Главные вкладки

    Рубрика "Воспитатель года 2018" Презентация применения инновационных образовательных технологий" -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
    статья по теме

    Рыжова Юлия Александровна

     ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_informatsionno.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Рыжова Ю.А.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ   ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым годом все больше входят в нашу жизнь, не является исключением и система дошкольного образования.

    В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах города педагогам предлагается использовать информационные технологии: мультимедийные презентации, развивающие дидактические игры, обучающие мультфильмы, восприятие художественно- музыкального слова, разгадывание ребусов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций. В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использование компьютера, мультимедиа и других технических средств способствует воспитанию и развитию творческих способностей, формированию личности, обогащению интеллектуальной сферы детей, позволяет расширить возможности педагога.

    Проблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна и в настоящее время.

    В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы.  С участием детей совершается каждое десятое дорожно-транспортное происшествие.

     Актуальность данной проблемы на современном этапе ясна, так как круг вопросов, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках детского сада. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий  являются сами дети, которые играют  вблизи дорог,  переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека.

    Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике.

    В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.  Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

    Такие  презентации, как:

    – участники дорожного движения;

    – дорога и ее главные части.

    – виды транспортных средств;

    – светофор, история его развития.

    – виды дорожных знаков и их назначение;

    – причины дорожно-транспортных происшествий.

    Качественные, яркие иллюстрации обеспечивают лучшее восприятие информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать интерес детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я , используя, программы Windows Media демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

    – например, – «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

    –  «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

     – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

    Встреча с мультфильмами несет в себе большое количество положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме этого, использование видеозаписей мультфильмов в структуру организованной образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, увеличивая длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

    С целью обобщения знаний детей правил дорожного движения, можно применять различные дидактические игры, при этом используя программу Microsoft Word. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей необычайный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, на длительное время привлекают внимание дошкольников. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

    Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

    В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

    Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе с детьми использую проигрыватель Windows Media для разучивания стихов о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихи современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Остановка», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Дорожный знак», «Переход дороги», «Санки», «Огоньки машины» и другие. Ребята с удовольствием читают стихи другим детям и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

    При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе можно применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

    В программе Microsoft Excel можно составлять самые разнообразные кроссворды.

    Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают  воспитанникам возможность для творческой деятельности.

    Дошкольники выполняют такие задания, как:

    – раскрасить дорожные знаки;

    – раскрасить пешеходный переход;

    – раскрасить сигналы светофора и другие.

    В настоящее время разрабатывается немалое количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста.

     Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальную сферу, но и воспитывает волевые качества ребенка, самостоятельность, собранность, сосредото-ченность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопережи-ванию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

     Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

    – «Правила дорожного движения для детей».

    – «Нескучные уроки».

    – «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

    По моему мнению, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

    – предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    – компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

    – наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

    – движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

    – постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

    – компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

     При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

    Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

    Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самой непосредственно образовательной деятельности, так и всего режима в целом.

    Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

    Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

    —Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является  проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...

    консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

    Статья Ящук Е. В. Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

    Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой об...

    Формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

    Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с л...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

    В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении...

    Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

    Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

    Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....