ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Заздравных Анна Юрьевна

В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении методов и приёмов технологии. Основными средствами работы с детьми являются  педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение, развитие умений творчески подходить к решению той или иной  ситуации.

Ключевые слова: технология ТРИЗ, метод, прием, игра, моделирование, дорожная ситуация, ответственность, самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zazdravnyh_a.yu_._chepurchenko_n.n.statya.docx197.6 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

 

                                                                           

Аннотация. В статье представлена система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в  применении методов и приёмов технологии. Основными средствами работы с детьми являются  педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение, развитие умений творчески подходить к решению той или иной  ситуации.

Ключевые слова: технология ТРИЗ, метод, прием, игра, моделирование, дорожная ситуация, ответственность, самоконтроль.

  В стандарте дошкольного образования обозначена область «Социально-коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 

Так же одной их задач воспитательно – образовательного процесса является «…создание благоприятных условий  для развития интеллектуальных  и творческих способностей   каждого ребенка»[2]

Технология ТРИЗ является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов. Также данная технология помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, что важно во всех сферах жизни ребенка.

В ходе применения ТРИЗ - технологии, в группе был оборудован  уголок ПДД «Школа Светофора», оснащенный  авторскими играми и материалами.   На  макете автобуса, оснащенного знаком «Внимание, дети!»  и логотипом уголка,  размещены фотографии воспитателей – водителей автобуса, и детей – его пассажиров. Фотографии могут меняться: на этапе закрепления материала водителями могут стать дети, показавшие наилучшие результаты в играх и практической деятельности. В окошках автобуса размещаются     задания,  раскраски,  дидактические игры, занимательный материал по изучаемой теме.

Суть методики ТРИЗ для дошкольников – мероприятия, на которых ребенок радуется своим первым открытиям.  На занятиях ТРИЗ с дошкольниками рекомендуется использовать игрушку, которая приходит в гости и приносит детям задание или проблемную ситуацию. У нас это Светофор – бизиборд. В начале занятия детям предлагается  загадка о сигнале светофора. Если они правильно отгадали, загорается соответствующий сигнал, открывается дверка и достается задание, которое дети должны выполнить в  ходе занятия.

Рассмотрим методы и приемы ТРИЗ – технологии.

"Да-нет-ка" –  игра для изучения    дорожных знаков и ситуаций.

Ход игры: Детям предлагается набор дорожных знаков, ведущий загадывает знак, игроки с помощью вопросов, требующих ответы «да» или «нет», отгадывают знак. Например: - На знаке изображено транспортное средство?  Этот знак имеет отношение к пешеходам? и т.д.

На этапе обучения -  при получении ответа на каждый вопрос лишние знаки убираются, игра продолжается до тех пор, пока не останется один загаданный знак. На этапе закрепления - лишние знаки не убираются, дети стараются запомнить, какие знаки уже вышли из игры.

2 вариант – в игре участвуют дорожные ситуации, которые предварительно рассматриваются, дети  их объясняют, затем игра проводится так же, как на этапе закрепления.C:\Users\Vova\Desktop\a-house-84213042.jpg

 «Волшебный  лифт» (дидактическая игра по методу «Системный оператор»)     

Ход игры: В трехэтажном доме по этажам перемещается «волшебный» лифт.  

Детям предлагаются наборы карточек для систематизации по принципу: надсистема (дорожная ситуация), система (соответствующий дорожный знак), подсистема (мнемотаблица к дорожному знаку).  Дети разбирают мнемотаблицу, угадывают знак, подбирают дорожную ситуацию.  

Творческая игра «Загадки на дорогах» с использованием пособия «Круги Луллия»  (1сектор (красный) – участник ситуации, 2 (желтый) – дорожный знак, 3(зеленый) – ситуация на дороге). IMG_20181107_093011.jpg

Ход игры:  1 вариант – подобрать соответствующие сектора, рассказать дорожную ситуацию, правила поведения участников.

 2 вариант - детям предлагается раскрутить круги,  и по стрелке смоделировать дорожную ситуацию при помощи выпавших секторов. Дети придумывают ситуацию и  ищут  пути её решения.

Для моделирования  дорожных ситуаций используются макеты  улиц и дорог. Для их решения подходит метод «Мозговой штурм» -  перед детьми ставится изобретательская задача. Участники  ищут различные способы ее решения.  Из всего имеющегося выбирается оптимальное.  Например: - Что будет, если с перекрестков исчезнут все светофоры? – Как сделать катание на велосипеде безопасным? и т.д.

  На  целевых прогулках и экскурсиях  используем различные приемы ТРИЗ – оживление,  увеличение или уменьшение степени воздействия наблюдаемого объекта.  Например, на прогулке по улице, дети получают задание «увеличить» самый главный, по их мнению, знак для водителей и для пешеходов. Обязательно просим их доказать свой выбор.  В другой раз предлагаем детям «оживить» улицу, перекрёсток, светофор. - Что бы они сказали пешеходу, нарушающему правила? Водителю, превысившему скорость? и т.д.

Наблюдая за объектами  и участниками дорожного движения, играем в игру «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, почему? И автомобиль – это плохо. Почему?

Сознательное отношение к изучению правил дорожного движения формирует приём  эмпатии. Предлагаем детям представить себя на месте наблюдаемого объекта:

- « Представь, что ты превратился в пешеходный переход (светофор,     перекрёсток)?   Кого (чего) ты боишься?  Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы ты изменил в дорожной ситуации?»  В ходе сюжетно – ролевых игр предлагаем детям самостоятельно развивать сюжет игры, придумывать свои, в том числе и фантастические сюжеты.

Итогом занятия по ТРИЗ – технологии является творческая или  практическая работа. Например, итогом работы по теме «Транспорт на улицах города», может быть мастерская, где дети конструируют машины, имеющие недостающие детали. Сделав машины, ребята отвечают на вопросы: – Чего не хватает машинам? Как это может отразиться на безопасности дорожного движения?

Другим видом подведения итогов, является работа в тетрадях «Азбука дорожного движения», где помимо заданий, есть пустые страницы для фантазирования по изученной теме. Например, надо изобразить транспорт будущего или придумать свой светофор, составить схематичную загадку про дорожный знак и предложить решить её своим друзьям и т.д.

С целью профилактики детского дорожно – транспортного травматизма ведется тесное взаимодействие с родителями. С этой целью  проводятся мероприятия для детей и родителей совместно с инспектором ГИБДД Яной Андреевной Чуевой - квест-игры, викторины, КВНы, брейн-ринги, куда также включаются элементы ТРИЗ – технологии.

  Заинтересованность родителей в данной работе очень активно проявляется в творческих конкурсах. Ребята вместе с родителями создают интересные аппликации, коллажи и поделки в различных техниках.  В течение 3 лет  7 семей заняли призовые места в муниципальном конкурсе «Зеленый огонек».   Под руководством педагогов, родителями были созданы книги и лепбуки, в которых просматриваются приемы и методы ТРИЗ.

Таким образом, технология ТРИЗ в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные представления о правилах дорожного движения, творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля, способствует формированию осознанного отношения к различным дорожным ситуациям. В дальнейшем эти качества помогут ребенку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112с.

2.Государственная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014 – 2020 годы» (в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 25.08.2014 № 327 – пп, от 16.02.2015 № 50 – пп, от 02.11.2015 №389 – пп

3.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Актуальность формирования навыков безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста

Актуальность формирования навыков безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. ...

«Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения....

«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)

XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...

Проект на тему : "Формирование навыков безопасного поведения на улице, детей с задержкой психического развития."

Познакомить детей с правилами  дорожного движения, формировать умения применять знания ПДД на практике....

Профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.

Загадки ПДД  1. Эту ленту не возьмешьИ в косичку не вплетешь.На земле она лежит,Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)  2. Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.Подскажу, когда ...