Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья по обж на тему

    Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тинникова Ольга Алексеевна, воспитатель группы компенсирующей направленности

    МБДОУ  г.Абакана «Детский сад «Алёнка».

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Профилактика  детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной в современном городе. В век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно детям, начинающим осваивать азы дорожной азбуки. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием детей являются:

    -незнание правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги;

    -недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице.

    Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только  в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным систематическим практическим повторением. На территории нашего детского сада размечена дорожная часть и пешеходный переход («зебра»), ежедневно, когда группа детей идет на прогулку, воспитатели с детьми повторяют правила поведения на проезжей части. Если каждый родитель ежедневно при подходе к проезжей части будет говорить ребенку: «Стой, дорога!», то для ребенка останавливаться перед дорогой станет полезной привычкой. Если ежедневно, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, а не переходить дорогу в неположенном месте, то для него такой маршрут станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек  для них – явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

    -ребенок-пешеход;

    -ребенок- водитель детского транспортного средства (велосипед, самокат и т.д.);

    -ребенок- пассажир транспортного средства.

    Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах охватывает все виды деятельности в ДОУ для того, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

    -непосредственно образовательную деятельность: познавательная, соц- коммуникативная, речевая, физическая, художественно-эстетическая;

    -совместную деятельность взрослого и ребенка;

    -самостоятельную деятельность ребенка.

    В дошкольном учреждении у детей сформированы соответствующие их возрасту, необходимые представления , умения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Оно осуществляется:

    -во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы;

    -во- вторых, в процессе специально-организованной образовательной деятельности по дорожной тематике.

    Так в первой младшей группе у детей развиваем умения различать красный, зеленый, желтый цвет. Закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть, даже на зеленый сигнал светофора.

    Во второй младшей группе продолжаем знакомить с различными видами транспортных средств: грузовые и легковые автомобили, общественный транспорт( автобус, троллейбус). Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, мы знакомим детей с правилами поведения в общественном транспорте.

    В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть» знакомим детей с местами движения машин и людей, отрабатываем навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Вводится новое понятие» пешеходный переход», проводятся беседы о его назначении, целевые прогулки.  Развиваются умения детей находить его на иллюстрациях в книгах, макетах, после чего детям объясняется важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему.

    В старшей группе во время практических занятий регулярно отрабатываются навыки перехода проезжей части. На территории ДОУ размечена проезжая часть, тротуара, пешеходные переходы. Каждый ребенок,  подойдя к пешеходному переходу, останавливается на некотором расстоянии от него, внимательно осматривает проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо. Все действия детей доводятся до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

    В старшей и подготовительной к школе группах дети получают четкие представления о том, что ПДД направлены на сохранение жизни и здоровья детей, поэтому все обязаны их выполнять.

     Для организации и управления процессом воспитания и образования детей в каждой возрастной группе оформлены центры по ПДД. Так, в первой младшей группе в центре игры применяются наборы транспортных средств, иллюстрации, дидактические картинки, круги зеленого, желтого, красного цветов, макеты светофора, атрибуты к с\р игре « Транспорт», дидактические игры «Собери машину», «Собери светофор», паззлы тематические из 4 частей.

    Во второй младшей группе добавляются картинки для игры на классификацию видов транспорта: «На чем едут пассажиры?», «Найди такую же машину», «Найди такую же по цвету» и т.д.; простейший макет улицы (где обозначены тротуар и проезжая часть), макет транспортного светофора (плоскостной).

    Для ребят средней группы новым будет макет светофора с переключающимися сигналами (от батареек), дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери транспорт по виду», «Красный, желтый, зеленый» и т.д., макет улицы с пешеходным переходом.

    В старшей группе появляются: макет перекрестка, с помощью которого ребята смогут решать задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке ( макет со съемными предметами, где дети сами моделируют улицу); набор дорожных знаков, дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак?», «Наша улица», «Перекресток», «О чем говорит жезл», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка, накидка) и т.д.

    В подготовительной к школе группе содержание центра более усложняется: картотека «опасных ситуаций», организация окна для выдачи водительских удостоверений и т.д.В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности по следующей тематике:

    -«Дорога в дошкольное учреждение», «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению», «Опасности на улице», «Правила поведения на улице, во дворе, на тротуаре», «правила перехода проезжей части, «Виды и сигналы светофора», «Виды пешеходных переходов», «Дорожные знаки для водителя и пешехода» и т.д.

    На мероприятиях с дошкольниками по дорожной тематике приглашаются сотрудники  ГИБДД для дополнения и разъяснения детям отдельных положений правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

    В ДОУ часто проводятся конкурсы детских рисунков и поделок на данную тематику. Дети сами изготовляют атрибуты к с\р играм, затем сами охотно играют своими автомашинами, светофорами, дорожными знаками, бережно относятся к ним. Интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада. Целевые прогулки, направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. Проводя целевые прогулки на территории и вокруг детского сада, развиваем у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия дорожной среды.

    В результате планомерной работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города воспитывается новое поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"

                          Прогнозируемые результаты: ·      Образовательныеv    Приобретени...

    Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

    В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

    Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

    «Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»

    Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения....

    Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

    Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

    Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

    Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...