Формирование навыков безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.
статья по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крюкова Елена Сергеевна

Формирование навыков безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.
 

 

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания.
В ДОУ, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В течении дня дети занимаются разнообразными видами деятельности, и каждый из них диктует свои особенности поведения и меры предосторожности.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека является актуальной  во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
В настоящее время статистика убедительно доказывает, что травмирование детей и подростков происходит не от природных катаклизмов, а в повседневной жизни: дома, в школе, на улице. С данных позиций, овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в городе становится жизненно необходимым, в прямом смысле этого слова.  Все эти ценности закладываются в дошкольном возрасте. Это актуализирует потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
На сегодняшний день в системе ценностей человека должна занять достойное место такая ценность, как готовность к безопасным действиям при опасных и чрезвычайных ситуациях. В основе этой ценности лежит потребность человека в безопасности, развитие которой становится одной из ключевых задач воспитания. Цель развития этой потребности - добиться того, чтобы каждый человек осознавал важность умения предвидеть возникающую опасность любой сложности.
Понятие «Основы безопасности жизнедеятельности» должно осуществлять следующие функции:
- обучать (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков);
- воспитывать (формирование активной социальной позиции);
-развивать (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета», способствующего психологической подготовке к успешной деятельности в современной техногенной среде).
Формирование безопасного поведения – одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных условиях. Личность, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию и исполнению новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например в дошкольном учреждении ознакомление с окружающей и социальной действительностью, в нее так же входят валеология и экология. Формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит принятие культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности дошкольников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. Например, этапом воспитательного процесса в ДОУ являются походы на природу, на реку, экскурсии в пожарную часть, полицейское отделение, обучение безопасному поведению (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и другими). Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности дошкольников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на всех НОД и свободной деятельности в дошкольном учреждении. Ее проведение, прежде всего, тесно связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве дошкольников с информацией о свойствах воды (ознакомление с окружающим), правильное обращение с колющими и режущими предметами (аппликация, художественный труд), о возможных действиях мошенников и преступников (ознакомление с действительностью), о безопасном поведении в общественном транспорте (ознакомление с социальной действительностью) так или иначе, развивается готовность воспитанников к профилактике рисков. В мировоззренческих идеях, нравственных ценностях, в философских взглядах, в личном опыте общения с другими представителями человечества воплощена культура безопасного поведения. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся. Если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке дошкольников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Именно в этом и заключается закономерность педагогического процесса по формированию безопасного поведения у дошкольников. Данная взаимосвязь является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса. Принцип формирования безопасного поведения направляет участников воспитания на каждодневное усвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Признаки формирования безопасного поведения отражают разные стороны безопасного поведения: вхождение в состав педагогического процесса, наличие у педагогического процесса функции, закономерный характер формирования безопасного поведения в педагогическом процессе, осознание учителями закономерности в виде педагогического принципа. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях . Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является поощрение развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ДОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
 - Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
- Разработка предупредительных мер;
- Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах: Все твердят тебе - опасно!
 Даже кошке стало ясно:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза для жизни;
 - возможность нанесения ущерба здоровью;  
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
- опасности дома;
- опасности на дороге и улице;
- опасности на природе;
- опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Таким образом, на сегодняшний день, очень важно формирование безопасного поведения у дошкольников. Знания которые получают дети в ДОУ, способствуют к формированию у дошкольников готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста.

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания.
В ДОУ, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребёнка знаний и умений безопасного поведения. В течении дня дети занимаются разнообразными видами деятельности, и каждый из них диктует свои особенности поведения и меры предосторожности.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека является актуальной  во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
В настоящее время статистика убедительно доказывает, что травмирование детей и подростков происходит не от природных катаклизмов, а в повседневной жизни: дома, в школе, на улице. С данных позиций, овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения в городе становится жизненно необходимым, в прямом смысле этого слова.  Все эти ценности закладываются в дошкольном возрасте. Это актуализирует потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
На сегодняшний день в системе ценностей человека должна занять достойное место такая ценность, как готовность к безопасным действиям при опасных и чрезвычайных ситуациях. В основе этой ценности лежит потребность человека в безопасности, развитие которой становится одной из ключевых задач воспитания. Цель развития этой потребности - добиться того, чтобы каждый человек осознавал важность умения предвидеть возникающую опасность любой сложности.
Понятие «Основы безопасности жизнедеятельности» должно осуществлять следующие функции:
- обучать (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков);
- воспитывать (формирование активной социальной позиции);
-развивать (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета», способствующего психологической подготовке к успешной деятельности в современной техногенной среде).
Формирование безопасного поведения – одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных условиях. Личность, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию и исполнению новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например в дошкольном учреждении ознакомление с окружающей и социальной действительностью, в нее так же входят валеология и экология. Формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит принятие культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности дошкольников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. Например, этапом воспитательного процесса в ДОУ являются походы на природу, на реку, экскурсии в пожарную часть, полицейское отделение, обучение безопасному поведению (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и другими). Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности дошкольников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на всех НОД и свободной деятельности в дошкольном учреждении. Ее проведение, прежде всего, тесно связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве дошкольников с информацией о свойствах воды (ознакомление с окружающим), правильное обращение с колющими и режущими предметами (аппликация, художественный труд), о возможных действиях мошенников и преступников (ознакомление с действительностью), о безопасном поведении в общественном транспорте (ознакомление с социальной действительностью) так или иначе, развивается готовность воспитанников к профилактике рисков. В мировоззренческих идеях, нравственных ценностях, в философских взглядах, в личном опыте общения с другими представителями человечества воплощена культура безопасного поведения. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся. Если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке дошкольников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Именно в этом и заключается закономерность педагогического процесса по формированию безопасного поведения у дошкольников. Данная взаимосвязь является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса. Принцип формирования безопасного поведения направляет участников воспитания на каждодневное усвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Признаки формирования безопасного поведения отражают разные стороны безопасного поведения: вхождение в состав педагогического процесса, наличие у педагогического процесса функции, закономерный характер формирования безопасного поведения в педагогическом процессе, осознание учителями закономерности в виде педагогического принципа. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях . Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является поощрение развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ДОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:
 Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
 Разработка предупредительных мер;
 Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах: Все твердят тебе - опасно!
Даже кошке стало ясно:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.
Признаками, определяющими опасность, являются:
 угроза для жизни;
 возможность нанесения ущерба здоровью;  
 нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:
 опасности дома;
 опасности на дороге и улице;
 опасности на природе;
 опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.
Таким образом, на сегодняшний день, очень важно формирование безопасного поведения у дошкольников. Знания которые получают дети в ДОУ, способствуют к формированию у дошкольников готовности к безопасному поведению в повседневной жизни.
Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:1....

Формирование навыков безопасного образа жизни у детей старшего возраста.

Безопасность ребёнка зависит и от того, насколько бережно он относится к своему здоровью – соблюдению режима дня, гигиене рук и тела, уходу за зубами,...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...