Главные вкладки

    ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Ваулина Наталья Геннадьевна

     

                            Прогнозируемые результаты:

     

    ·      Образовательные

    v    Приобретение элементарных знаний по теме «Правила Дорожного Движения».

    v    Умение детей находить единственно верное решение в проблемной ситуации.

    v    Развивать творческие способности детей.

    v     

    §        Воспитательные

    v    Воспитать дисциплинированного пешехода

    v    Привить культуру поведения на дороге.

    v    Побудить  детей к дальнейшему знакомству с ПДД.

     

    ·      Социальные

    v    Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

    v    Научить правильно оценивать поступки и уметь осознавать негативные последствия отрицательных поступков для себя и других.

    v    Научить в совместной деятельности действовать согласованно, считаться с мнением других.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    «Организация и пути совершенствования предметной развивающей среды в ДОУ.»

      1.Введение.

       Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

         Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

        Социальный мир, окружающий ребёнка, наполнен разнообразным  содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен – все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

          Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

          Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д.

          В дошкольном образовательном учреждении этот мир представляет предметно – развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность, приобретается опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    2. Понятие «предметно-развивающая среда».

          Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она  объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

         Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.

         Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей  среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.

          Воспитательный потенциал предметно-развивающей  среды многоаспектен: это — и условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств,  это — и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

          Таким образом, предметно-развивающая среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

           Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике  как характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.

        В условиях реформирования системы дошкольного образования  одним из путей обновления содержания воспитания и обучения дошкольников  является переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога с детьми. Ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка. Воспитателю необходимо  учитывать в своей работе индивидуальные, возрастные особенности  каждого ребёнка, его интересы  и способности.       В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием физических, личностных, интеллектуальных качеств повышается компетентность  ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

          Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.

          Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

        3. Принципы построения предметно-развивающей среды.

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком  «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
    2. Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
    3. Принцип стабильности-динамичности  - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
    4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования  - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
    5. Принцип учета половых и возрастных различий детей  - позволяет осуществлять гендерный подход,  даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами  мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
    6. Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
    7. Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
    8. Принцип открытости – закрытости –  предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
    9. Принцип безопасности  и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

         Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.

          При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая , профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.  

    Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

    5. Идея и задачи проекта.

            С целью реализации всех обязательных принципов построения  среды, индивидуализации  предметной развивающей среды  и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели, был разработан проект.

            Идея проекта заключается в том, что каждый компонент предметной развивающей  среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать  свою индивидуальность и творчество.

        В реализации проекта принимают  участие педагоги, дети и родители.

        В качестве основных задач проекта были определены:

    1.  освоение педагогами новых образовательных  технологий и методов работы с детьми с использованием компонентов предметной развивающей среды;
    2.  эстетизация и модернизация  предметной развивающей  среды; обеспечивающей  уважение к личности  каждого ребёнка, развивающей инициативность и активность, творческие способности, фантазию, изобретательность детей, умение  принимать участие в её создании и переменах;
    3. создание индивидуально комфортной и эмоционально благополучной предметной среды, в которой ребёнок взаимодействует с различными её элементами;
    4.  участие родителей в создании предметной развивающей среды.

        Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной

    компетентности педагога.

    Содержание методической работы с педагогами. 

          Методическая работа  с педагогами предусматривает как традиционные, так и инновационные формы проведения методических мероприятий. Данная работа проводится в три этапа: подготовительный, этап реализации и подведение итогов.

         Подготовительный этап: изучение методической литературы и материалов   журналов  «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего  воспитателя», «Управление ДОУ» и др., интернет-сайтов по вопросам оформление и создания предметной развивающей среды; проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, посещения других ДОУ с целью ознакомления с предметной окружающей средой. Затем у учётом приобретённых знаний педагоги обсуждают и предлагают индивидуализированный дизайн предметной среды в каждой возрастной группе. План методической работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности в сфере организации предметной развивающей среды представлен в приложении 1.

             Этап реализации предусматривает проведение конкурсов, выставок, проектов по организации предметной среды в группах. Происходит преобразование предметной среды в группах, вносятся изменения и дополнения в уже имеющееся зонирование среды. Динамичность среды реализуется с помощью раздвижных перегородок и ширм. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями. Предпочтение отдаётся личностно ориентированной модели построения предметной среды, в оформлении которой участвуют педагоги, дети и родители. Идеи педагогов  по организации предметной среды позволяют сделать каждую возрастную группу неповторимой, отличной от других, и тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения предметной среды.    Подробное использование различных компонентов предметной развивающей среды представлено в приложении 2.

        На завершающем этапе подводятся итоги по преобразованию предметной развивающей среды, выявление результатов педагогической деятельности педагогов, анализ проделанной работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.

         Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

         И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

    Приложение 1.

    План методической работы с педагогами по повышению профессиональной компетенции в сфере организации предметной развивающей среды.

    Мероприятия.

    Содержание.

    1. Цикл методических чтений.

    Подборка методической литературы, статей из журналов и их изучение по вопросам организации предметной развивающей среды.

    2.Сайт-экскурсии.

    Самостоятельное изучение педагогами интернет-сайтов по вопросам организации предметной развивающей среды в ДОУ.

    3. Консультации.

    Цель: расширение теоретических и практических знаний педагогов, повышение их профессиональной компетентности в вопросах организации предметной развивающей среды.

     - «Принципы построения предметной развивающей среды в соответствии с ФГТ».

    -  «Оформление книжного уголка».

    - «Оформление стендов для родителей».

    - «Гендерное воспитание в игре».

    - «Детская субкультура».

    - «Мини-музеи в работе с детьми»

    - «Оформление уголка по изучению правил дорожного движения»

    4. Мастер – классы

    Цель: обмен опытом, внедрение и использование инновационных методов и форм в оформлении предметной среды.

    - «Откуда берется звук?» - изготовление самодельных музыкальных инструментов.

    - «Книжки-самоделки» - изготовление разнообразных книг-самоделок из различных материалов.

    - «Игрушки  – своими руками» - изготовление игрушек, игр, дидактических пособий своими руками из бросового материала.

    - «Мини-музеи в  детском саду» - создание мини-музеев, детских коллекций.

    5. Работа мини-типографии ДОУ.

     Цель: повышение педагогической компетенции родителей, привлечение их к работе в оформлении предметной среды в группах.

    - Разработка и распечатка методических рекомендаций и консультаций для родителей.

    - Выставки фотоматериалов, иллюстративного материала.

    - Изготовление памяток для родителей.

    - Оформление стенгазет и фотогазет.

    Приложение 2.

    Использование отдельных компонентов в организации предметной развивающей среды.

    Компоненты предметной среды.

    Использование в создании предметной среды .

    Книжки-самоделки.

    Изготовленные воспитателями, детьми и родителями  книжки-самоделки размещаются в книжном уголке. Дети  рассматривают, играют с ними, рассказать, из чего она  изготовлена.  Дети  не будут портить, ломать  то, что сделано  руками  их родителей. Воспитывается бережное отношение к книгам, интерес к чтению

    Журналы о спорте, автомобилях, прическах, еде, животных, растениях и т.д.

    Тематические выставки в книжном уголке на темы: «Автомобили», «Спорт», «Семейные кулинарные рецепты», «Животный мир» и т.д. Дополнение данных тематических выставок иллюстрациями, фотографиями, открытками, игрушками-экспонатами (машинки, фигурки  животных разных размеров и из разного материала и т.д.).

    Семейные традиции и коллекции.

    Создание альбомов «Семейное блюдо», «Коллекция увлечений», семейных фотогазет и фотоальбомов, генеалогического древа  и герба семьи. Это  развивает у ребёнка гордость за свою семью, а участие в данных конкурсах и выставках сближает всех членов семью

    Коллекционирование.

    Систематизация и изучение собираемых предметов. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, игрушками и т.д. Собирание коллекций объединяет детей в группе,  расширяет знания об окружающем мире. У детей возникает желание создавать собственные коллекции.

    Личные  домашние детские коллекции.

    Личные домашние  коллекции: карточки,  фантики, «детские секретики», «детские драгоценности» и  другие компоненты детской субкультуры помогают ребёнку проявить свою индивидуальность, показать свою значимость, поделиться своими интересами с другими детьми. Рассказывая  другим  детям о своей коллекции, он вызывает интерес у сверстников  к созданию собственной.

    Мини-музеи.

    Оформлять мини-музеи можно на разнообразные темы, в подборе материалов принимают активное  участие родители и дети.

    Самодельные музыкальные инструменты.

    Самодельные музыкальные инструменты размещаются в музыкальном уголке. Они помогают детям  проявлять творчество, увидеть и услышать звуки и музыку в окружающих предметах. Выступление в составе детского  оркестра самодельных инструментов на праздниках и концертах повышает личную значимость ребёнка в детском коллективе.

    Уголок именинника.

    В раздевалке размещается фотография, поздравление и пожелания имениннику. В группе создаётся атмосфера праздника с помощью красочного стула именинника, вручается подарок. Ребёнок-именинник в этот день становится центральным лицом в детском коллективе.

    Игрушки-самоделки, игры-самоделки.

    Разнообразные игрушки, изготовленные из бросового материала с  детьми.  Они привлекают внимание детей, учат фантазировать, стимулируют придумывать новое.

    Макеты.

    Макеты организуют предметно-развивающую среду для игр с мелкими игрушками. Это могут быть: улица города, комната куклы, макет театральной сцены и др. Макет помогает сюжетосложению, выводит его на более высокий уровень, содействует общему развитию ребёнка, раскрывает творческие способности.

    Уголок забытых вещей.

    Располагается в раздевалке. Помогает детям и родителям отыскать свои забытые и потерянные игрушки и вещи.

    Создание портфолио ребёнка.

    Создание папок, альбомов с личными работами, достижениями ребенка в разных видах деятельности: детские творческие работы (рисунки, аппликация), сочинённые детьми рассказы, смешные детские высказывания, фотографии и т.д. В создании портфолио ребёнка принимают активное  участие родители.

    Творческие мастерские.

    Наличие разнообразных конструкторов, «Лего»; природного и бросового материала  для проектирования и изготовления игрушек и атрибутов для игр.  Данная деятельность развивает воображение, творчество.

    Детские исследования и опыты.

    Наличие предметов с разными свойствами для их исследования: природные экспонаты (камни, ракушки, песок); наблюдения за посевами семян в природном уголке; проведение элементарных опытов с совой, снегом, льдом. У детей закладывается фундамент познавательной деятельности, пробуждается интерес к окружающему миру.

    Уголок

     «Край родной».

    Размещаются предметы государственной символики (флаг, герб), материалы и иллюстрации о Родине, о родном городе, о людях, прославивших свою страну

    (космонавты, герои ВОВ, воины-защитники, люди разных профессий и т.д.), предметы народно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах и др. У детей закладываются основы патриотизма, сопричастности себя к событиям, происходящим в родном городе, в стране.

    Литература.

    1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4.
    2. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5
    3. Доронова Т. Об эстетике оформления групповых помещений. //Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 1
    4. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 9, № 10
    5. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ  Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
    6. Короткова Н. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с семьёй. //Ребёнок в детском саду. – 2004. - № 2
    7. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.                                                        

        555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М.:

         ТЦ  Сфера, 2011. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

    1. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11
    2. Юркова Г.С. Портфолио воспитанника ДОУ. // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - № 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

    В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

    Проект по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей 5-6 лет

    I. Тема проекта «Азбука дорожной безопасности»II. Срок реализации – один учебный год.III. Проблема.IV. Актуальность темы.V. В деятельности по реализации проекта «Азбука дорожной безопасности» использо...

    Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошколь-ного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

    В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

    Рабочая программа по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге для детей среднего и младшего дошкольного возраста "Дети и дорога"

    Актуальность.Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети  ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не вы...

    Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»

    Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

    Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

    Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...


     

    Комментарии

    Клоченко Галина Павловна

    Молодец!