и т.д.

– Предложите ребёнку показать разные части тела: левый глаз, правую руку и т.д., задание можно усложнить: попросите показать правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз. Это поможет ребёнку ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

– На прогулке предложите ребёнку назвать расположение окружающих предметов относительно друг друга. Например: «Велосипед стоит около дерева.», «Дерево растёт справа от дороги.» и т.д.

– «Графический диктант». Такие диктанты очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку на листе в клеточку и готовит руку будущего первоклассника к письму.

– «Найди отличия». Игра на сравнение картинок.

– «Чего не хватает?». В специальных детских журналах можно найти материалы к этой игре. У предметов, изображенных на рисунке, не хватает каких-нибудь деталей, их надо дорисовать.

– «Что изменилось?». Предложите ребёнку запомнить картинки, разложенные перед ним на столе, попросите закрыть глаза и поменяйте картинки местами.  Задайте вопрос: «Что изменилось?».

Развитие мелкой моторики.

Для того, чтобы ребёнок в полной мере овладел навыками письма, необходимо развивать мелкую  моторику пальцев рук. Данные упражнения активизируют определённые зоны коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи дошкольника. Предлагаю использовать следующие упражнения:

– «Пальчиковые игры». Например игра «Перчатки и мышата»

Шустрая мышка 

Перчатку нашла. (Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.)

Гнездо в ней устроив, (Сложить ладони «ковшиком»)

Мышат позвала, (Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев)

Погладила всех (Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать (Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку)

– Предложите ребёнку заштриховать геометрические фигуры или картинки.

– Предложите ребёнку раскрасить картинку.

– Предложите ребёнку собрать из мозаики корабль, машинка, цветок.

– Предложите выполнить аппликацию из бумаги или поделку из природного материала.

– Предложите ребёнку вырезать из бумаги геометрическую фигуру или силуэт животного.

– Предложите ребёнку заняться лепкой из пластилина или глины.

– Предложите ребёнку игры-шнуровки.

– Предложите ребёнку выложить фигуры из счетных палочек.

На сегодняшний день в книжных магазинах представлено огромное количество популярных книг о развитии речи, коррекции недостатков речи. Для того, чтобы помочь заботливым родителям ориентироваться в таком разнообразии, можно рекомендовать книги и пособия, созданные специалистами для занятий с ребёнком дома. Следите за тем, чтобы игры и упражнения должны быть соответствующими возрасту. Когда вы общаетесь с ребёнком, следите за его речью. Говорите с ним неспешно, слова и звуки произносите ясно и четко. При чтении книг, если в тексте встретилось непонятное слово, обязательно объясните его значение ребёнку. Старайтесь не поддаваться детской речи, не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами. Своевременно исправляйте недостатки речи ребёнка, пытаясь указать ошибки и неточности, которые встречаются в его речи, будьте осторожны, никогда не смейтесь над ребёнком, лучше всего тактично исправить слово.

 В заключении необходимо добавить главное: будьте внимательны,  прежде всего к своей речи, старайтесь как можно чаще говорить с ребёнком, проводить время вместе с ним, окружать его грамотной речью и вниманием!

Успехов Вам и Вашим детям!

Литература:

1. Анисимова Т. Б. Подготовка детей к школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2. Большаков С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

4. Зарин А. А., Тулина Л. Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.

5. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.

6. Калягин В. А. Когда ребенок плохо говорит. Советы психолога. – СПб.: КАРО, 2004.

7. Кирьянова Р. А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.

9. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Советы специалистов родителям коротко и доступно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

10. Парамонова Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы. – СПб.: КАРО, 2005.

11. Парамонова Л. Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. – СПб.: СОВА, 2009.

12. Серова Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

13. Узорова О. В., Нефедова Е. А.. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ: Астрель, 2002.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н.Новгород.: ФЛОКС, 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Консультация для родителей о том, как готовить ребенка к школе....

Консультация для родителей «Практические советы родителям будущих первоклассников»

    Консультация для родителей «Практические советы родителям будущих первоклассников»...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)

Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами млад...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. « ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательно-образовательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их полное взаимодей...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. Тема: За руку с семьей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учрежде...