«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»
методическая разработка

Рогозова Татьяна Алексеевна

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности: развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период, наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Каким станет человек в будущем, сможет ли налаживать положительные связи и выстраивать межличностные отношения, будет ли иметь адекватную самооценку, а также как будет относиться к собственным детям и каковы будут его ценности, а главное, сможет ли он жить счастливо, — все это в значительной степени зависит от того, как обращались с ним его родители и какими чувствами одаривали его в детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

«Методические разработки   для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений»

                                «Секреты успешной работы с родителями»

Цель: Формирование педагогической грамотности родителей о развитии позитивных детско-родительских отношений дошкольного возраста.

Задачи: Провести исследование детско - родительских отношений (исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителя, ребенка);

Организовать педагогическое просвещение родителей по формированию позитивных детско-родительских отношений;

Развивать коммуникативные навыки родителей и детей;

Предварительная работа: выявление актуальных вопросов, подготовку информационного материала и использование эффективных форм и методов работы.

      Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности: развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период, наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Каким станет человек в будущем, сможет ли налаживать положительные связи и выстраивать межличностные отношения, будет ли иметь адекватную самооценку, а также как будет относиться к собственным детям и каковы будут его ценности, а главное, сможет ли он жить счастливо, — все это в значительной степени зависит от того, как обращались с ним его родители и какими чувствами одаривали его в детстве.

       Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

       По А.С. Спиваковской  детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами:

- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

- мотивы воспитания и родительства;

- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

      Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики позитивных детско - родительских отношений:

 - удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско-родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.

-достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально -психологической природы.

-сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.

       Задачи воспитания родителями своих детей заключается в:

- уважении уникальности, индивидуальности с самого раннего возраста;

- понимании детей, проникновении в их образ мышления, в умении разбираться в мотивах и значении их поступков;

- выработке конструктивных взаимоотношений с ребенком;

- в нахождении приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

           Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Главными воспитателями своих детей являются родители. Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что человек, став взрослыми, должны и так все уметь.

В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт. Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Таким образом, мы педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах  детско- родительских отношений.

       В настоящее время одной из актуальных проблем является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, с родителями, которое было бы направлено на повышение педагогической культуры родителей, формирование  у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

      Одним из основных факторов, влияющих на успешность взаимодействия с родителями, является хорошая организация, предполагающая большую предварительную работу, которая включает в себя выявление актуальных вопросов, подготовку информационного материала и использование эффективных форм и методов работы.

                        Формы взаимодействия с родителями.  

Информационно- аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения:

- Проведение социологических опросов, анкеты. Они направлены на решение двух основных задач

1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» с точки зрения родителя: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. (Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков).

2.  Исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка: Рисунок «Моя семья», Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е.  Бине). Анализ изучения семей позволит выявить основные проблемы  в данном направлении. (Как правило это педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные (однажды принятые способы мышления и действий, от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком).

- Индивидуальные беседы. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, можно наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

- Копилка «Обмен опытом»: «педагоги для родителей», «родители для педагогов» (Создается с целью взаимообогащения педагогического мастерства).

Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения:

- Семинары-практикумы: «Мир взрослых и детей», «Клубок доверия», «Как прекрасен этот мир».

- Проведение собраний в нетрадиционной форме («Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток – шоу», «Деловая игра» или "Игровой практикум", «Круглый стол» и др).

Они являются эффективной формой приобщения родителей к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру, развивают навыки группового взаимодействия.

     Об  эффективности такой формы работы с родителями свидетельствуют:

- проявление  у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение  дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы  на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение  количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление  взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление  родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

Проектная деятельность: «Осенние фантазии», «Семейные традиции»,

«В мире сказок».  Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность. Основная цель - привлечения родителей к проектной деятельности - сотрудничество, содействие, партнерство с ребенком, так как ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.  

Формы проведения:

  - Совместные досуги, праздники

  - Интерактивные досуговые мероприятия

- Выставки работ родителей и детей

- Дни добрых дел

Эти формы работы позволяют создавать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста, предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания. Совместные работы, задания,  детей с родителями  помогает каждому ребёнку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей, а папам и мамам – ответственность, т.к. не могут подвести своё чадо. Труд под руководством любящих людей способствует развитию личности ребёнка, развитию уверенности в себе, в своих возможностях. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются одним общим делом.

Наглядно- информационные: информационно- просветительские:  ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения:

 - Информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, стенгазета.

 - Видеотека (взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду).

  - Информирование через сайт, блог, группу в контакте. (Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников).

   Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.

    Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

      Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею            

заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению.

Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке

или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства,

звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина. Задача педагога  

научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание,

заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей.

    Важным в настоящее время является реализация принципа открытости

детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. Это предполагает использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности в детском саду (занятия, игровая деятельность).

      Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместной работой, которая не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будет способствовать укреплению позитивных детско-родительских отношений.

         

         

           Список литературы и других используемых источников

1.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2.  М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

2. Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста СПб Речь,2005 г.

2.Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

3.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2012г.

4.Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – 2012. – С. 71 – 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации работы с родителями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

Данная методическая разработка по организации работы с родителями  по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма разработана в силу  актуальности  проблемы обеспечения без...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)

Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами млад...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. « ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательно-образовательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их полное взаимодей...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Методическая разработка для организации работы с родителями Родительское собрание в детском саду на тему: «Пожарные команды»

Методическая разработка для организации работы с родителями   Родительское собрание в детском саду на тему: ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. Тема: За руку с семьей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учрежде...