Оптимизация содержания обучения детей с ОНР как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

 

Данная статья поможет Вам соптимизировать   имеющееся содержание коррекционной работы, которое   было бы ориентировано одновременно на коррекцию психических процессов и преодоление речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация содержания обучения детей с ОНР  как условие успешной коррекции их речевого и познавательного развития.

        В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Практика последних лет показывает, что у детей данной категории общее недоразвитие речи часто сопровождается сопутствующими нарушениями в познавательной сфере. У детей отмечается недостаточность развития различных видов восприятия: слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительной сферы проявляются, в основном, в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. Дети затрудняются  в дифференциации пространственных понятий, допускают ошибки при обозначении местонахождения предмета. Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, однако заметно снижен объем слуховой памяти и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Ребята с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением. У детей данной категории отмечается  неполноценность и низкий уровень практических обобщений, что  требует более длительного времени на их усвоение.

        Таким образом, наличие сопутствующих общему недоразвитию речи отклонений требует особым образом организованной коррекционной работы.

Практика предлагает нам достаточно интересные подходы к коррекции познавательной сферы. Мы широко используем предлагаемое содержание обучения, потому что оно стимулирует развитие психических процессов. Вместе с тем, оно не всегда учитывает особенности речевого развития детей.

        В результате разрешения данного противоречия возникла идея оптимизации имеющегося содержания коррекционной работы, которое   было бы ориентировано одновременно на коррекцию психических процессов и преодоление речевых нарушений.

        Для реализации данной идеи нами был разработан практический материал.

        Традиционно в игре «Четвертый лишний», как правило, требуется только выделить «лишний» объект из ряда и объяснить свой выбор.

Учитывая комплекс проблем детей с ОНР, мы через упражнение «Четвертый лишний» решаем ещё ряд важных  задач:

  • развиваем у детей зрительное восприятие, мыслительные операции, объяснительную речь, умение составлять фразы со сложноподчиненной, сложносочинённой связью  и сравнительный описательный рассказ об объектах;
  • упражняем детей в согласовании существительных с прилагательными по родам и числам,  отрабатываем разные предложные конструкции.

        Так, в целях коррекции зрительного восприятия детей с ОНР мы в данной игре используем контурные или силуэтные изображения объектов, что позволяет детям поупражняться в  их узнавании. Для развития мыслительных операций мы подбираем  такие объекты для игры, чтобы дети имели возможность поупражняться в выделении лишнего по разным признакам.

Для чего, по теме «Фрукты» предлагаем следующий набор объектов:

лимон, 2 сливы, банан, яблоко.

Выделение лишнего предмета производится следующим образом:

  • по форме  («В ряду лишнее яблоко, потому что оно по форме круглое, а все остальные фрукты по форме овальные»);
  • по количеству объектов («В ряду лишние сливы, потому что их по количеству  две, а остальных фруктов по одному»);
  • по размеру («В ряду лишние сливы, потому что они по размеру маленькие, а остальные фрукты по размеру большие»);
  • по вкусу («В ряду лишний лимон, потому что он на вкус кислый, а остальные фрукты на вкус  сладкие»);
  • на ощупь («В ряду лишний лимон, потому что он на ощупь шероховатый, а все остальные фрукты  на ощупь гладкие»).

        Как видно, при объяснении  своего выбора дети  также упражнялись  и в умении составлять фразы со сложноподчиненной и сложносочинённой связью, что способствует развитию  объяснительной речи.

        Кроме того, предлагаемый нами  набор объектов позволяет  поупражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, в усвоении категории рода и числа. И что для нас очень важно, дети при описании данного набора фруктов в итоге составляют небольшой описательный сравнительный рассказ, например о сливе: В ряду лишние сливы, потому что их по количеству  две, а остальных фруктов по одному. По размеру они маленькие, а остальные фрукты большие. И т.д.

        В этой игре мы даём детям ещё и дополнительные задания. Спрашиваем, где находится «лишний» объект по отношению к другим (перед бананом, между лимоном и бананом и т. д.), тем самым, закрепляя предложные конструкции.

        Организованная таким образом работа по игре «Четвёртый лишний» дала положительные результаты, и мы продумали различные варианты  набора объектов для этой игры по другим лексическим темам.

Например, по теме  «Овощи» детям даются:

 редис, репа, помидор, свёкла

Выделение лишнего предмета производится  по следующим признакам:

  • по размеру объекта («В ряду лишний редис, потому что он  по размеру маленький, а остальные овощи по размеру большие»);
  • по месту произрастания («В ряду лишний помидор, потому что он растет на кустике, а остальные овощи  растут  в земле»);
  • по способу сбора («В ряду лишний помидор, потому что его срывают, а остальные овощи выдёргивают).

капуста, лук, 2 горошины, огурец

Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:  

  • по форме («В ряду лишний огурец, потому что он по форме овальный, а все остальные по форме круглые»);
  • по цвету («В ряду лишний лук, потому что он по цвету коричневый, а все остальные овощи по цвету зеленые»);
  • по размеру объекта («В ряду лишние горошины, потому что они по размеру  маленькие, а остальные овощи по размеру большие»);
  • по наличию или отсутствию отдельных частей («В ряду лишний огурец, потому что внутри него есть семечки, а у остальных овощей семечек нет»);
  • по количеству объектов («В ряду лишние горошины, потому что их две, а остальных овощей по одному»);
  • по вкусу («В ряду лишний лук, потому что он на вкус горький, а все остальные овощи на вкус сладкие»).

По  теме  «Дикие животные» предлагается следующий набор:

лось, еж, заяц, лиса

Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:  

  • по наличию или отсутствию отдельных частей («В ряду лишний лось, потому что у него на ногах копыта, а у остальных зверей - когти»; «В ряду лишний еж, потому что его тело покрыто колючками, а тело остальных зверей покрыто шерстью»);
  •  по размеру отдельных частей («В ряду лишний заяц, потому что у него  уши по размеру длинные, а у остальных зверей уши по размеру короткие»; «В ряду лишняя  лиса, потому что у нее по размеру хвост длинный, а у остальных зверей хвост по размеру короткий»);
  •   по способу приспособления к сезонным изменениям («В ряду лишний еж, потому что он осенью впадает в спячку, а остальные животные не впадают в спячку»);

По теме  «Посуда» предлагается следующий набор:

стакан, сковорода, кастрюля, ковш.

Производится выделение лишнего предмета по следующим признакам:

  • по материалу («В ряду лишний стакан, потому что он сделан из стекла, а остальные предметы посуды сделаны из железа);
  • по наличию и отсутствию частей («В ряду лишний стакан, потому что у него нет  ручки, а у  остальной посуды есть ручки»);
  • по размеру частей («В ряду лишняя сковородка, потому что у нее низкие стенки, а у остальной посуды высокие стенки»);
  • по назначению («В ряду лишний стакан, потому что это столовая посуда, а вся остальная - кухонная);
  • по цвету («В ряду лишний стакан, потому что он бесцветный, а остальная посуда цветная).

        Такой же обработке мы подвергли упражнение «Чего не стало?», основной задачей которого, как правило, является развитие зрительного внимания и памяти. Мы увидели широкие возможности данного упражнения для отработки с детьми отдельных грамматических категорий, закрепления навыков количественного счёта и реализуем  ещё такие задачи:

  • упражняем в употреблении существительных в форме родительного падежа  единственного и множественного числа;
  • упражняем в согласовании существительных с  числительными в роде и числе;
  • упражняем в  количественном  счете.

Так, по теме «Фрукты» даётся 5 картинок с изображением на них нескольких однородных объектов:

2 лимона, 1 яблоко, 4 сливы, 3 банан, 5 груш.

После того, как дети посчитают фрукты на каждой картинке, взрослый убирает одну, а дети рассказывают, чего не стало (одного яблока,  четырех слив, пяти груш, двух лимонов и т. д.).

                В этой игре мы  также даём  детям дополнительные задания  на развитие пространственного восприятия, на понимание и употребление предлогов.

Так, после определения недостающих фруктов, дети вспоминают их местонахождение («Сливы находились перед бананами; яблоко было между лимонами и сливами …»).

Как видно, оптимизация содержания игры «Четвертый лишний»  и упражнения «Чего не стало?» позволяет нам решить многочисленные задачи коррекции речи и развития, что подтверждает важность соблюдения этого условия  в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и сопутствующие им отклонения.

Учитель-дефектолог Хасанова И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального логоритмического занятия "Взаимосвязь музыки, речи и движений в коррекции нарушений речевого и психомоторного развития детей Старшего возраста с ОНР"

Коррекция нарушений речи средствами музыки через речевые и музыкально-двигательные упражнения и игры.Использование технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, танцевальных.Показан ...

Семинар-практикум для воспитателей "Кинезиологическая коррекция в речевом и умственном развитии детей"

Кинезиологическая коррекция - это гимнастика для мозга, с помощью которой синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность и т.д....

Конспект интегрированной НОД по речевому и познавательному развитию (обучение грамоте и ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Путешествие за тридевять земель»

НОД  по речевому и познавательному развитию  (обучение грамоте и ФЭМП)  в подготовительной группе  на тему: «Путешествие за тридевять земель» проводитсяв  ка...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Методы и приемы оптимизации школьного обучения детей с ММД и СДВГ

В статье широко раскрываются и рассматриваются способы повышения успешности школьного обучения гиперактивного ребенка....