Формирование навыков безопасного поведения на дорогах в условиях дошкольного учреждения.
проект (подготовительная группа) по теме

Смирнова Валентина Анатольевна

Проект по обучению детей правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах в условиях дошкольного учреждения.

     Нами был разработан проект, который отражал систематическую разноплановую работу, в первую очередь был разработан перспективный план работы по ПДД на все возрастные группы, использование творческих форм и методов воспитания, просвещение и привлечение родителей, разнообразная досуговая деятельность детей. Комплексное решение вопросов – важнейшее условие формирование устойчивого навыка безопасного поведения на дороге. Новизна проекта. Система деятельности МАДОУ №300 по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Тип: творческо-информационный

Вид: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2009 г. – апрель 2014г.)

Возраст участников проекта: все возрастные группы

Партнёры: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания ассистенты в центрах активности.

Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.

Гипотеза 

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме  вела не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. По результатам предварительной работы было решено оснастить центры активности играм по ПДД, которые помогут системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.

Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра  – это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Цель проекта: 

Создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.

Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

Способствовать формирования у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей  старшего  возраста  знания о культуре поведения  на дороге.

Обучать умению использовать  макет для  моделирования  ситуации в игровом пространстве.  

Развивающие: 

Объединение  усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное  и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.

Разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее  воздействие  и познавательную стимуляцию на детей подготовительного возраста.

Воспитательные:

Воспитание патриотического чувства по отношению к родному посёлку.

Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Воспитывать  потребность в соблюдении правил   дорожного движения.

Ожидаемый результат:

- создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;

- расширение кругозора воспитанников;

- повышение социальной компетенции дошкольников;

- повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;

- вовлечение родителей в педагогический процесс МАДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

  Этапы реализации проекта:

1. Организационный:

- изучение методической литературы имеющейся в ДОУ:  «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», Санкт-Петербург, 1994; «Как обеспечить безопасность дошкольников», К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др., М.»Просвещение», 2004; «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко, М.»Просвещение», 1979; «Безопасность на улицах и дорогах», Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева, М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997; Методическое пособие «Обучайте дошкольников правилам движения», В. Клименков

- разработка перспективного плана работы по обучению детей правилам безлопастного поведения на дорогах  на все возрастные группы.  В план работы  вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- оснащения центров активности необходимым материалом: был собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. В манипулятивный центр были закуплены дидактические игры по правилам дорожного движения: • «Знаки на дорогах»; • «Дорожные знаки»;  • «Светофор»; • «Кто ушел»; • «Что изменилось?»; • «Кто быстрее в детский сад приедет?», • «Мы едем, едем едем».

      В центре «Литературы»  добавлены картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. Художественная литература по правилам дорожного движения: • Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; • Жидков Б. «Что я видел, светофор»; • Северный А. «3 чудесных цвета»; • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; • Турутин С. «Для чего нужен светофор»; • Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»; • Маршак С. «Милиционер», «Мяч».  Используя художественную литературу, рассматривая с детьми картины, мы помним и знаем, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. 

       Центр строительства: машинки, конструктор «Дорога», дорожные знаки, атрибуты для сужетно-ролевых игр, крупный и мелкий строительный материал для постройки, крупное лего.       

- работа с родителями по реализации тематических проектов.        Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь  с родителями. Мы ведём большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для проведения деятельности в центрах активности по данной теме, игр, выполнению различных заданий с детьми.

- разработка развлечений, и вечеров досуга совместно с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

2. Практический.

- работа с детьми.

          Тематические проекты.  В период реализации проекта, с детьми были реализованы тематические проекты «Светофор», «Транспорт», «Железная дорога», «Дорожные знаки», «Перекрёсток», «Кто ездит по рельсам», «Правила в общественном транспорте», «Правило движения пешеходов на улице»,  и т.д.

           Наблюдение.  Наблюдение за жизнью улицы само по себе  обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. С детьми проводились наблюдения «За транспортом», «Перекрёсток», «Дорога», «Светофор» и т.д.

        Подвижные игры. Дети обучались правилам дорожного движения с помощью подвижных игр. Они обучались в игре действовать по словесным указанием «Стоп», «Иди», «Бегом», «Жди». Проводились такие игры как «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Красный, жёлтый, зелёный», «Автобусы», «Автоинспектор и водитель», «Будь внимательным», «Весёлый трамвайчик», «Внимание пешеход», «Гараж», «Грузовики», «Да или нет» и т.д.

    Занятия в кабинете безопасности.  Один раз в неделю мы ходим на занятие в кабинет безопасности. В кабинете безопасности есть специальное оборудование, позволяющее организовывать обучающие игры. С помощью уменьшенных копий дорожных знаков, объемных макетов и моделей  создаём различные дорожные ситуации и предлагать детям участвовать в них.  В обучении детей правилам дорожного движения используем не только настольные игры, но и учебные напольные площадки.

       Дети младшего возраста в кабинете по ПДД  играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и  тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре,  при переходе дороги, что главным на дороге является светофор. Детей постарше знакомим с  перекрестком. Ребята, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее  движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся  правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди.

    Основная  работа по обучению детей правилам дорожного движения  продолжается с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание материала усложняется: тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения. 

     Сюжетно-ролевые игры.     Большое значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет создание предметно-развивающей среды. С этой целью в  группе  изготовлен макет улицы, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов, магазины, аптек. Это место, где дети не  только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют знания правил  поведения  культурного пешехода и водителя, дорожных знаков, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения. 

         Дидактические игры. В процессе дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи с начала под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной деятельности. А я, пользуясь этим, стараюсь, в интересной увлекательной форме игры довести до сознания дошкольников необходимые знания, умения безопасного поведения на дороге.

   С помощью родителей было сделано и куплено много дидактических игр по обучению детей правилам дорожного движения «Угадай транспорт», «Играй да смекай», «Подумай отгадай», «Мы-водители», «Цветные автомобили», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины» и т.д.

       Праздники, вечера отдыха, весёлые эстафеты.  Праздник по правилам дорожного движения позволяет в игровой форме закрепить знания воспитанников. Были проведены такие праздники как «Светофор», «В страну дорожных знаков», «Красный, жёлтый, зелёный».

       С детьми 2 раза в год мы проводили вечера отдыха посвящённые правилам дорожного движения на которых проводились весёлые викторины, дети читали стихи, пели песни, и конечно кульминацией вечеров было чаепитие.

   Самостоятельная деятельность детей. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых.. В подготовительной группе вывешиваем стихи по правилам дорожного движения на стенд в группе, дети их читают.  

- работа с родителями.

Работа дошкольного учреждения  по усвоению детьми правил безопасного движения быть может эффективной только при условии его сотрудничества  в этом вопросе с родителями.

     Так в родительских уголках  каждой возрастной группы имеется  иллюстративный  материал  и  рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма. 

        Для повышения  интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные  виды  досуговой  деятельности: викторины, конкурсы, праздники, в которых участвуют родители совместно с детьми.  

        Очень интересным было  развлечение «В стране Светофория». Дети  выполняли различные задания по правилам дорожного движения: «Собери знак», «Рассади пассажиров в автомобиле», «Назови правила для пешеходов». Родители помогали своим детям выполнить задания, а в конце развлечение было чаепитие.

          Родители помогли оборудовать центры активности нужным материалом. Было изготовлено своими руками и  закуплено много дидактических игр, конструкторов, строительного материала.  

         Были проведены родительские собрания на которых родители получали консультации по обучению детей правилам дорожного движения. На собраниях так же проводились деловые игры, анкетирование, беседы о том как нужно вести себя в той или иной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге детей старшего дошкольного возраста.

Загадки ПДД  1. Эту ленту не возьмешьИ в косичку не вплетешь.На земле она лежит,Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)  2. Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.Подскажу, когда ...

Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...