Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ольга Брониславовна Максимишина

Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата. Качественно изменится отношение родителей, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Информирование родителей воспитанников детского сада по созданию условий для гармонизации эмоционального фона и интенсивного развития детей в рамках семейного воспитания на сегодняшний момент является самым актуальным. Мероприятие, описанное в данной работе, предлагает вариант создания таких условий, чтобы, во-первых, помочь родителям найти точки соприкосновения со своими детьми, и, во-вторых, дать родителям большее понимание тех процессов, которые происходят в образовательной организации. В нашем понимании - нет лучшего средства профилактики негативных проявлений, чем позитивные и конструктивные отношения детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://youtu.be/JpEk7k_xaTM57.05 КБ

Предварительный просмотр:

О.Б. Максимишина,

МБДОУ г. Иркутска детский сад №77

Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования  ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР

  1. Тема занятия: «Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в профилактической работе компьютерной зависимости детей». Ссылка видео: https://youtu.be/JpEk7k_xaTM
  2. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса которые могут стать мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Работа педагога  характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности,  активно внедряет новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата. Качественно изменится отношение родителей, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Информирование родителей воспитанников детского сада по созданию условий для гармонизации эмоционального фона и интенсивного развития детей в рамках семейного воспитания на сегодняшний момент является самым актуальным. Мероприятие, описанное в данной работе, предлагает вариант создания таких
    условий, чтобы, во-первых, помочь родителям найти точки соприкосновения
    со своими детьми, и, во-вторых, дать родителям большее понимание тех
    процессов, которые происходят в образовательной организации. В нашем
    понимании - нет лучшего средства профилактики негативных проявлений, чем позитивные и конструктивные отношения детей и родителей.
  3. Новизна: В период пандемии и самоизоляции всем пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад: спад физической активности, ограничение в свободе, эмоциональные перемены. В такие дни, когда родители вынуждены были находиться дома вместе со своими детьми, возникало много сложностей, вопросов, непониманий, а с другой стороны, это то время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения. Поиск эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации, формирования информационного иммунитета, который проявляется в невосприимчивости личности к негативным информационным воздействиям, в умении выявить, идентифицировать угрозы, содержащиеся в информации и защититься от них приводит к социальному проектированию.
  4. Целевая аудитория: родители группы ТНР и педагог-психолог.
  5. Продолжительность занятия: 30 мин.
  6. Форма проведения работы: фронтальная, групповая 
  7. Методы работы: метод общения  и дискуссии при обсуждении специальных рассказов, отражающих проблемы детско-родительских отношений в семье, метод исходной мотивации; коллективного анализа ситуаций -разыгрывание ролевых ситуаций; объяснительно-иллюстративный метод через проекционные рисунки; социального проектирования; частично-поисковый (планирование и систематизация материала); аналитический (выводы и обобщения по результатам), управление обучением; аутотренинга, музыкальной релаксации. Технологии: информационно-коммуникационные, здоровье- сберегающие, проблемное обучение, моделирующая и поисковая, личностно-ориентированная деятельность.

Глоссарий занятия: Социальное проектирование - это деятельность с положительным социальным эффектом, итогом которой должно стать реальное улучшение ситуации в какой-либо социальной области, направлено на реализацию социально значимой идеи.

Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

  1. Место проведения: МБДОУ г. Иркутска детский сад №77
  2. Материалы (оборудование): оборудование для дистанционного взаимодействия всех участников мероприятия: компьютер, информационный дисплей (экран, монитор), видеоматериалы (фрагменты видео роликов, слайды презентации.        Создание текстовых документов в MS Word, в MS Excel . Текстовые редакторы и программы (Microsoft Word, Microsoft Publisher, Corel Draw и др.) используются для подготовки стимульного материала методических и просветительских материалов для детей и родителей. Одним из немаловажных факторов в проведении мероприятий является наглядность представленного материала – медиапрезентации - программы для создания презентаций (Microsoft Power Point, Open Office Impress). Авторские материалы могут стать достоянием сообщества с помощью коммуникационных технологий сети Интернет. Файловые хранилища позволяют получить доступ к загруженным материалам («Облако» на mail.ru, «Яндекс-диск», Google Docs)

В социальных сетях, специализированные рассылки на электронный адрес, общение с помощью интернет-мессенджеров. Те же инструменты применимы для общения и консультационной работы с родителями – для просветительской деятельности и решения организационных вопросов. Воспользовавшись этими системами, можно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу.

  1. Цель занятия: Активизация интереса родителей по вопросу профилактики компьютерной зависимости среди детей дошкольного возраста с использованием современных технологий. 
  2. Задачи занятия: 
  • Создать комфортный социально-психологический климат для
    взаимодействия детей и их родителей;
  • Содействовать развитию активности родителей для совместной творческой деятельности с детьми и повышения компетенций.
  • Показать влияние воспитания на актуальную ситуацию родителям в их собственной семье.
  • Развивать умение находить конструктивные решения в проблемных ситуациях, учитывая интересы других и уважая их выбор.
  • Применить творческий потенциал детей и родителей для создания социального проекта, через формирование успешности и результативности деятельности.
  • Активизировать дистанционное взаимодействие участников мероприятия.
  1. Ход занятия: 

1 этап Предварительная работа: за 2 недели до мероприятия родителей информируют о проведении конференции уточняя дату и время. Педагог-психолог делает рассылку приглашения на дистанционную встречу по ссылкам. За 1 неделю до мероприятия педагогом- психологом готовится тематическая подборка материала, видеороликов, создаются презентации..
2 этап Вводная часть (организационный момент): дистанционный сбор, регистрация участников. Звучит спокойная музыка. Участники мероприятия входят в онлайн и регистрируются.

Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей (Слайд № 1). Вступительное слово педагога- психолога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами обсудим одну из самых острых проблем современности: Компьютерная зависимость детей. Психологический настрой.- Отключитесь от всех проблем. Внутренне улыбнитесь сначала себе, а затем всем присутствующим. Молодцы! Я вновь рада видеть вас, ваши глаза и улыбки!  Хоть и в дистанционном формате». Позитивно все настроились и готовы к дальнейшему сотрудничеству!

Озвучивание плана встречи. Наше мероприятие проходит в нетрадиционной форме, дистанционно. Данная форма работы позволит получить позитивные эмоции и теоретические знания, освоить практический опыт использования ИКТ.

3 этап: Теоретическая часть: Выступление педагога-психолога по заявленной теме. Он знакомит родителей с проблемой зависимости детей. Сегодня мы поговорим об компьютерной зависимости детей и использовании ИКТ в профилактической работе. В своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряя инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. Я познакомлю вас с одним из этих приемов- социальное проектирование, его суть состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Можно отметить, что использование интерактивного мультимедийного инструментария в коррекционно-развивающей работе направлено на развитие сенсомоторных, перцептивных и высших психических функций: памяти, внимания, мышления; при коррекции основных личностных, поведенческих и эмоциональных нарушений: агрессивности, замкнутости, страхов и др.

        В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и «воспитателем», даже - «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на подрастающее поколение, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для них угрозу. В Интернете представлены сайты, где можно встретить: информацию, возбуждающую социальную, расовую, или религиозную ненависть и вражду; призыв к войне; распространение порнографии; посягательство на честь и репутацию людей; рекламу; информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику детей. Перед современным обществом встала задача, как и каким образом можно защитить подрастающее поколение, как наиболее уязвимое в силу своей психологической, социальной и физиологической незрелости от негативного информационного влияния и воздействия. Согласно российскому законодательству (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Возникает достаточно сложная проблема: неумение разобраться в потоках информации, выявить информационные угрозы и защититься от них – всё это делает ребенка уязвимым для различного рода манипуляций его сознанием, способствует социальной и личностной дезадаптации, уходу в виртуальную действительность. Таким образом, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро.

 В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

        Основы интернет безопасности и использование ИКТ:

С ростом доступности Интернет-технологий должен повышаться и уровень требований к безопасности информации в сети Интернет.

Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции, необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему вред. Информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей:

 побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни в том числе к причинению вреда здоровью, самоубийству;

 способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные, одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

 содержащая информацию порнографического характера;

 отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

 обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

 оправдывающая противоправное поведение;

 содержащая нецензурную брань.

 Взрослые сами активно приучают детей к гаджетам - 92% родителей детей в возрасте 4-6 лет используют девайсы для обучения/ развития ребенка. Почти половина родителей часто используют мобильные устройства в поездке, чтобы занять ребенка. По статистике мобильное устройство родители чаще всего дают ребенку впервые в 3 года. Согласно Интернет опросу количество детей, которые прибегают к помощи родителей при пользовании Интернетом составляет не более 10 %. При этом возраст таких пользователей колеблется от 4 до 7 лет. Это означает, что лишь эти дети в Интернете получают информацию, которую им необходимо получать в этом возрасте. На остальных же выливается поток информации, которая не только засоряет их сознание, но и но и подрывает хрупкую детскую нервную систему. И таких пользователей, к сожалению, большинство (более 75%). 

Сотовый телефон, планшет - удобные вещи для отвлечения ребенка. Ребенок обращается к родителям, он хочет пообщаться или поиграть, но они заняты... И чтобы развлечь ребенка, дают ему… сотовый телефон. Таким образом, родители получают свободное  время и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. С одной стороны, это позволяет упростить жизнь, с другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых – компьютерная и игровая интернет – зависимость. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

        Для детей, зависимых от средств массовой информации  телевизор- главная потребность, ценность в их жизни. Это те дети, которых практически невозможно оторвать от голубого экрана, жизнь без телевизора им кажется невыносимой. Обделенные должным родительским вниманием, перекладывающим воспитание своих детей на «теленяней», т.е. ведущих телепрограмм и различных персонажей телеэкрана.

Вред, наносимый длительным просмотром телевизора:

  • Превышение 2-х часового просмотра телепрограмм способствуют развитию дефицита внимания
  • Способствует снижению физической активности, переходящей в лень
  • Обостряется риск соматических заболеваний
  • Отклоняющееся поведение
  • Предопределяет развитие аутизма и речевой задержки
  • Негативное воздействие на коммуникативные способности
  • Умственные способности таких детей оказываются ниже, чем у сверстников
  • Просмотр мультфильмов с агрессивным содержанием  повышает уровень агрессивности. Чем больше и чаще ребенок видит сцены насилия, тем более нечувствительным к ним становится.

Чем младше ребенок, тем менее критично оценивает увиденное на экране и тем тяжелее ему оценить, где правда, где вымысел.

Чем больше негативных эмоций испытывает, сидя около телевизора ребенок, тем выше уровень его тревожности, тем беспокойнее сон, тем сильнее выражено у него нервно-эмоциональное напряжение, тем раздражительней он становиться

  • С наркоманией телеманию связывает то, что в ответ на запрет родителей смотреть телепрограммы, детей словно захлестывает волна агрессивности относительно родителей. Запрет просмотра, может сопровождаться психологической ломкой, напоминающей собой наркотическую
  • У детей накапливается огромный потенциал агрессии, превосходящий увиденные эпизоды насилия и страха с телеэкрана.
  •  У детей смотрящих телевизор по 10 и более часов в сутки со временем формируется клиповое мышление и клиповой сознание, сотканное из тех мозаичных кусочков о мире, которые попадаются им с телеэкрана.

Для детей, зависимых от мобильного телефона сотовый становится средством развлечения, самоутверждения и демонстрации своего благосостояния.

Негативные последствия, обусловленные мобильниковой зависимостью:

В первую очередь деградация умственных способностей (по мнению ряда наркологов, подобная деградация напоминает изменение психики при употреблении марихуаны). Работоспособность резко падает, деградирует живое общение.

  • Негативное влияние электромагнитного излучения во время работы мобильного телефона на ЦНС, эндокринную, половую и иммунную системы.
  • Ухудшение памяти и внимания.
  • Немотивированные головные боли.
  • Спазм кровеносных сосудов.
  • Повышение аутизма.
  • Появление нервного тика, судорожных симптомов.
  • Повышение тревожности.
  • Психологическая зависимость от мобильного телефона сильнее, чем от сигарет.
  • Рост инфантилизации ребенка за счет перекладывания ответственности на других в процессе мобильного общения.
  • Неадекватное влияние на самооценку ребенка в зависимости от возможностей мобильного телефона.

Компьютерная игра - настолько увлекательная для ребенка, затрагивающая мифологический пласт его сознания, то есть воздействующая на бессознательном уровне, что ребенка бывает трудно оторвать от компьютера. Так постепенно у детей формируется зависимость от компьютерных игр. Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, для развития мышления (обучающие чтению и счету).

Причины детской компьютерной зависимости:

  • Повышенная склонность детей к новым впечатлениям;
  • Ненасыщаемая потребность детей посмотреть что-то другое, запретное, т.е. чего «детям нельзя»;
  • Подверженность детей «телезаражению» («интернет-заражению) от родительского телеповедения (интернет-поведения);
  • Телезависимость как источник стимуляции коммуникации и социализации ребенка в группе сверстников;
  • Специфика детского телевосприятия. Дети склонны считать телеперсонажей (компьютерных персонажей) настоящими;
  • Детское одиночество. Ребенку просто не с кем побыть, кроме телеэкрана (компьютера) ;
  • Отсутствие у детей культуры телеповедения (интернет-поведения).

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все реальное и вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
  2. Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет - общения в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реальной жизни.
  3. Зависимость бесцельного брожения с сайта на сайт- серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной.

Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста бродили по страницам интернета  и играли в агрессивные игры. Помните: компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо тактильное прикосновение к реальным вещам, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

4 этап Просмотр фрагмента видео ролика. Педагог-психолог: «Предлагаю посмотреть фрагмент видео ролика о детях, зависимых от компьютерных игр». Просмотрели видео ролик, обменялись мнениями по результатам просмотра.

Кто больше зависим от игр на компьютере:

  • Дети тех родителей, которые мало бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
  • Такая зависимость развивается чаще у мальчиков.

Психологические симптомы компьютерной зависимости:

  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Непонятный эмоциональный подъем - эйфория за компьютером, которая резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Теряет контроль над временем, все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером.
  • Пренебрежение семьей и играми с детьми. Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Ощущение пустоты и раздражения вне компьютера.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое, скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером.
  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям- проблемы с обучением.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями. Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, может плакать.
  • Ребенок обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи.

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей. 

Физические симптомы компьютерной зависимости:

  • Нарушение зрения (резь в глазах) - реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Необходимо делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста.
  • Повышенная утомляемость, головные боли- снижение иммунитета.
  • Расстройства сна (бессонница, изменение режима сна-бодрствования).
  • Боли в спине - необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки.
  • Туннельный синдром - боли в запястье.
  • Нерегулярное питание - пропуск приемов пищи.
  • Пренебрежение личной гигиеной.
  • Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая. 
  • Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок  слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. 
  • Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в саду адаптировался неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация. 
  • Склонность ребенка к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Все дети предпочитают разные игры, если суммировать всю активность детей в смартфонах по категориям, то игры поднимутся на 1 место. Отдельные игры похищают у детей от одного до четырёх и более часов в день.

Аргументы против жестоких игр:

Жестокие игры делают людей жестокими. Для того чтобы ребёнок стал менее чувствителен к чужим переживаниям и боли, хватит 20-минутных «баталий» в день. Игры, где есть насилие, провоцируют на насилие. Если в приложении причинение вреда не запрещено и поощряется, человек будет расположен решать сложные ситуации в реальной жизни при помощи конфликтов. 

Игры, содержащие элементы насилия, могут нарушить отношения между полами. Это ведёт к росту преступлений против женщин, особенно сексуального характера. 

Не только игры сделают ребёнка агрессивным, это фактор риска, но один из многих. По мнению медиков, ребёнок имеет шансы стать жестоким если:

  1. с ним жестоко обращаются родители;
  2. растёт в бедной семье;
  3. живёт в криминальном районе;
  4. есть проблемы с противоположным полом;
  5. употребляет алкоголь или наркотики.

Эти факторы вкупе способны создать личность, тяготеющую к жестокости. И в этом «коктейле» игры с демонстрацией насилия в отдельных случаях становятся спусковым крючком для неокрепшей психики. Вовлеченность детей в видеоигры до состояния болезненной игромании зависит от подвижности психики, психоэмоционального здоровья, стрессоустойчивости. Далеко не все дети становятся болезненно зависимыми от видеоигр. Один ребёнок может спокойно играть, достигать результатов, развивая стратегические способности, внимание, реактивность. Другой ребёнок не может отделить реальный мир от виртуального, уходит жить в компьютер, где можно не боясь выразить агрессию, доказать, что он лучший. Это значит, что в реальной жизни у него нет такой возможности. Необходимо предложить ему то, что даст такие же по силе эмоции, что сблизит вас, что позволит ему увидеть реальный мир другим – таким, где ваш ребенок важен, нужен и интересен, где можно проявить себя и свои способности, одержать много побед.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок, но шансы уменьшаются, если: 

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; 
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения; 
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; 
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
  • Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Задачи социально-реабилитационного процесса:

  •  целенаправленно воспитывать ребенка как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
  • вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
  • опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;
  • разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
  • совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов и родителей.

4 этап Практическая часть. Сейчас используя мультимедийные технологии мы создадим с вами макет социального проекта по интернет- безопасности и зависимости детей. Через месяц проведем презентации всех ваших социальных проектов и представлять проекты будут дети сами.

Родители озвучивают те барьеры, которые мешают им получать удовлетворение от социальной деятельности. Родители определяют для себя шаги для доставляющей им удовольствие от реализации социального проекта с ребенком или группой родителей, определяются способы эффективного взаимодействия. 

Социальный проект позволяет провести:

  1. ознакомление детей  с вопросом информационной безопасности, с целями и задачами;
  2. информирование детей о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной информацией, а также о негативных последствиях распространения этой информации;
  3. обучение детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет.

Воспитанники с ТНР представляют собой в соответствии с современной нормативно-правовой базой широкую группу воспитанников с первичной речевой патологией. Согласно ФГОС, данные воспитанники получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения нахождения в ДОУ сверстников с нормальным речевым развитием. Нами применяются специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями, проводятся различные мероприятия: анкетирование, наблюдение, консультация родителей, игры с использованием ИКТ, проведение презентации социальных проектов семей по различным темам на выбор детей и родителей: «Основы безопасности в сети Интернет», «Лучшие игры виртуальные или реальные»…

В детском саду проектная деятельность осуществляется педагогами совместно с их воспитанниками. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом, и работа над различными проектами, в частности, приводят к тому, что ребенок получает не только знания, которые прочно закрепляются в его подсознании, но и позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Составляющие социального проекта:

  1. Актуальная проблема, на решение которой направлен проект
  2. Цель и задачи проекта
  3. Предполагаемый результат
  4. Ресурсы, необходимые для реализации проекта
  5. Сроки реализации проекта

Цель социального проекта: создание безопасной и эффективной образовательной цифровой среды.

        Задачи:

  1. Повышение информационной культуры детей, родителей и педагогов с использованием информационно - коммуникационных технологий.
  2. Выстраивание безопасной и эффективной среды в рамках коррекционно-развивающей и консультативной деятельности дошкольников.
  3. Создание серии диагностического и коррекционного материала, используя новые возможности интерактивного обеспечения  в образовательном пространстве с детьми, используя ИКТ;
  4. Создание социальных проектов.

        Ожидаемые результаты для детей:

  1. Развитие ведущих сфер личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой, моторной.
  2. Способствовать развитию межполушарного взаимодействия головного мозга к участию детей в исследованиях и в обобщении результатов опытов.
  3. Приобщение к информационной культуре, овладение компьютерной грамотностью.
  4. Формирование позитивной мотивации к дошкольному обучению. к базовым ценностям общества и социальной реальности.
  5. Знакомство детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.
  6. Приобретение детьми социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  7. Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

Связь с родителями уникальна и бесценна для каждого человека в этом мире, от самых малых лет и до самого почтенного возраста которой только можно было бы себе представить. Ведь именно родители дают ребенку самые первые понятия об окружающем мире, формируют его личность, и только от них в полной мере зависит каким станет их ребенок.

        Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. 

  1. Активизация аудитории:
  • С помощью ряда видео-слайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные картинки/фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями, кроме того, в любую презентацию можно вставить и CD – файл, например, музыкальное сопровождение или видеофайл, например, фрагмент кинофильма. В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. 
  • Повышение эффективности психологической работы за счёт высокой степени наглядности;
  • Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;
  • Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;

15. Рефлексия (анализ занятия): Все участники делятся впечатлениями об эффективности нового процесса деятельности и значимости данного мероприятия в получении, распространении информации. Происходит «Обратная связь» обсуждение вопросов:

  • Что было наиболее полезным и интересным на мероприятии (групповые дискуссии, информация психолога, социальный проект- домашние задание)?
  • Сегодня за время работы узнали ли вы  для себя что-то новое?
  • Сравните свои ощущения и чувства в начале мероприятия и сейчас?
  • На какие вопросы получили ответы; какие вопросы остались неразрешенными; над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать?

Подведение итогов занятия родители письменно или устно делятся своими чувствами и впечатлениями, связанными с мероприятием.

Спасибо всем за активное участие!

16.  Подведение итогов: Использование информационно – коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса, открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с участниками образовательного процесса. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого, а работу психолога более продуктивной и эффективной.

Данная разработка тиражируема и будет имеет практическое применение у педагогов-психологов, воспитателей и родителей.

В организации деятельности ИКТ психологом можно выделить три основных проблемных зоны:

  1. Как организовать работу с родителями по разным направлениям работы в социальном проекте?
  2. Как организовать поддержку дистанционного консультирования детей и родителей по  социальному проекту?

        Участие родителей позволяет им лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. В результате прохождения мероприятия родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Таким образом, родитель начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.

        Опыт партнерского взаимодействия  педагогов, детей и родителей в учреждении посредством инноваций происходит системно и последовательно. Как показывает практика, тесное сотрудничество участников образовательных отношений в процессе гармонизации личности ребенка и его развития, так же активное применение разнообразных методов, способствуют повышению уровня освоения компетенций, как у детей, так и у взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интеграции информационно-коммуникационных технологий с целью реализации программы по сохранению психологического здоровья детей «Познакомьтесь это – Я, а это мир вокруг

      Основываясь на изменениях, закреплённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - в том числе и одной из заявленных в нём задач: «со...

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ...

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...

«Информационно – коммуникационные технологии в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ»

Выступлениена международной научно – практической конференции«Научно – педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья&ra...

Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...