Включение семьи в образовательное пространство как условие успешности коррекции речевых нарушений.
статья по коррекционной педагогике

Котюрова Юлия Андреевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_konfe.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Включение семьи в образовательное  пространство  как условие успешности коррекции речевых нарушений.

   На сегодняшний день, в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, при этом большая часть детей имеют тяжелые нарушения речи, кроме этого, не у каждого ребенка, имеющего речевые нарушения, есть возможность получать необходимую коррекцию в специализированных группах. В нашем детском саду дети, имеющие диагноз ОНР, и посещающие общеобразовательные группы, так же, как,  и дети, посещающие группы компенсирующей направленности получают коррекцию (раз в неделю логопеды проводят с ними бесплатные коррекционные занятия, приглашают родителей на консультации и открытые индивидуальные занятия с ребенком).

   Всем известно, что успех коррекционно-оздоровительной работы в логопедических группах во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семей воспитанников. Сегодня семья рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности и к собственному месту в этой деятельности.

 Поэтому очень важно взаимодействовать с семьей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости.

   Работая с семьями воспитанников, мы столкнулись с некоторыми проблемами, например, из-за короткого срока пребывания детей в данных группах (всего 2-3 г), сложно раскрыть потенциальные возможности семей. Кроме этого, существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей и психолого-педагогической неподготовленностью родителей к их удовлетворению. То есть, родители не достаточно осознают степень значимости своего участия в коррекционно-развивающем процессе, не понимают реальных причин развития нарушений или, в силу ряда причин, не в состоянии оказывать действенную помощь ребенку в развитии и коррекции речи.

   Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых  направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с речевыми нарушениями. Для этого должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей со всеми специалистами ДОУ.

   Исходя из всего вышесказанного, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель: активизация эмоционального, воспитательного, реабилитационного потенциала семьи и включение ее как полноправного партнера в единый, совместный со специалистами и педагогами процесс воспитания и развития ребенка, создание на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:

  • Оказать профессиональной педагогической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с речевыми нарушениями.
  • Установить партнерские отношения и укрепить взаимосвязь между родителями и специалистами образовательного учреждения.
  • Создать условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка
  • Формировать инструментальную компетентность (умений и навыков) в вопросах поддержания коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях

 Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке, где главным условием взаимодействия педагогов и родителей является доброе и внимательное отношение к детям.

Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная и современная форма организации общения педагогов и родителей. Поэтому мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме, как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества, при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы с родителями, а только дополняя их. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Поэтому перед нашим дошкольным образовательным учреждением встала задача разработки и внедрения в практику эффективной модели взаимодействия с родителями, в рамках которой семья выступает в роли «активного» партнера, участвующего в процессе воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства.

Представление опыта работы по взаимодействию  с семьями детей групп компенсирующей направленности хотелось бы начать с яркого и запоминающегося «Фестиваля семейных талантов», организованного с целью раскрытия потенциальных возможностей и интересов семей, а так же более близкого знакомства между собой семей воспитанников. Перед родителями стояла задача в творческой форме представить свою семью. Фестиваль проходил в несколько этапов, на которых семьи выполняли различные задания, например, придумывали названия и девиз своей команды, родители готовили творческие или музыкальные номера, придумывали игры, проводили мастер классы и т.д. на заключительном, очном этапе, семьи представляли свои команды  на праздничном концерте, играли, танцевали, делились впечатлениями.

Осознав, что каждый ребенок значим для педагогов группы, получив положительный отклик от родителей, учитель-логопед Мальцева Анна Валерьевна, реализовала совместный с детьми и родителями  визуализированный проект «Мастерская букв», целью которого было формирование и закрепление графического образа буквы у детей. Семьи изготавливали  определенную букву (объемную или плоскостную) из любого материала, подбирали картинки с последующим представлением буквы. Таким образом, был изготовлен почти весь алфавит. Дети и родители увлеченно изготавливали букву, с восхищением рассказывали о ней, с нетерпением ждали следующей буквы. Так же анной Валерьевной был проведен совместный  мастер-класс «Веселый язычок», где дети, под руководством логопеда научили родителей артикуляционным упражнениям, пальчиковым играм и играм на развитие правильной воздушной струи.

На протяжении нескольких лет наш детский сад работает с игровым набором «Дары Фребеля», который мы часто используем для преодоления речевых недостатков у детей в игровой форме. При знакомстве родителей с данным развивающим набором, двумя группами компенсирующей направленности была проведена игра-путешествие «Увлекательное путешествие в страну Даров Фребеля», где дети и родители обеих групп объединились и свободно двигались по всему этажу, посещая различные комнаты и выполняя игровые задания с использованием набора.  Так же Дары Фребеля были задействованы при проведении математического квеста «Таинственный остров Даров Фребеля». Игры были проведены в непринужденной форме, родители полностью погрузились в сюжет и были увлечены не меньше детей.

Новое название мероприятия, как пугает родителей, так и вызывает бурный интерес. В прошлом учебном году воспитатели, совместно со специалистами ДОУ, провели клубный час, на котором, в течении часа, дети со своими родителям посещали секции по любым интересам.

Наиболее открытая и любимая для родителей область – Художественно-эстетическое развитие (где сразу виден продукт и результат деятельности ребенка). В этом направлении воспитателем Ляшевской Еленой Васильевной, был проведена выставка «Ах, Вернисаж», целью которого было объединение ребенка и родителя для создания совместной картины.

В прошлом учебном году музыкальным руководителем, с большим успехом, был проведен музыкальный фестиваль «Родители – детям», который вызвал большой восторг у детей. Мероприятие отличилось тем, что музыкальные номера готовились не совместно с детьми, а, непосредственно, родителями для детей. Учитывая, что многие родители испытывают страх перед выступлением, музыкальный руководитель проделала большую подготовительную работу с родителями, а именно, постепенно активизировала родителей на утренниках,  проводила театры-экспромпты  и другое. Родители раскрепостились и стали проявлять собственную активность. Так, по инициативе родителей, был проведен праздник «Масленица», родители самостоятельно составили сценарий и провели праздник, перевоплотившись в различных сказочных героев.

Инструктор по физическому воспитанию организовала массовое участие семей воспитанников нашего детского сада в нескольких неординарных спортивных мероприятиях городского уровня, таких как «Легенды гипербореи – участие в забеге скандинавской ходьбы», «Лыжня России», «Лыжный фестиваль», «Фестиваль зимнего бега», «Триатлон». Родители не просто приводили своих детей, они также вставали на лыжи, брали палки, садились на велосипеды или бежали рядом.

Кроме  этого, наши семьи активно участвуют в конкурсах разного уровня. В 2017 году семьям воспитанников старшей (вновь сформированной группы) было предложено поучаствовать в городской игре-путешествии  музейный марафон, большая часть категорично отказывалась, другие испытывали недоверие и страх, то есть родителей приходилось уговаривать. Семьи воспитанников-участников продуктивно трудились, получали колоссальную поддержку со стороны педагогов и других семей,  и в итоге наша команда победила. В 2018 году родители других семей, этой же группы заявили о желании участвовать в конкурсе, сплотились все, задания по марафону помогали выполнять даже те, кто не был участником, и как результат, наша команда снова победила, дети имели возможность второй раз посетить остров «Кижи».

Проведенные мероприятия вызывали огромный восторг и одобрение, способствовали раскрытию творчества, активности семей и  успешности коррекционно-развивающей работы.  86% детей поступили в общеобразовательные классы школ города.

 В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, раскрылся потенциал семей, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности других детей, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Участие родителей вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, повышает самооценку.

Вовлечение  семей, имеющих детей с нарушениями  речевого развития, в коррекционно-образовательный процесс должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе группы, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.

Воспитанники этой группы уже выпустились, но семьи не теряют связь с детским садом. Так, по инициативе самих родителей этой группы в 2019 г был проведен «Вечер встречи выпускников», который прошел в виде интеллектуальной игры «Умники и Умницы». Явка составила почти 80 % семей, причем были и мамы и папы из одной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

Рекомендация родителям «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений»

Рекомендация родителям «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений»...

Мой успешный проект "Влияние логоритмических упражнений на коррекцию речевых нарушений в процессе театрализованной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования"

В последние годы работы, мы отмечаем тенденцию роста детей с особыми образовательными потребностями. Речевые нарушения которых носят тяжелый характер.  У детей с ТНР и  нормой речевого разви...

Консультация для родителей: "Создание условий для коррекции речевых нарушений у детей через игровую деятельность дома"

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...