Речевое и познавательное развитие
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лисина Валентина Николаевна

Цель: Формировать навыки подробного пересказа текста

Образовательные задачи:

  1. Познакомить с новым произведением Е. Пермяка "Первая рыбка" .

  2. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; в понимании значений глаголов с приставками).

Развивающие задачи:

Развитие связной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная

Предварительная работа: Показ презентации « Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: вырезанные шаблоны рыб, клей, салфетки, «чешуя».

 Ход занятия:

 Организационный момент: Речевая разминка.

Чистоговорка: «У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, девочки, мальчики).

  1. Введение в тему. Беседа:

 - Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Кто такие мальки? (рыбкины детки)

- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

- Как называется суп из рыбы? (уха)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Пальчикова игра: «Рыбка» 

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, 
Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, 
Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула, 
Быстро-быстро уплыла.

Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши.

Ладони поочередно сжимаются в кулак.
 

Плавное движение каждой ладонью.

Хватательные движения “щепоткой”.


Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.

  1. Речевые игры: 

Игра: «Чей плавник? Чья голова? Чьё туловище?» (упражнять в образовании притяжательных прилагательных)

Сом – сомовий плавник, сомовья голова, сомовье туловище;

Акула – … Лещь - … , Ёрш - …,

Щука – … Окунь - … . Налим - ….

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).

Физминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре - (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин.(Идут по кругу,сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.

 5.Чтение рассказа: «Первая рыбка» Е. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Беседа по содержанию рассказа:

- О ком говорится в этом рассказе?

- В какой семье жил Юра?

- Куда отправилась Юрина семья?

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Что сварили из рыбы?

- Почему все стали хвалить уху?

- Чему радовался Юра?

Воспитатель повторно читает рассказ. а дети подсказывают слова (выделенные)

  1. Пересказ рассказа детьми. (5-6 детей)

Воспитатель оценивает детей Можно предложить детям оценить работу других детей, напомнив, что следует быть справедливым и честным

Упражнение на коррекцию зрения:

Глазки вправо, глазки влево.

И по кругу поведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко отдохнём.

Посмотри на кончик носа

И на лоб свой посмотри.

Вправо – влево ты на руки,

Вниз на ноги посмотри.

Молодцы!

  1. Рефлексия (музыка)

Детям предлагается пройти к столам, на которых лежат вырезанные шаблоны рыб и выполнить аппликацию - наклеить рыбам «чешую». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития.

Данная статья поможет Вам соптимизировать   имеющееся содержание коррекционной работы, которое   было бы ориентировано одновременно на коррекцию психических процессов и преодоление реч...

Конспект комплексной НОД по речевому и познавательному развитию в логопедической группе

Цель: выявить знания детей о сезонных изменениях в природе ранней          весной, последовательности весенних месяцев, перелётных и ...

Перспективное планирование в первой группе раннего возраста Речевое и познавательное развитие (Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи)

Перспективное планирование в первой группе раннего возраста Речевое и позновательное развитие (Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи)...

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ Тема: В поисках сокровищ

Конспект НОД на развитие мелкой моторики по речевому и позновательному развитию в подготовительной группе...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...