ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»
проект на тему

Лашина Ольга Сергеевна

   В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового качества.В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. 

Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе одно из самых новых направлений в отечественной дошкольной педагогике, это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети,  и педагоги, и родители.    Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx89.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

ИННОВАЦИОННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«Использование информационно-коммуникационных технологий

и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции

речевых нарушений»

                                Разработала: учитель-логопед

                                                        первой квалификационной категории

                        Лашина О.С.

Содержание

Паспорт инновационного проекта……………………………………………………… 3

  1. Литературный обзор состояния вопроса………………………………………….... 4
  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………...… 5
  1. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся

базой для формирования педагогического опыта…………………….……………..  7

  1. Педагогический опыт………………………………………………………………… 10
  1. Описание основных методов и методик, используемых
    в представляемом педагогическом опыте…………………………………..... 10
  2. Актуальность педагогического опыта………………………………………... 13
  3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………………. 14
  4. План реализации проекта…………………………………………….……….. 16
  5. Ожидаемые результаты проекта……………………………………...………. 22
  6. Новизна представляемого педагогического опыта………………………….. 23

4.Результаты работы …………………………………………………………………….  24

Заключение……………………………………………………………………………….. 25

Список использованной литературы

Паспорт инновационного проекта

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Срок выполнения: долгосрочный (сентября 2013г. по май 2015г.)

Участники проекта: дети с речевыми нарушениями, педагоги, родители.

Форма проведения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Возраст: 5 – 7 лет.

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

В современных   условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят  задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность любой деятельности.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).        Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (ОНР) (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс  подготовке к обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями , предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А, поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ.

Приоритетная задача применения  ИКТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Проанализировав, приведенные выше точки зрения, я прихожу к выводу, о том, что оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами обучения детей с речевой патологией,  определяют эффективность использования  новейших информационных технологий  в коррекционной работе. 

1.1. Основные понятия, термины в описании

педагогического опыта

Основными терминами в описании опыта являются:

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизация обучения — это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера.

Интернет-технологии – это коммуникационные, информационные и иные технологии и сервисы, основываясь на которые осуществляется деятельность в Интернете или с помощью него.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)-   учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексикиграмматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Обучение — процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.

Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.

Коррекция нарушений речи — это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.

Адаптация — приспособление ребенка с патологией к условиям общества.

       Профилактика речевых нарушений — совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В нашем дошкольном учреждении 10 групп, 4 из них –группы комбинированной направленности (1 подготовительная, 3 старших) .  В данных группах осуществляется совместное образование здоровых детей  и детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном с речевыми нарушениями, в соответствии с образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и  ФГОС, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.  Дети имеют следующие заключения:

 Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – 9 человек

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – 5 человек

Общее недоразвитие речи (ОНР III): 1 год обучения – 7 человек, 2 год обучения – 4 человека

Заикание – 1 человек

Нарушение умственного развития – 1 человек

Рис. 1 Контингент воспитанников, занимающихся с учителем-логопедом

В последние годы увеличивается количество детей, имеющих отклонения в развитии речи. Эти отклонения  могут быть как на уровне недоразвития отдельных компонентов речи, так и иметь форму системного нарушения. У детей наблюдается общее недоразвитие речи, которое может иметь различный механизм и, соответственно, различную структуру дефекта. Небольшой процент занимают дети, имеющие развитие выше или ниже средней нормы психического развития, имеющие выраженные дефекты умственного и психического развития.

Даже небольшие расстройства речи могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка. Плохо говорящие дети часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что делает их неуверенными в себе, застенчивыми, нерешительными, и в дальнейшем это способно привести к возникновению больших комплексов, что мешает преодолению дефекта, и развитию неуверенности в себе и собственных силах. Ребенок может начать избегать общения, что влияет на процесс социализации личности в целом.

Дети с заключением ФФНР  имеют расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей сохранны. Структура дефекта характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями. Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Фонематические нарушения сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.).

Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, отмечается нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи находиться в пределах нормы.

Наряду с нарушениями вербального характера, у таких детей отмечается неустойчивость произвольного внимания,   переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д.

У детей с ОНР III уровня отмечается развернутая речь, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным.

Словарь детей отстает от возрастной нормы. Дети плохо   различают форму предметов: не могут найти овальные, квадратные, треугольные предметы.

В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий.

Наиболее типичными нарушениями звукопроизношения является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков. Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена.

Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Важно отметить, что у всех детей отмечается пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Имеются специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения.

У детей дошкольного  возраста с психофизическими нарушениями наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. У этих детей предметная деятельность не формируется своевременно. С трудом формируются другие виды детской деятельности – игра, рисование, навыки самообслуживания. Многие дети с психофизическими нарушениями начинают говорить только после трех лет, речь у них часто не может осуществлять функцию общения. У таких детей затруднена адаптация в условиях группы.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1. Описание основных методов и методик, используемых
в представляемом педагогическом опыте

Цель проекта:  – обосновать эффективность применения информационно-коммуникационных технологий  и интернет-технологий  в процессе коррекции речевого развития дошкольников 5-7 лет.

Объектом являются информационно-коммуникативные технологии и интернет-технологии в ДОУ.

Предметом – процесс использования ИКТ и интернет-технологий в коррекционно-образовательной работе по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие -задачи:

  • Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий в процессе коррекции речевого развития.
  • Изучать сферы и формы использования информационно-коммуникационных технологий  и интернет –технологий в обучении дошкольников.
  • Создать медиатеку ЭОР для работы учителя-логопеда.
  • Разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи;
  • Внедрять ИКТ в совместную деятельность учителя –логопеда и детей в процессе развития и коррекции речи;
  • Развивать активность и инициативность детей.
  • Использовать информационно-коммуникационных технологий  и интернет-технологии во всех формах деятельности учителя-логопеда

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора:

Методы – информатизация процесса обучения; создание условий эффективного использования ИКТ в различных формах деятельности.

Формы – индивидуальные, фронтальные и групповые  логопедические занятия с применением ИКТ и интернет – технологий, родительские собрания, выступления на педагогических советах.

Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:

• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.

• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

• Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы ;

• Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

• Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности ;

• Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

• Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Средства – компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет, библиотека электронных наглядных пособий,

Обоснование выбора:

           Применение информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий способно внести следующие изменения в коррекционный процесс процесс:

  • повысить эффективность коррекционного процесса за счет внесения разнообразия на различных этапахзанятия;
  •  Усиливает наглядность, что в итоге приводит к наилучшему усвоению полученной информации;
  • Способствует качественной отработке и закреплению полученных навыков и умений;
  • Повышает интерес и, соответственно, мотивацию детей. Благодаря мультимедийности (сочетания информации, звука, цвета, анимации, ссылок) коррекционный процесс приобретает  новый качественный уровень и отвечает требованиям современных образовательных стандартов.

       Мультимедийные презентации, компьютерные игры, видеофильмы могут применяться при подаче нового материала.

3.2 Актуальность педагогического опыта

В современных   условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят  задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. 

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 ФЗ, дошкольное образование является уровнем общего образования, что определяет введение ФГОС ДО, в соответствии с Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г.№1155.

   В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового качества.

В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Они не заменяют традиционные формы и средства коррекции речевого развития, но успешно их дополняют или можно сказать восполняют.

Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС.   Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.

Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.

Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе одно из самых новых направлений в отечественной дошкольной педагогике, это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети,  и педагоги, и родители.      

  Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом развитии личности.

  Контингент дошкольников, зачисленные на логопункт, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является - мотивация. Часто в практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения ребенка, а все равно ребенок не включается в занятие. И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере .

 Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В связи с этим, я обозначила тему инновационного проекта: «Эффективное использование ИКТ и интернет-технологий в работе учителя-логопеда».

В настоящее время именно компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Таким образом, проблему изучения и  использования информационных компьютерных технологий  в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать  информационно-коммуникационные технологии и интернет - технологии  в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. 

Необходимо отметить, что в последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество компьютерных программ, которые могут с успехом использоваться в учебной и коррекционной деятельности, а также для психологической поддержки дошкольников с речевыми нарушениями.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

При использовании ИКТ педагог не должен забывать основополагающие дидактические принципы обучения:

  1. системности и последовательности - постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребёнка. ;
  2. доступности;
  3. дифференцированного подхода;
  4. научности;
  5. наглядности, разнообразия методов;
  6. связи теории с практикой;
  7. сознательности и активности в обучении;
  8. учет особенности индивидуального развития детей;
  9. принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития)
  10. объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
  11. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

При работе с ИКТ включаются у дошкольников зрительный, слуховой, тактильные анализаторы. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. Формируются устойчивые визуально – кинестетические и визуально – аудиальные условно – рефлекторные связи ЦНС. На их основе формируются правильные речевые навыки.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке занятия, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыком; на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

        В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

3.4 План реализации проекта

Разработка и реализация проекта осуществлялась по этапам с определением содержания работы:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический) этап;

2 этап - основной (практический) этап;

3 этап -  заключительный (контрольно-диагностический) этап. 

Эта методическая разработка представляет собой серию мероприятий, направленных на создание системы работы по формированию правильного звукопроизношения у детей, на взаимодействие в процессе работы с воспитателями, родителями и специалистами.

Система мероприятий

Задачи

Способы

реализации

Сроки

I этап – подготовительный (информационно-аналитический)

  1. Изучение и подборка  специальной литературы по данной теме;
  2. Диагностика речевого развития детей;
  3. Анкетирование родителей по проблеме звукопроизносительной стороны речи у детей  с ОНР, ФФНР, ФНР;
  4. Анкетирование педагогов по вопросам использования ИКТ и интернет -технологий в работе;
  5. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах компьютерной грамотности, знаний ИКТ и в выполнении домашних заданий по звукопроизношению;

2.Выяснить уровень компетентности в вопросах компьютерной грамотности и знаний ИКТ и интернет-технологий6+// у педагогов, работающих в группах с детьми с речевыми нарушениями;

3. Продолжать комплектацию методических материалов;

4. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах формирования звукопроизносительной стороны речи у детей.

  • Родительские собрания с электронными презентациями;
  • Индивидуальные консультации, обсуждение результатов, полученных в ходе обследовании;
  • Подбор материалов для создания презентаций на изучаемые звуки;
  • Создана серия презентаций «Артикуляционная гимнастика»;
  • Установление единых требований логопеда и родителей к выполнению ребенком домашних заданий с подкреплением видеоматериала.

(сентябрь –декабрь 2012)

II этап - основной (практический)

Работа с детьми.

  1. Активизация познавательной и речевой деятельности детей;
  2. Формирование звукопроизносительной стороны речи детей;
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  4. Развития высших психических функций
  5. Воспитание положительного эмоционального настроя, ситуации успеха.
  6. Формировать у детей начальные навыки работы на компьютере.
  7. Формировать и развивать у детей речевые и языковые средства: просодику речи, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связную речь.
  8. Развитие артикуляционной моторики.
  9. Развитие дыхания

  • Проведение фронтальных и индивидуальных занятий с использованием ИКТ.
  • («Сказка о Веселом Язычке», «Поможем Маше», «Игры со смешариками», «Путешествие по сказкам с Винни-Пухом», «Транспорт», «Баба-Яга учиться читать»
  • Использование музыкальных физминуток на фронтальных и индивидуальных занятиях.
  • Использование «Логопедических улиток» на этапе постановки и автоматизации звуков.

  • Разработка и применение презентаций на изучаемые звуки в коррекции произносительной стороны речи у детей с нарушением речи.

«Индивидуальное занятие по автоматизации звука С»

- Использование компьютерных программ: «Веселые игры для развития речи и слуха», «Маленькие искатели», «Домашний логопед», «БОС», интерактивные онлайн-игры

  • Самомассаж языка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Психогимнастика.
  • Кинезиологические упражнения
  • Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т.д.)
  • Массаж пальцев рук
  • Автоматизация изолированных звуков в компьютерных играх.
  • Игры на развитие слухового внимания.
  • Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и т.д. с использованием CD, DVD проигрывателей.
  • Дифференциация звуков с использованием ИКТ.
  • .Игры с мячом на дифференциацию звуков.

1-3 год обучения

 2 блок – работа с родителями

  1. Повышение педагогической культуры родителей

2 «Компьютерные логопедический игры»

  1. Выявление запросы родителей по организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
  2. Обогащение родительского опыта по использованию интернет-источников  
  3. -Демонстрация материалов, компьютерных игр

Анкетирование, индивидуальные консультации

Родительское собрание с использованием ИКТ: «Причины речевых нарушений», «Подготовка детей к обучению грамоте, чтению» «Артикуляционные упражнения».

 Информационный и методический материал: «Готов ли ваш ребенок к школе», «Игры на развитие речевого дыхания», «Пальчиковые игры», «Компьютерные игры, все «за» и «против»

Родительский всеобуч

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми».

«День открытых дверей»

1-3 год обучения

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

  • Выступление-презентация «Коррекционная работа в условиях реализации ФГОС ДО».
  • Семинар «ИКТ в воспитании
  • и обучении дошкольников»
  • Педагогический всеобуч
  • «Компьютерная компетенция  педагогов ДОУ»
  • Семинар для воспитателей.
  • «ИКТ в воспитании и обучении дошкольников».
  • Индивидуальные консультации по вопросам использования компьютера в работе.
  • Консультация для воспитателей «О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»
  • Показ индивидуального занятия по дифференциации [р-л] с использованием ИКТ.
  • Мастер-класс «Веселые пальчики»
  • Доклады;
  • презентации

1-3 год обучения

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

  1. контрольно-диагностическое обследование детей с целью выявления уровня речевого развития, сравнительный анализ полученных результатов
  2. Презентация проекта для педагогов ДОУ, открытый показ занятия с использованием ИКТ для педагогов ДОУ, учителей школ,  на родительском собрании

Диагностика речевого развития.

Семинары,

-публикации,

- взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.

-работа с другими образовательными учреждениями

Анкетирование для родителей  «Эффективность коррекционно-развивающей работы логопеда»

В конце каждого учебного года

3.5 Ожидаемые результаты проекта.

1) Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию звукопроизносительной стороны речи  при использовании информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий. Повышение у детей интереса к занятиям по коррекции звукопроизносительной стороны речи.

2) Разработка системы работы над звукопроизносительной стороной речи посредством презентаций с использованием информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий. (Разработка серии презентаций «Артикуляционная гимнастика» (для постановки звуков). Разработка и внедрение в практику презентаций на автоматизацию, дифференциацию звуков.

3) Повышение педагогической и компьютерной грамотности родителей; повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

4) Создание банка электронных ресурсов для работы с детьми.

5) Использование  наглядного, раздаточного материала, картотек.

  1.  Применение обучающих программ, видеофильмов, фонотеки.
  2. Применение готовых электронных ресурсов для оформления стендовой информации.
  3. Разработка буклетов, памяток разной тематики для родителей.
  4. Использование в организации работы с родителями информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий (собрания, практикумы, КВН)
  5. Обеспечение  открытости работы детского сада для родителей, через сайт ДОУ, электронную почту.
  6. Показ открытых фронтального и индивидуального занятий с использованием ИКТ для педагогов детских садов и учителей школ и на родительском собрании.
  7.  Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.  Участие родителей в коррекционно - образовательном процессе по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников.  Повышение педагогической культуры родителей и компьютерной грамотности.

13) Обобщение и распространение педагогического опыта среди педагогов города, района, области.

14)Расширение возможностей в участии в различных профессиональных конкурсах, вебинарах.

  1. Создание и ведение собственного мини-сайта и сайта ДОУ.

3.6 Новизна представляемого

педагогического опыта

Можно с сожалением констатировать факт, что на сегодняшний день   Россия  поиспользованию информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества находиться не на лидирующих позициях.

 В соответствии со статистикой по готовности к электронному развитию наша страна занимает нижние позиции в рейтинге среди развитых промышленных стран. Практика показала, что и образование не является здесь исключением.

Информатизация системы образования является относительно новым требованием современного общества. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием.

Новизна данного опыта в том, что процесс коррекции речи  принимает практическую направленность, обретает творческий характер, отличается интенсивностью, вовлечением в процесс обучения всех органов чувств.

Проект является одним из современных педагогических разработок, отвечающим современным требованиям и времени, новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов и является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей.

 В ходе реализации проекта осуществлялось взаимодействие между детьми, педагогами и родителями.

На своих  занятиях учитель-логопед эффективно применяя  ИКТ и интернет-технологии, управляет познавательной деятельностью детей , т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;  мотивирует познавательную деятельность дошкольника за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к логопедической работе; создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализует в системе гуманных учебных взаимоотношений.

4. Результаты работы

Заключение

Компьютеризация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого создания и внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо создавать и использовать новые информационно-коммуникационные технологии   в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий. В дошкольном учреждении использование ИКТ и интернет-технологий позволило модернизировать коррекционно-образовательный процесс, создать свою систему работы по использованию ИКТ,  повысить эффективность коррекции речевых нарушений. Педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей, позволяют мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Родители, отмечая интерес детей к логопедическим занятиям, стали уважительнее относиться к педагогам, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в проектах.

Но, как и у всех в моей работе тоже есть проблемы. Недостаточна материально-техническая  база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был  персональный компьютер,  в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д. Не у всех родителей есть возможность приобрести компьютер;  не все родители умеют пользоваться компьютером, DVD и прочей техникой;

Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой смотрим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:

  • участие  в вебинарах  и интернет – конференциях;
  • дальнейшее повышение собственной  ИКТ-компетентности;
  • поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества коррекционно – образовательного процесса;
  • пополнение  и расширение методических материалов  электронной библиотеки.
  • участие воспитанников в интернет - конкурсах.
  • Распространять свой опыт работы на сайтах интернета, на круглых столах, консультациях для учителей- логопедов и воспитателей детских садов.

Список использованной литературы

  1. Близнецова В.С. «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
  2.  Гаркушина Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. М.: 2004 № 2. с. 22-29
  3. Жугдурова Д.В., Базарова В.И. Игры на мониторе // обруч 2009г., №1, с.22-23
  4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  5.  Левина Е.В. «Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях», журнал «Логопед», № 3 – 2011, с.68
  6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.
  7. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду, 2006г., №6(13)
  8. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
  9. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей.// Научно-методический журнал. — Москва: Сфера, 2014. — 128 с.
  10. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.

Интернет – ресурсы.

  1. Интернет-сайт: http://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html
  2. Интернет -  сайт: http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preschool/parents


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в логопедических занятиях с детьми.

В качестве ИКТ, изучены  и апробированы на логопедических занятиях обучающие и развивающие компьютерные программы: «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед», «Большая энциклопедия раз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий в успешной социализации дошкольника"

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе детского сада. Электронные учебно-методические комплекты можно использовать как эффективное средство воспит...

Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»

Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»...

Опыт «Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса инструктора по физической культуре ДОУ»

Создание условий для повышения уровня мотивации через использование информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"

Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получе...