«Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по обж ( группа) на тему

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»

Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на дорогах быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днём все сложнее обеспечить их безопасность.

Из всех участников движения самые не дисциплинированные – пешеходы: взрослые и дети. Несчастные случаи с детьми происходят на улицах потому, что дети или не знают правил движения, или нарушают их, не осознавая опасных последствий. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Важно знать, что могут сами дети:

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

- ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

- ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

- большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

- дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы.

Педагогам необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города.

Основная задача – выбор единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны образовательного учреждения и родителей.

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только собственного ребёнка, но других детей.

На родительских собраниях родителям важно напоминать о том, что они являются примером для детей, поэтому должны выполнять требования:

- не спешить, переходить дорогу размеренным шагом;

- выходя на проезжую часть дороги, нужно прекратить разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;

- не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора;

- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;

- из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги;

- привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.;

- не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли;

- не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

- Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.

- Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

- Как водитель или пассажир вы тоже постоянно представляете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

- Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться.

- Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

- На учебных занятиях при построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения соблюдаются три аспекта взаимодействия детей с транспортной системой города:

  1. Ребёнок – пешеход;
  2. Ребёнок – пассажир городского транспорта;
  3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Обучение ребёнка дорожной грамоте нужно проводить в различных формах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая деятельность в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не столько в обыкновенной беседе, сколько в сказке, викторине, игре.

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения:

  • Познавательные занятия;
  • Чтение художественной литературы, беседы;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Сюжетно – ролевые, дидактические игры;
  • Праздники и развлечения;
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД, ЮИД;
  • Создание атрибутики к играм;
  • Организация творческих выставок;
  • Проведение тематических акций.

Но решение любых воспитательных задач невозможно без создания соответствующей пространственной и предметно - развивающей среды. На территории ОУ необходимо создавать дорожную разметку, оборудовать кабинеты по изучению ПДД (макет улицы города с автотранспортом, дорожными знаками и перекрёстком), где дети обыгрывают и используют на практике полученные знания, умения и навыки.

В Центре «Лесная сказка» накоплен опыт организации сотрудничества с родителями.

Активно используются разнообразные формы работы:

  1. Родительские собрания и лектории.
  2. Индивидуальные беседы с родителями.
  3. Деятельность родительского комитета.
  4. Совместные праздники, где родители не просто зрители, а участники.
  5. Электронный почтовый ящик.
  6. Индивидуальная помощь родителей.
  7. Открытые занятия.
  8. Проектно-исследовательская деятельность совместно с родителями.

Активной формой взаимодействия с родителями в Центре «Лесная сказка» является организация проектно-исследовательской деятельности. Родители, участвуя в реализации исследования, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе исследований, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Например, в апреле прошлого года в дошкольном объединении «Колосок», учитывая актуальность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проходило долгосрочное исследование «Друзья и помощники на дороге». 

Цель исследования - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Началось оно накануне летних каникул, так как в летний период увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, участниками которых часто становятся дети.

Работа проводилась по этапам:

На подготовительном этапе педагоги и родители обсудили проблему безопасности дорожного движения.

На практическом этапе началась непосредственная совместная деятельность всех участников исследования, где воспитанников знакомят с Правилами дорожного движения.

Следующий этап - подведение итогов исследования «Друзья и помощники на дороге».

И этап оформления результатов исследования.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка

Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Обучая ребёнка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, «интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идёт планомерно, по чётким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи;
  • строится модель;
  • определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
  • составляется ИКР (идеальный конечный результат);
  • выявляются и анализируются физические противоречия;
  • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач:

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребёнок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ. Если же не задаёт вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала»

Например: педагог загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), педагог отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Машина”, «Инспектор», «Светофор», «Пешеход» и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра «Черное – белое»

Педагог поднимает карточку с изображением белого автомобиля, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного автомобиля и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Автомобиль”. Хорошо – быстро можно добраться до нужного места, довезти тяжёлый груз. Плохо – загрязняет воздух, … и т.д.)

Игра «Помоги Золушке»

Золушка, выполнив всю работу по дому, отправляется на бал… Как она может на бал добраться? Предложите варианты? Пешком (пешеход), на карете (пассажиром). Если Золушка не будет соблюдать ПДД, она сможет попасть на балл? (Дети «сопровождают» Золушку, помогая ей не нарушить ПДД).

Метод «Системный анализ»

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов, частей объектов, их взаимодействие.

Например: Главный объект - «Дорога», части объекта – тротуар, дорожные знаки, светофор и т.д.

Педагог задаёт вопросы: «Что было бы, если бы все светофоры исчезли?», «Для чего они нужны?», «Какую пользу они приносят?» (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что всё устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то нарушится вся система.

Игра «Угадай знак»

Педагог читает загадку:

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети! 

Дети дают ответ: дорожный знак «Осторожно дети».

Затем педагог предлагает вспомнить какие цвета имеются в этом знаке, для этого дети должны показать цветовые таблички. (Красный, белый, чёрный). Сравните с правильным ответом:

Игра «Грузовики»

Способствует развитию ловкости, внимания, координации движения; закреплению знаний детей о правилах дорожного движения; воспитывает умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование:

Для поведения игры потребуется рули, мешочки с песком для каждого игрока, светофор, зебра, свисток.

Правила игры:

Группа делится на пешеходов и водителей грузовиков. Водители держат в руках рули, на голову кладут мешочек с песком – груз. И выстраиваются в шеренгу возле старта линии с одной стороны и на противоположной стороне. Пешеходам тоже кладут мешочек на голову, но они становятся на обозначенном тротуаре по обеим сторонам дороги. По сигналу светофора грузовики начинают движение по дороге (схема маршрута) соблюдая все правила дорожного движения, пропуская пешеходов. Задача водителей не столкнуться с пешеходами, идущими на встречу, не обронить груз и соблюдать правила дорожного движения.

Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

        Закрепляет знание о сигналах светофора, развивает внимание.

Педагог показывает красный сигнал светофора – дети стоят на месте, на жёлтый сигнал – три раза хлопают в ладоши, на зелёный – шагают на месте (можно пройтись по кругу).

Касатикова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста «Путешествие по городу Светофория»

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста "Путешествие по городу Светофория"...

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...

Опыт работы «Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

Профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.

Загадки ПДД  1. Эту ленту не возьмешьИ в косичку не вплетешь.На земле она лежит,Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)  2. Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.Подскажу, когда ...