Главные вкладки

    Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями
    методическая разработка по обж по теме

    Петрова Инна Васильевна

    Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_metodicheskie_rekomendatsii.docx2.81 МБ
    Файл 2_konspekty_zanyatiy.docx2.68 МБ
    Файл 3_razvlecheniya.docx1.07 МБ
    Файл 4_rabota_s_roditelyami.docx113.52 КБ
    Microsoft Office document icon 5_igrypopdd.doc197 КБ
    Файл 6_kartoteka.docx134.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    «Зелёный огонёк»

    Сборник материалов для работы с родителями

    C:\Users\USER\Desktop\961.jpg

                            Приложение 3

    к методическим рекомендациям  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».

    «Зелёный огонёк»

    Сборник материалов для работы с родителями

    Составители:

                     Л.А. Кузора

                       И.В. Петрова

    Содержание

    «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

    Консультация для родителей по обучению детей

    правилам дорожного движения…………………………………4

    «Безопасность на дорогах» Родительское собрание…………9

     «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

    Консультация для родителей

    по обучению детей правилам дорожного движения

    ПОМНИТЕ!

    Воспитатели – не доучили,

    Родители – не досмотрели,

    ГИБДД – не доорганизовало,

    Водитель – не среагировал,

    а в результате – ребенок пострадал

    в дорожно-транспортном происшествии.

    Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: «все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.

    В ДТП дети попадают не просто так. Одни выбегают поиграть на проезжую часть дороги, догоняя свой мяч, другие, выходя на дорогу не посмотрев по сторонам, а виноваты в этом мы, взрослые это мы не научили детей, не подсказали, не предостерегли. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят дорогу вне пешеходного перехода. Ежегодно на дорогах России погибают около 1, 5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения. И это не просто цифры. Дорога - угроза жизни детей. Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить! Только следуя всем установленным правилам и требованиям, Вы сможете сохранить жизнь и здоровье детей.

    Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

    Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

    Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

    В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

    Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

    Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

    ● Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.

    ●Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.

    ●Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.

    ●Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.

    ●Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.

    ●Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.

    ●Переходите улицу строго под прямым углом.

    ●Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.

    ●При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.

    ●Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.

    ●Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.

    ●Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.

    ●Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.

    ●К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

    ●Играй только в стороне от дороги.

    ●Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.

    ●Переходи улицу только шагом, не беги.

    ●Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.

    ●Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.

    ●Не пересекай путь приближающемуся транспорту

    ●Трамваи всегда обходи спереди.

    ●Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.

    ●Не высовывайся из окна движущегося транспорта.

    ●Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.

    ●Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.

    ●Если ты потерялся на улице не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

    Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

    Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

    Уважаемые родители! Помните!

    На улице крепко держите ребёнка за руку!

    Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, и только потом переходить улицу.

    Ребёнок учится законам улицы у родителей.

    Пусть Ваш пример послужит правильному поведению на улице не только вашего ребёнка, но и других детей.

    Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и он чувствовал себя уверенно на дороге, советуем Вам:

    - напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;

    - никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;

    - при переходе проезжей части держите ребенка за руку;

    - учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;

    - учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;

    - не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

    Еще раз помните! Дорога полна неожиданностей: она не терпит шалости - наказывает без жалости! Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!

    «Безопасность на дорогах»

    Родительское собрание

    Цели:

    - сохранение жизни и здоровья детей

    - формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка

    - привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

    -педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

    Задачи:
    - обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста

    -определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

    Форма работы: практикум.

    Участники: родители, воспитатели.

    План проведения собрания.

    1. Вступительная часть.
    2. Игра для родителей «Устами младенца», «Заморочки из бочки».
    3. Основные правила поведения детей на дороге.
    4. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».
    5. Памятки для родителей.
    6. Рефлексия.
    7. Задание для родителей.

    Предварительная работа: проведение конкурса рисунков, поделок по ПДД, провести анкетирование и тестирование родителей; запись DVD к конкурсу «Устами младенца», вывесить памятки для родителей, разработать памятки по ПДД для родителей.

    Ход собрания

    1. Вступительное слово.

    Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.

    Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

    Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

    Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребёнка ещё водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером вех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первые шаги на проезжую часть дороги.

    Любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, или ребёнок держится за сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой – значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, никогда не случится.

    Помните! Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.

    2. Воспитатель: Уважаемые родители! Чтобы не случилось беды в вашей семье, чтобы избежать несчастного случая, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны знать и строго соблюдать установленные правила движения, они не сложные.

    Воспитатель: Давайте сначала немного поиграем в игру «Устами младенца». Условия этой игры аналогичны одноименной телевизионной передаче. Если слово угадывается с первой попытки, вы получаете 5 баллов. Каждая следующая подсказка лишает  одного балла.

    1. Он бывает разноцветный.

    2. Он похож на палку.

    3. Им указывают на кого-нибудь и тот останавливается.

    4. На нем чередуются черный и белый цвет.

    5. С ним не расстается сотрудник ГИБДД. (Жезл)

    6. В городе этого много.

    7. Он бывает разный.

    8. Когда на нем находишься, зевать нельзя.

    9. Часто на нем светофоры.

    10. На нем все смотрят по сторонам. (Перекресток)

    11. Его редко увидишь, но он есть.

    12. Когда я вырасту, стану им.

    13. Он все время машет, поворачивается в разные стороны или свистит.

    14. Все его слушаются.

    15. Он стоит, когда не работает светофор. (Регулировщик) .

    16. Это что-то такое длинное.

    17. Он бывает разноцветный, а бывает и одного цвета.

    18. До него еще знак предупреждающий, что он будет.

    19. Если он есть, значит, рядом железная дорога.

    20. Если он поднят, то можно ехать. (Шлагбаум)

    21. Зимой её не видно, а летом её красят.

    22. Она бывает разноцветной.

    23. Кто-то по ней ходит, кто-то перед ней останавливается.

    24. Похожа на лошадь.

    25. Как тельняшка. (Зебра)

    26. Это что-то такое высокое.

    27. Он бывает разный.

    28. У него три глаза.

    29. Все на него смотрят.

    30. Глаза светятся по очереди. (Светофор)

    Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы знаете дорожные знаки. Игра называется «Заморочки из бочки». Внимательно прослушайте стихи. Кто из вас быстрее и правильно назовет знак, о котором идет речь в стихотворении, заработает балл. Чтобы ответить нужно, поднять руку.

    1. Нарисован человек.
      Землю роет человек.
      Почему проезда нет?
      Может быть, здесь ищут клад?
      И старинные монеты
      В сундуке большом лежат?
      Их сюда наверно встарь
      Спрятал очень жадный царь?
      (дорожный знак «Дорожные работы»)
    2. От чего бы это вдруг
      стрелки дружно встали в круг,
      и машины друг за другом
      мчаться весело на кругу.
      Что такое, в самом деле,
      Словно мы на карусели.
      (дорожный знак «Круговое движение»).
    3. Вот так знак! Глазам не верю:
      Для чего здесь батарея?
      Может быть зимою вьюжной
      Здесь шоферам греться нужно.
      Почему же в летний зной
      Знак не снимут с мостовой.
      (дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)
    4. Замечательный
      Знак –
      Восклицательный знак
      Знак!
      Значит можно здесь
      Кричать, петь, шуметь, озорничать?
      Если бегать – босиком!
      Если ехать – с ветерком!
      (дорожный знак «Прочие опасности»)
    5.  (дорожный знак «Подземный пешеходный переход»)
    6. Что за знак?
      Пешеход в нем зачеркнутый идет
      Что же это означает?
      Может вас здесь обижают?
      (дорожный знак «Движение пешеходов запрещено»)
    7. Знаешь знак? Его значенье –
      Двух дорог пересеченье.
      Равнозначны две подружки,
      Две дороженьки-резвушки.
      (дорожный знак «Пересечение равнозначных дорог»)
    8. Я сойду с велосипеда,
      Если знак увижу этот.
      И пойду, как пешеход,
      Вместе с ним на переход.

    (дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено»)

    Вы все замечательно справились с заданиями.

    3.Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок:

    1. Основные термины и понятия правил.
    2. Обязанности пешеходов.
    3. Обязанности пассажиров.
    4. Сигналы светофора.
    5. Предупредительные сигналы.

    Помните!  Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

    Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

    •   наблюдать за дорогой;

    •   правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;

    •   видеть, слушать, предвидеть, избегать, опасность.

    Наблюдать за дорогой.

    1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

    2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

    3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину  издалека. Научите его всматриваться вдаль.

    4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая  едет прямо, а какая готовится к повороту.

    5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

    Правильно оценивать дорожную обстановку

    Главная опасность - стоящая машина.

    Почему? Да потому,  что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеходуступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

    Правило №1.

    Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание  на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.

    Правило №2

    Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

    Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.

    Правило №3

    И у светофора можно встретить опасность!

    Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться.  Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.

    Правило№4

    Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

    Правило №5

    Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.

    Правило №6

    Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и  у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигналпри виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.

    Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах,  значит,  в ваш дом не придёт беда.

    4. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

    Работа в группах.

    Сейчас мы проверим, как родители усвоили услышанное и смогут научить ребёнка, как вести себя, чтобы предотвратить несчастные случаи на дорогах. Часто нас поджидают ловушки, при  которых необходимо своевременно принять правильное решение.

    Ловушка № 1.

    КОГДА РЕБЕНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС, ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ

    Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

    Вывод: Научите ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации

    Ловушка № 2.

    РЕБЕНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ, ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ

    Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

    Вывод: "Машина медленно идет, успею перебежать", - думает ребенок... и попадает под автомобиль. Показывайте своему ребенку подобные ситуации, объясняйте ему на улице, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность!

    Ловушка № 3.

    ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ

    Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

    Вывод: Где опаснее всего переходить улицу: в зоне остановки или на перекрестке? Задайте этот вопрос ребенку. Обычно дети говорят: "На перекрестке опаснее". Это не так. В зоне остановки попадают под машину в три раза больше детей, чем на перекрестке.

    Ловушка № 4.

    УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ, ВИДЕТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТИ

    Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

    Вывод: Дети попадают под машину в типичных дорожных "ловушках". Нельзя переходить дорогу, не убедившись в безопасности. Подожди, когда будет полный обзор.

    Ловушка № 5.

    ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!

    Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

    Вывод: В первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

    5. Памятка для родителей.

    Мы хотим, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

    •        Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

    •        Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

    •        Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

    •        Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    •        Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

    •        Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.

    6. Рефлексия.

    Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

    7. Задание для родителей.

    Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из сада домой.

    Мы уверены, если мы будем вести такую активную работу по данному направлению, дети  будут наглядно запоминать правила поведения на дороге. Тогда мы избежим множество опасных ситуаций и сохраним жизни наших детей.

    Итог. Мы рады, что Вы пришли на наше родительское собрание и приняли активное участие в игре. Мы Вам желаем никогда не нарушать правил дорожного движения!

    Приложение № 1

    к родительскому собранию

    Анкета для родителей

    1.Знакомите ли вы своего ребенка с правилами дорожного движения?

    2.С какого возраста вы стали знакомить его с ними?

    3.Показывали ли вы своему ребенку безопасную дорогу из дома в школу и обратно?

    4.Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении правил дорожного движения?        

    5.Бывает иногда так, что ваш ребенок «преподает» вам урок безопасного поведения на дороге?

            Приложение № 2

             к  родительскому собранию

    Памятка для родителей

    •        Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

    •        Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

    •        Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

    •        Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

    •        Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

    •        Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.



    Предварительный просмотр:

    Игры

    для ознакомления детей с правилами дорожного движения

    Приложение 4

    к методическим рекомендациям  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».

    Игры

    для ознакомления детей с правилами дорожного движения

    Составители:

                     Л.А. Кузора

                       И.В. Петрова

    Содержание


    1. Игры на подиуме …………….….….4
    2. Настольно-печатные игры……….…6
    3. Подвижные игры……………….……8
    4. Игры – тренинги……………………11
    5. Театрализованные игры……………13
    6. Дидактические игры………………..14
    7. Обучающие игры……………………17
    8. Сюжетно-ролевые игры ……………23

    I. Игры на подиуме (в автогородке)
    Макет улицы - готовая модель (автогородок) или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей.

    1. Младшая группа
    Цель: учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора.
    2. Средняя группа
    Цель: закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора
    3. Старшая группа
    Цель: формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; познакомить с назначением "островка безопасности".
    4. Подготовительная к школе группа
    Цель: научить детей соблюдать следующие правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зелёный свет светофора, при красном и жёлтом свете стоять, не играть на проезжей части улицы, дороги.

    "Наша улица" (старшая группа)
    Цель:
    1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
    2. Закрепить представления детей о назначении светофора.
    3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
    Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

    "Улица города" (старшая группа)
    Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
    Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

    II. Настольно-печатные игры для детей старшего дошкольного возраста

    "Летит, плывёт, едет"
    - Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.

    "Дорожные знаки"
    - Игра познакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Особое внимание уделено знакам, непосредственно относящимся к детям - участникам дорожного движения.

    "Дорожная азбука"
    - Хочешь узнать о знаках дорожного движения? Открой этот сборник игр и представь, что ты сидишь за рулём автомобиля. Проехав по дорогам всех игр, ты познакомишься с предупреждающими, а также предписывающими знаками.

    "За рулём"
    - Игра познакомит детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научит его квалифицировать:
    • транспорт города
    • грузовые
    • мототранспорт
    • легковые
    • спецмашины.

    "Красный, жёлтый, зелёный"
    - Игра способствует изучению правил дорожного движения.

    "Игры-вкладыши":
    "Правила дорожного движения"
    "Транспорт"
    "Город"
    Цель: подбирать вкладыш в соответствии с изображением, закрепляя основные понятия


    III. Подвижные игры

    "Цветные автомобили" (младшая группа)
    По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

    "Машины" (младшая группа)
    Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

    "Воробушки и автомобиль" (младшая группа)
    Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

    "Трамвай" (младший возраст)
    Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

    "Светофор" (старшая и подготовительная группы)
    Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная).
    Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

    Если свет зажёгся красный,
    Значит, двигаться…..(опасно).
    Свет зелёный говорит:
    "Проходите, путь……(открыт)".
    Жёлтый свет - предупрежденье -
    Жди сигнала для….(движенья).
    Затем руководитель объясняет правила игры:
    - Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
    Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

    "Мы юные автомобилисты" (дети дошкольных групп)
    Инспектор ГИБДД (воспитатель), проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение.
    Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения:
    1. Придерживаться правостороннего движения
    2. Правильно реагировать на сигналы светофора
    3. Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом)

    "Стоп" (старшая группа)
    Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего: "Дружно шагай" - зелёный кружок,
    "Смотри, не зевай" - жёлтый кружок,
    "Стоп!" - красный кружок.

    VI. Игры-тренинги

    "Паровозики" и "машины"
    Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной их них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться "паровозики", по другой - "машины". Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа - "паровозики" - освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение.
    Затем предложите группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы "машины" придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом.
    После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, усложните игру и предложите "паровозикам" и "машинам" двигаться по пересекающимся дорожкам. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.
    Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, почему "паровозики" и "машины" иногда сталкивались, мешали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организовывать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.
    После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая таким образом путь "машинам". Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-"паровозиков". В этом случае столкновение невозможно. Если это всё-таки произойдёт, проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.
    Аналогичный тренинг может предшествовать объяснениям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступать одни из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зелёный, жёлтый) флажок или другой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кружок). Далее тренинг можно усложнить: двое детей синхронно подают световые сигналы, причём один из них указывает путь зелёным сигналом для одного направления движения ("паровозам"), а другой - красным сигналом - показывает "стоп" транспорту, который двигается в перпендикулярном направлении ("машинкам"). Затем обе одновременно "включают" жёлтый свет.
    "Игры во дворе"
    Предложит детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы под ней могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями.
    В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.
    Сюжет игры можно менять: например, играющих детей предупредит об опасности зайчик, высунувшийся из окна дома.

    V. Театрализованные игры

    Кукольный спектакль "Уважайте светофор"
    Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Петух, Заяц, Лиса, Пертушка, Пёс, Кот.
    Инсценировка "На лесном перекрёстке"
    Действующие лица: Сорока, Медвежонок, Зайчонок, Лягушонок, Кот, Козлёнок, доктор Айболит.

    Кукольный театр "Игры во дворе"
    Действующие лица: куклы - мальчики, девочки, машины.

    Игра "Путешествие за город"
    Действующие лица: дорожные знаки.

    Настольный театр "Друзья Светофорика"
    Действующие лица: Светофорик, зверята.

    Кукольный спектакль "На лесном перекрёстке"
    Действующие лица: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса

     Стенд - книжка "Приключения Помехи-Неумехи"
    Действующие лица: сюжетные рисунки с изображением дорожных знаков.

    Игра-драматизация "Незнайка нам дороге"
    Действующие лица: Незнайка, Знайка, Шпунтик, Винтик, постовой.
    Театр игрушек "Происшествие в Светофории"
    Действующие лица: Светофор, Кот в сапогах, Богатырь, Иванушка, Алёнушка.
    VI. Дидактические игры

    "Светофор" (младшая и средняя группы)

    Цель:
    1. Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
    2. Закрепить представление детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный).

    Материал: цветные картонные кружочки (жёлтые, зелёные, красные); макет светофора.

    "Поставь дорожный знак" (старшая группа)

    Цель:
    1.Учить детей различать следующие дорожные знаки: "Железнодорожный переезд", "дети", "Пешеходный переход", "Дикие животные" (предупреждающие); "Въезд запрещён", "Проход закрыт", "Движение на велосипедах запрещено" (запрещающие); "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Пешеходная дорожка" (предписывающие); "Место стоянки", "Пешеходный переход", "Пункт медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Пункт технического обслуживания" (информационно-указательные); "Пункт первой медицинской помощи", "Автозаправочная станция", "Телефон", "Пункт питания", "Место отдыха", "Пост ГАИ" (знаки сервиса).
    2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

    Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного перехода, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрёстков.

    "Теремок" (старшая группа)

    Цель:
    1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.
    2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: "Железнодорожный переезд", "Дети", "Опасный поворот"; запрещающих знаках: "Въезд запрещён (велосипедисту, водителю)", "Движение на велосипедах запрещено", "Проход закрыт"; предписывающих знаках: "Обязательное направление движения", "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Велосипедная дорожка"; информационно-указательных знаках: "Место стоянки", "Пешеходный переход"; знаках сервиса: "Пункт первой медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Техническое обслуживание автомобилей".
    3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

    Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в ней окошком; палочка.

    "Угадай, какой знак" (старшая группа)

    Цель:
    1. Учить детей различать дорожные знаки.
    2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
    3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

    Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

    "Виды перекрёстков" (старшая группа)

    Цель:
    1. Познакомить детей с видами перекрёстков.
    2. Учить правилам перехода улицы.
    3. Развивать внимание и наблюдательность.

    Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.

    VII.  Обучающие игры

    Игра «Пешеходы и водители»
    Ход игры:
    Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:
    - На какой свет могут двигаться машины?
    - На каком свет двигаться нельзя?
    - Что такое проезжая часть?
    - Что такое тротуар?
    - Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)
    Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:
    - Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)
    игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

    Игра-соревнование
    Дети, которые были водителями в предыдущей игре, становятся пешеходами, а пешеходы -водителями. Водители делятся на две команды по 5 человек в каждой и выстраиваются в колонну у линии «Старт» с обеих сторон перекрестка на расстоянии 15 м от него. Каждой команде вручается жезл.
    Ход игры:
    Участники игры должны проехать перекресток при зеленом сигнале светофора и соответствующем жесте регулировщика, ответить на вопросы ЮИД возвратиться на место, не получив ни одного прокола талона.
    По сигналу команды начинают соревнование. Первые участники команд движутся навстречу друг другу. В 10 м от перекрестка их встречает юный инспектор движения и предлагает взять дорожный знак, обозначающий «Пешеходный переход».
    В руках у инспектора набор дорожных знаков. Водитель берет нужный знак и продолжает движение через перекресток в соответствии с сигналом светофора. За перекрестком он совершает разворот и возвращается к своей команде, передавая жезл следующему участнику игры, а сам становится в конец команды.
    Второй участник игры должен выбрать у инспектора указатель «Переход» и проехать перекресток в соответствии с жезлом регулировщика. Третий водитель выбирает знак «Дети» и движется через перекресток на сигналы светофора.
    Затем задания повторяются или по желанию могут быть заменены на загадки (задает юный инспектор движения на остановках).
    Во время игры юный инспектор движения, регулировщик, пост ГИБДД следят за действиями водителей и пешеходов. За каждое нарушение водитель получает прокол талона. По окончании игры команды представляют набор знаков и талоны, где отмечены нарушения в виде проколов. Комиссия подсчитывает нарушения и определяет победителей. При этом учитывается и то, какая команда раньше закончила соревнования. Игра заканчивается разбором ошибок и награждением победителей. Всем участникам вручаются памятки или значок.

    Игра «Стоп - Идите»

    Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.
    Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

    Игра «Наш друг постовой»

    Посмотрите: постовой
    Встал на нашей мостовой
    Быстро руку протянул,
    Ловко палочкой взмахнул.
    Вы видали? Вы видали?
    Все машины сразу встали.
    Дружно встали в три ряда
    И не едут никуда.
    Не волнуется народ,
    Через улицу идет.
    И стоит на мостовой,
    Как волшебник постовой.
    Все машины одному
    Подчиняются ему.
    (Я.Пишумов)

    Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует).
    Правила игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди.

    Игра «Найди безопасный путь»
    Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей:
    - Везде ли можно переходить улицу?
    - Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?
    - Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?
    - Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны?
    - Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?
    - Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

    Игра «Где мое место?» 
    Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.
    Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.
    1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
    2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

    Игра «Путаница»
    Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок я просит помочь исправить положение.
    Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают.

    Игра «Дорожный экзамен»
    Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.
    Правила игры: Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и , завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

    Игра «Выполни поручение»
    Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.
    Правила игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.

    Игра «Повороты»
    Подготовка к игре:
    Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
    Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

    Игра «Как проехать?»
    Подготовка к игре: Конструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения.
    Правила игры: Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения.

    Игра «Угадай знак»
    Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
    Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

    VIII. Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения
    (для детей старшего дошкольного возраста)

    Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»

    Информационная часть. Рассказать детям:

    • об обязанностях пешеходов;
    • о том, где разрешается ходить;
    • о правилах перехода в установленных местах;
    • о том, что запрещается пешеходам;
    •  о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

      Атрибуты:
      Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
      Накидки, обозначающие различные виды транспорта;
      Иллюстрации по дорожным знакам

      Создание проблемной ситуации
      Дети отправились на экскурсию по городу
      Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
      Что случится, если не будет дорожных знаков
      Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

      Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

      Информационная часть. Рассказать детям:
      о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров;
      о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой;
      правилах поведения в легковом автомобиле;
      познакомить с профессией кондуктора

      Атрибуты:
      Шапочка кондуктора,
      Таблички остановок

      Создание проблемной ситуации
      Детей пригласили в музей.
      Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

      Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения» 

      Информационная часть
      Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:
    • движение и переход дороги в неустановленных местах;
      погодные условия;
    • неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;
    •  переход на запрещающий знак светофора;
    • игры в неустановленных местах.
      Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

      Атрибуты:
      Набор дорожных знаков,
      пешеходных дорожек;
      Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;
      Иллюстрации специального транспорта

      Создание проблемной ситуации
      На вызов едет пожарная машина
      Задача детей: организовать движение других транспортных средств

     



    Предварительный просмотр:

    «Угадай, какой знак?»

    Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

    Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
    Ход игры:

    1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

    2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

    3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

    «Кто отличник-пешеход?»

    Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

    Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

    Ход игры:

    Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.

    «Светофор»

    Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

    Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

    Ход игры:

    Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины ( по проезжей части) или фигурки детей ( по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков),считается победителем.

    «Найди нужный знак»

    Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

    Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

    Ход игры:

    1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.

    2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

    «Водители»

    Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

    Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.

    Ход игры:

    Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

    «Правила дорожного движения»

    Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

    Ход игры:

    Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

    «Путешествие на машинах»

    Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

    Материал: Игровое поле, фишки.

    Ход игры:

    На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.

    «По дороге»

    Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

    Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

    Ход игры:

    Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

    «Учим дорожные знаки»

    Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

    Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.

    Ход игры:

    Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.

    «Законы улиц и дорог»

    Цель: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве.

    Материал: Игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков.

    Ход игры:

    Игра делиться на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».

    «Говорящие знаки»

    Цель: Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.

    Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.

    Ход игры:

    Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздаёт играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.

    «Автошкола №1»

    Цель: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков.

    Материал: Игровое поле, фишки, карточки со знаками.

    Ход игры:

    Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.

    «Знай и выполняй правила уличного движения»

    Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.

    Материал: Иллюстрации улиц города.

    Ход игры:

    Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.

    «Верно - неверно»

    Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

    Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

    Ход игры:

    Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

    «Мы - пассажиры»

    Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

    Материал: Картинки с дорожными ситуациями.

    Ход игры:

    Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

    «Дорожная азбука»

    Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.

    Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.

    Ход игры:

    Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.

    «Светофор и регулировщик»

    Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

    Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

    Ход игры:

    После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

    «Дорожные знаки»

    Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».

    Материал: Дорожные знаки

    Ход игры:

    Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.

    «Правила поведения»

    Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

    Материал: Разрезные картинки.

    Ход игры:

    На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

    «Большая прогулка»

    Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

    Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.

    Ход игры:

    Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.

    «Пешеходы и транспорт»

    Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

    Материал: Кубик, игровое поле, фишки.

    Ход игры:

    На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков.

    Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

    «Соблюдай правила дорожного движения»

    Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.

    Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

    Ход игры:

    Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.

    «Говорящие дорожные знаки»

    Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.

    Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.

    Ход игры:

    Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта

    «Разрезные знаки»

    Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

    Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

    Ход игры:

    Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

    «Подбери знак»

    Цели: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.

    Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.

    Ход игры:

    Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.

    «Найди нужный знак»

    Цели: Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.

    Материал: Картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом - человек; дорожные знаки на липучках.

    Ход игры:

    Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом - человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.

    Настольно-печатная игра «Дорога к бабушке»

    Цели: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.

    Материал: Поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.

    Ход игры:

    Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.

    «О чем сигналит регулировщик»

    Цели: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание.

    Материал: Три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.

    Ход игры:

    Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.

    «Я грамотный пешеход»

    Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.

    Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

    Ход игры:

    Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

    «Дорожное лото»

    Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

    Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

    Ход игры:

    Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

    C:\Users\USER\Desktop\100067_box_350.jpg

            

    Приложение 4

    к методическим рекомендациям  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».

    Картотека игр

    ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Составители:

                     Л.А. Кузора

                       И.В. Петрова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"

                          Прогнозируемые результаты: ·      Образовательныеv    Приобретени...

    Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

    В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

    Формирование правил безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

    Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного про...

    Воспитание навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

     Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей,   движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интерес...