Главные вкладки

    Опыт работы «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»
    учебно-методический материал (старшая группа)

    Управление  образования  администрации  Чернянского  района

    Организационно -  методический  информационный центр

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Опыт работы

    «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с  использованием методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воробьева  Елена Владимировна

                                                               воспитатель  муниципального

                                                           автономного  дошкольного

                                                                  образовательного  учреждения

                                                             «Центр  развития  ребенка –

                                                           детский  сад «Солнышко»

                                п.  Чернянка

                                                       Белгородской  области

    2017

     

    Содержание

     

    Информация об опыте………………………………………………………….3

     

    Технология опыта………………………………………………………………8

     

    Результативность опыта………………………………………………………14

     

    Библиографический список…..........................................................................16

     

    Приложение к опыту …………………………………………………………17

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                  

    1.  Информация об опыте

    1.1.Условия возникновения, становления опыта

    Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад   «Солнышко», расположено в северном  микрорайоне поселка Чернянка. Месторасположение детского сада позволяет активно сотрудничать с муниципальным образовательным учреждением «Чернянская средняя  общеобразовательная школа № 4», детской библиотекой.

    В дошкольном учреждении функционирует восемь групп для детей от 2 до 7 лет. Дошкольное учреждение реализует основную  образовательную программу дошкольного образования муниципального   автономного  дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

    Возникновение  данного опыта связано с тем,  что  дети дошкольного возраста испытывают существенные трудности в формировании навыка безопасного поведения на дороге в повседневной жизни.    

    Необходимость работы по данному вопросу обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями. Поэтому особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе

     Одним из перспективных методов, способствующих решению  проблемы, является  использование технологий исследовательской  деятельности и приемов из арсенала ТРИЗ и РТВ.

    Автор опыта изучила и проанализировала  статистику дорожно-транспортных происшествий. По данным   районного отдела ГИБДД, в  п.  Чернянка, за 9 месяцев 2014  года  23ребенка  попали в ДТП и получили серьёзные травмы, 1 ребенок погиб.   Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны.

    Все вышеперечисленные аргументы и привели к изучению данной проблемы.   Для решения данной проблемы необходимо, в первую очередь, показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной  и нетрадиционной  практике

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики уровня сформированности знаний дошкольников по безопасности дорожного движения по методике А. И. Замалеевой  (Приложение № 1). По результатам проведенного тестирования оказалось, что только 5% дошкольников имеют высокий уровень, 32% - находятся на среднем уровне и 63% - на низком уровне.

    Анкетирование родителей тоже показали не утешительные результаты: 67,8% родителей переходят улицу  не  по  дорожному переходу,   10,2% - перебегают дорогу перед едущей машиной, 22% - всегда переходят дорогу по пешеходному пешеходу.

    Полученные данные побудили более глубоко заняться обозначенной проблемой и  привели к мысли о комплексном использовании технологий исследовательской деятельности и приемов из арсенала ТРИЗ для эффективного формирования  навыков безопасного поведения на дороге.

    Педагогическая ценность исследовательской деятельности состоит в направленности на самостоятельное изучение детьми объектов и явлений в ходе практических действии с ними. Умения и навыки, добытые самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а не усвоенные путем выучивания, легко прививаются и запоминаются надолго, что является необходимым условием для эффективного изучения детьми правил дорожного движения.

    ТРИЗ – технология обеспечивает наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности проявить инициативу, творчество, повышают интерес к изучаемой  теме.

    Исходя из результатов мониторинга, был  сделан  вывод о том, что  у детей недостаточно сформирована модель безопасного поведения на улицах  поселка, следовательно, используемые методы были неэффективными. Это связано с отсутствием новых современных подходов в организации воспитательно-образовательного процесса при формировании культуры поведения дошкольников в качестве участников дорожного движения.

    1.2.Актуальность

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

    Международная федерация обществ  Красного Креста и Красного Полумесяца в «Докладе о мировых катастрофах», определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем. В настоящее время во всем мире дорожно-транспортные происшествия - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет.

    В современном городе (поселке) в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники  ГИПДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети.

    Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают правила дорожного движения при детях.  В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20 000 получают травмы

    Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. 

    Избежать,  эти опасности можно  путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача всей общественности, и в первую очередь, ДОУ и семьи. Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы

    Актуальность и недостаточная практическая разработанность данной проблемы  послужили основанием для возникновения противоречия между

    -простым накоплением знаний о правилах дорожного движения и неумением применять эти знания в реальных ситуациях на улицах.

    - необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно-методических пособий для изучения правил дорожного движения в детском саду;

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством комплексного использования исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии.

    Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2014 по 2017 годы.

    I этап - Аналитико-диагностический (сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года). Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач, методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации, диагностика, разработка тематического планирования.

    II этапПрактический (декабрь 2014 – март 2017 года). Проведение работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе;  организация и проведение мероприятий с использованием исследовательских методов и элементов ТРИЗ, направленных на создание системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста; формирование единого пространства «педагог - дети - родители».

    III этап - Аналитико-обобщающий (апрель   2017   –   май  2017 года). Проведение итоговой диагностики. Обобщение результатов.

    Диапазон опыта представлен единой системой работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Итоговая диагностика (Приложение 6)  на заключительном этапе доказала успешность выбранного метода для решения обозначенной педагогической проблемы.

    Диапазон опыта представлен единой системой работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Новизна педагогического опыта заключается в создании системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста на основе комбинирования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Теоретическая база опыта

    Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

    На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, поселка очень актуальна. Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах, в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, это отражено в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М. Котик, О.А Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.

    Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения, по мнению Старцевой О.Ю. [12] является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых  навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. 

    Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики формирования навыков безопасного поведения. Однако в литературных источниках трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте. Автором опыта были изучены взгляды ученых по обозначенной проблеме. Педагог обратилась к трудам Н. Н. Поддьякова,[12] который справедливо подчеркивал, что на современном этапе следует давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Исследовательская деятельность в полной мере обеспечивает стимулирование дошкольников к самостоятельному освоению эталонов, правил поведения и способов действия.

     Исследовательская деятельность, по Н.Н. Поддъякову [12], - это один из методов формирования у детей  универсальных способов познания действительности, который даёт импульс к их  саморазвитию, самоорганизации и самооценке, а так же способствует непроизвольному запоминанию изучаемого материала.

    А.И. Савенков [13] считал, что  исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, которая мотивирует ребенка  самостоятельно добывать знания и творчески их использовать.

    Все вышеперечисленные характеристики определили очевидность  выбора  исследовательской деятельности как средства формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

    Л. С. Выготский подчеркивал, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. [7]  На этой концепции построена ТРИЗ - педагогика, разработанная Г. С. Альтшуллером, направленная на развитие у детей исследовательских способностей как фактора успешности освоения изучаемого материала.

    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.[8] Основным средством работы с детьми на основе ТРИЗ - технологии является педагогический поиск, в процессе которого воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребенком истину, он должен учить ее находить. Открытия, которые совершают дети в процессе педагогического поиска, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями, которые надолго запоминаются, что является важнейшим фактором при изучении правил дорожного движения и формированию желания дальнейшего расширения своих знаний по данной проблеме.

    При построении  развивающей предметно – пространственной среды в группе учитывались  методические рекомендации  Г. П. Тугушевой,  А. Е. Чистяковой, описанные в пособии «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»[14]. 

    Выстраивая систему  образовательной деятельности по формированию  навыков безопасного поведения дошкольников на дороге, были выделены  основные этапы работы, опираясь на методические рекомендации  программы «Светофор» Т. И. Даниловой [9], которые отвечают требованиям общих дидактических принципов.

    Новизна педагогического опыта заключается в создании системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста на основе комбинирования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

     

    Раздел II

    Технология описания опыта

    Целью педагогической деятельности является  формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Для достижения цели определены следующие задачи:

    - создание системы работы по формированию практических умений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;

    - стимулирование интереса детей дошкольного возраста  к изучению правил безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде посредством использования элементов ТРИЗ - технологии;

    - развитие у воспитанников  познавательной активности, творческих способностей.

             Работа строилась с учетом общепедагогических принципов:

    - принцип сознательности и активности предполагает выработку глубоких и осмысленных знаний;

    - принцип наглядности предполагает привлечение наглядных средств  при организации образовательного процесса;

    - принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в изучении отдельных тем, обеспечения логических связей между усвоением способов действий предусматривает непрерывный переход от простого к сложному;

    - принцип возрастной адресованности обеспечивает использование методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей.

    Организация  образовательного  процесса

    Система работы  по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников представляет собой организацию образовательного процесса, включающего 2 направления:

    - работа с детьми;

    - работа с родителями (законными представителями).

    Работа с детьми предполагает  широкое внедрение в образовательный процесс исследовательской, опытно – экспериментальной  деятельности, элементов ТРИЗ-технологии, организацию творческой лаборатории и мастерских.

    Работа с родителями включает  организацию консультаций, тренингов, детско-родительских,  развлечений, акций, а так же мероприятий, направленных  на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

    Работа по оснащению развивающей предметно – пространственной среды в группе осуществлялась в соответствии с поставленной целью и задачами: подобран учебно-методический комплект для организации и проведения работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге, дополнен демонстрационный материал, модифицированы макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты для проведения образовательной деятельности, подготовлен комплект наглядно - методических пособий и тематических плакатов.

             Содержание  образования

             Формирование  навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста осуществляется  по  ООПДО  МАДОУ «Солнышко»,  разработанной  на  основе основной  образовательной  программы  дошкольного   образования  «От  рождения  до  школы»  под  ред. Н.Е.  Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А.  Васильевой (образовательные  области «Социально -  коммуникативное  развитие»,  «Познавательное  развитие»), а  также  технологии  ТРИЗ  для  детей  старшего  дошкольного  возраста.

    Для того чтобы не убить в ребёнке тягу к исследованиям педагог должен соблюдать в работе принципы ФГОС:

    • создать условия для развития личностных качеств;

    • поддерживать детский интерес и инициативу в любом виде деятельности;
             • построить образовательный процесс с учётом образовательных потребностей, интересов и возможностей ребёнка.

     Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

    В основу образовательной деятельности по развитию познавательной активности посредствам методов и приемов ТРИЗ - педагогики положен принцип комплексно-тематического планирования (Приложение №2).

    При организации образовательной деятельности с использованием методов и приемов ТРИЗ необходимо:

    - организовывать проведение различных видов деятельности таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили академический характер;

    - в конце любой детской деятельности подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Пригодится ли вам это и для чего? Что осталось непонятным?). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз о…»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.

    Формы,  методы и  средства

    воспитательно- образовательной  работы

    Для повышения эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста   использовались в работе различные методы и технологии.

             Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

             Методы и приемы ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, которые позволяют сделать и традиционное обучение развивающим;

             В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни;

             ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

             Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.

             Умелое использование приемов и методов ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

    Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должны знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ:

    -«Метод фокальных объектов».

    Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания.

             - «Мозговой штурм».

    Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод был включен в занятие «Выбираем транспорт» - «Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле...».

             -«Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов

             - Методы  проблемного  обучения (частично - поисковый,  исследовательский).

             - Интерактивный метод обучения:

    -Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

    -Личностно-ориентированная технология.

    -Технология игрового обучения.

    -Метод наблюдения и беседы.

             Методы активизации родителей:

    -Решение проблемных задач семейного воспитания.

    -Ролевое проигрывание ситуаций.

    -Тренинговые игровые упражнения и задания.

    -Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

    -Обращение к опыту родителей.

             В соответствии с разработанным тематическим планированием начала свою работу творческая лаборатория «Азбука улиц и дорог», представляющая собой систему мероприятий в рамках организации «дней безопасности», которые проходили периодично­стью 2 раза в месяц.

             Вся образовательная деятельность в такие дни подчинена формированию навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, а исследовательская деятельность являлась ведущей.

    Лаборатория «Азбука улиц и дорог» объединила работу двух отделов.

    Отдел познавательного развития под руководством профессора волшебно-дорожных наук Светофор  Светорфорыча призван, в первую очередь, углублять и расширять знания детей о безопасности на улицах и дорогах, закреплять и совершенствовать навыки безопасного поведения.

    Отдел художественно - эстетического развития, которым заведует доктор волшебно - дорожных наук  Семицветова, наполнен творческой энергией и фантазией. Вместе с веселой выдумщицей дети превращались в настоящих художников - мультипликаторов, сценаристов, писателей, театральных актеров, создавая рисованные фильмы, придумывая сказки, небольшие рассказы, разыгрывая сценки.

    Образовательная деятельность в рамках работы лаборатории подчинена определенной структуре. На первом этапе работы  перед детьми   ставится проблема, решение которой осуществляется методом «мозгового штурма». Это способ коллективного поиска оригинальных идей, направленный на развитие логического мышления, способностей к анализу и умений вести спор. Задачей воспитателя было  снятие скованности у детей, боязни «неправильных» ответов.

    В процессе работы дошкольники учились слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы.

    Темы для мозгового штурма предлагались самые разнообразные.  Каждый из вариантов ответа детей, как бы смешно или фантастически он не звучал, подлежал детальному обсуждению и, по возможности, практическому апробированию. Например:

    - как сделать пешехода заметным на дороге в темноте? (взять с собой фонарик, лазерную указку, громко кричать, петь песню, надеть яркую одежду);

    - как помочь автомобилю быстрее остановиться на скользкой дороге? (привязать груз к бамперу, раскрыть парашют при торможении, посыпать дорогу мелкими камешками);

    - чем заменить светофор? (использовать нарисованный макет, регулировать движение при помощи звуковых команд, поставить шлагбаум и т.д.).

    В паре с мозговым штурмом применялся метод «синектика», который предполагает  объединение разнородных предметов и направлен на развитие умения рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.      В рамках использования данной методики ребенку предлагалось представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

    Например:

    - изобразить светофор, который забыли включить;

    - показать человека, который нарушает правила перехода через улицу;

    - изобразить рассерженного постового, встревоженную «зебру», грустный дорожный знак.

    Детское экспериментирование в рамках  работы по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге представляло собой самостоятельную исследовательскую деятельность, не заданную заранее в виде жесткой схемы, а построенную самими дошкольниками по мере получения новых сведений об объекте. Это давало  возможность детям включиться в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.

     В процессе такого рода деятельности юные исследователи самостоятельно обнаруживали новые свойства предметов и явлений, устанавливая их причинно - следственные связи и отношения, изобретали новые способы решения поставленных задач.

    В рамках работы отдела познавательного развития были проведены различные опыты и эксперименты. Например:

    - «Зачем зимой посыпают дороги солью, песком?» (дети во время зимней прогулки наблюдали за воспитателем, идущим по скользкой дороге, а затем сами шли  по дороге, посыпанной песком или солью, в заключении сравнивали результаты, делали выводы);

    - «Как влияет метель, туман на безопасное движение пешеходов» (детям предлагалось перейти дорогу в автогородке, а затем в специальных очках «Метель+», которые были разработаны и изготовлены в лаборатории «Азбука улиц и дорог», позволяющих имитировать плохие погодные условия).

    В завершении  дети  включались в продуктивную творческую деятельность, которая предусматривала  широкое использование приемов и методов из арсенала теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), главной целью которой является  воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

    Необычные игры и нестандартные задания вызывали  у воспитанников повышенный интерес и привлекали внимание к изучаемым темам  (Приложение № 3).

     Наиболее широко педагогом использовался метод фокальных объектов, который заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, дети описывали дорожный знак, наделяя его свойствами, которые в повседневной жизни ему не соответствуют (какой он:  веселый, летающий, вкусный, рассказывающий на ночь сказки  и так далее). Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

    Игра «Да-Нетки» позволила детям увидеть противоречия в окружающей действительности и научиться их формулировать. Например, воспитатель задумывала слово «светофор».  Дети задавали вопросы: это живое? это железное? это может двигаться? это знак? и т.д. Воспитатель отвечал только «да» или «нет», пока дети не угадывали, какое слово загадал педагог.

    Игра «Черное и белое» помогала выявлять  в объекте полярные  качества. Детям предлагалось рассмотреть предметную картинку, затем    предъявлялась карточка с изображением белого домика, который символизировал положительные характеристики исследуемого объекта, а карточка с изображением черного домика предусматривала перечисление его отрицательных свойств.  Например, предметная картинка «легковой автомобиль». Увидев карточку «Белый домик»,  дети предлагали следующие определения: помогает быстро добраться до места назначения, красивый, надежный, можно спать во время поездки, а  карточка «Черный домик» вызвала следующие ассоциации: загрязняет окружающую среду, шумный,  пахнет бензином, может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

     Игра «Изобретатели», основанная на методе фокальных объектов, наиболее эффективна была на этапе закрепления полученных знаний и способствовала повышению уровня заинтересованности  в изучении правил дорожного движения. Дошкольники с удовольствием «примеривали» свойства и характеристики ни чем с ним не связанных объектов к предложенному предмету или явлению.  Сочетания свойств оказывались иногда очень неожиданными, но именно это и вызывало живейший интерес, что особенно актуально при формировании навыков безопасного поведения на дороге.

    Так, были  изобретены фантастические  автомобили, к которым подобраны необычные  названия, (танколет, велокатер, самопрыг), придуманы самые фантастические характеристики для новых транспортных  средств (умеет перепрыгивать через забор, взбираться по отвесной стене, самостоятельно соблюдать правила дорожного движения). 

     Взаимодействие педагога и воспитанников осуществлялось на основе равноправия и умения взрослого проявлять искреннюю заинтересованность в решении проблем.  Работа с детьми предполагала соблюдение  определенных принципов:

    - ответы детей выслушивались очень  внимательно;

    - отрицательные оценки и критика в адрес ребенка отсутствовали; 

    - привычные оценочные слова заменялись  синонимами, например, использовалось не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение»;

    - оказывалась эмоциональная поддержка ребенка, когда он хотел возразить взрослому, поощрялось стремление доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения;

    Таким образом,  не только привлекалось внимание детей к проблемам безопасности на дорогах, но и развивалось  желание реализовывать свои творческие потребности.

    В процессе деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями.

    При планировании работы с родителями использовались различные формы взаимодействия: мониторинговые срезы, совместные праздники и досуги, консультации, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, деловые игры.

    Были разработаны методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки для родителей по формированию навыков безопасного поведения дорогах у детей дошкольного возраста,  содержащие советы по организации детского экспериментирования и  использования ТРИЗ - технологий в домашних условиях (Приложение №4).

    В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей выступают детско-родительские тренинги («Дорожная азбука», «На улицах   нашего  поселка», «Гуляем безопасно») и акции («Взрослые, мы обращаемся к вам!»,  «День  без  автомобиля», «Зебра – дорога жизни»).  Именно во время таких мероприятий приобретаются элементарные навыки безопасного поведения на дороге, и повышается культура  участников дорожного движения.

     За время работы был создан каталог методических материалов, который включает в себя сценарии НОД (Приложение  № 5), совместные с родителями  развлечения, викторины для детей дошкольного возраста,  разнообразные виды игр, описания опытов, ситуаций, обучающие и итоговые презентации.

             Раздел III

    Результативность

    Критерием результативности опыта являются данные диагностики выявления уровня развития у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, разработанной Т.И.Даниловой , представляющие собой графическую запись (диагностические карты).  В диагностическом обследовании приняли участие 27 воспитанников – респондентов. По итогам мониторинга были выделены 3 уровня развития обследуемых навыков: низкий, средний и высокий.

     На начало обследования в 2014 году низкий уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге был выявлен у 13 детей (49%), которые не проявляли интерес к образовательной деятельности по изучению Правил дорожного движения, у них отмечался речевой негативизм, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающей дорожно-транспортной обстановке не сформированы.                                                                                             

    У  8 дошкольников (26%)  был определен средний уровень развития навыков безопасного поведения на дороге.  Эта  группа дошкольников проявляла интерес к изучению Правил дорожного движения на протяжении всей образовательной деятельности.  Представления об окружающей  дорожно-транспортной среде сформированы частично. Однако, воспитанники часто ошибались, называя понятийные категории.  Высокий уровень был отмечен всего у 6 воспитанников (25%).  Эта категория воспитанников проявляла интерес к изучению Правил дорожного движения на протяжении всей образовательной деятельности.  Дети  хорошо ориентировались в окружающей дорожной  обстановке, успешно применяя имеющиеся знания в практической деятельности.

    В ходе работы по формированию навыков безопасного поведения посредством комплексного использования методов  исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии у дошкольников с 2015 года по 2017 год выявилась позитивная динамика,  о чём свидетельствует сравнительная характеристика результатов мониторинга, представленная в таблице:

    2014–2015 гг.

    2015–2016гг.

    2016 – 2017 гг.

    высокий уровень -25 %

    средний уровень -26 %

    низкий уровень - 49 %

    высокий уровень - 47%

    средний уровень -18%

    низкий уровень -35 %

    высокий уровень -65 %

    средний уровень -11 %

    низкий уровень -24%

    Данные, полученные в ходе диагностического обследования,  свидетельствуют  об эффективности представленной  системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге посредством комплексного использования методов  исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии у детей дошкольного возраста.   

    Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволили детям научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

    Вследствие проделанной работы у воспитанников сформированы представления о потенциальной опасности дороги и необходимости соблюдения правил поведения в дорожной обстановке.

    Опрос родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в образование, приобретают все новые умения.

    Таким образом, комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

    Библиографический список

    1. Авдеева Н.Н. Безопасность [Текст]: метод. пособие / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-пресс, 2010.- 130с.
    2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: метод. пособие / К.Ю. Белая. - М.: Центр педагогического образования, 2014. -140с.
    3. Бутырина Н. М. , Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.М. Бутырина. - М.: Просвещение, 2011. - 250с.
    4. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице [Текст]: метод. пособие / Л.А Вдовиченко. - СПБ.: Детство-пресс, 2010. – 96с.
    5. Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Венгер., В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2010. -1083с.
    6. Вераксы Н.Е.,  Комарова  Т.С.,  Васильева  М.А.основная  образовательная  программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Текст]: учеб. пособие /МОЗАИКА_СИНТЕЗ, Москва,2016.-366с.
    7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Воронеж, 2013г - 470с.
    8. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: пособие для педаг. дошк. учр.: 3-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 180с.
    9. ДаниловаТ.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения [Текст]: методич. пособие - СПб.: Детство - Пресс, 2010.- 208с.
    10.  Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма [Текст]: методич. пособие / Е.А.Козловская. - М.: Третий Рим, 2011. - 55 с.
    11.  Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации [Текст] / О.В. Черемашенцева. - Волгоград: Учитель, 2012.-75с.
    12.  Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. [Текст] - Волгоград: Корифей, 2010. – 120с.
    13.  Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. — 2012. — № 1. — с. 30—33.
    14.  Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие - СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 128с.
    15.  Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Хромцова. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 150с.

     

     

     

    Приложение

    1.  Приложение № 1 Диагностика

     

    1. Приложение № 2 Тематический  план образовательной  работы  по  формированию  навыков  безопасного  поведения на  дороге.

     

    1. Приложение № 3  Игры  по  системе  ТРИЗ «Закрепление у  детей  дошкольного  возраста  правил  дорожного  движения».

     

    1. Приложение №4   Консультации  для  родителей

     

    1. Приложение № 5  Конспект  НОД

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_vorobevoy_2017.docx62.27 КБ

    Предварительный просмотр:

     Воробьева Елена  Владимировна

    Управление  образования  администрации  Чернянского  района

    Организационно -  методический  информационный центр

    «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с  использованием методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»

    Воробьева  Елена Владимировна

                                                               воспитатель  муниципального

                                                           автономного  дошкольного

                                                                  образовательного  учреждения

                                                             «Центр  развития  ребенка –

                                                           детский  сад «Солнышко»

                                п.  Чернянка

                                                       Белгородской  области

    2017

    Содержание

    Информация об опыте………………………………………………………….3

    Технология опыта………………………………………………………………8

    Результативность опыта………………………………………………………14

    Библиографический список…..........................................................................16

    Приложение к опыту …………………………………………………………17

                                                 

    1.  Информация об опыте

    1.1.Условия возникновения, становления опыта

    Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад   «Солнышко», расположено в северном  микрорайоне поселка Чернянка. Месторасположение детского сада позволяет активно сотрудничать с муниципальным образовательным учреждением «Чернянская средняя  общеобразовательная школа № 4», детской библиотекой.

    В дошкольном учреждении функционирует восемь групп для детей от 2 до 7 лет. Дошкольное учреждение реализует основную  образовательную программу дошкольного образования муниципального   автономного  дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

    Возникновение  данного опыта связано с тем,  что  дети дошкольного возраста испытывают существенные трудности в формировании навыка безопасного поведения на дороге в повседневной жизни.   

    Необходимость работы по данному вопросу обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями. Поэтому особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе

     Одним из перспективных методов, способствующих решению  проблемы, является  использование технологий исследовательской  деятельности и приемов из арсенала ТРИЗ и РТВ.

    Автор опыта изучила и проанализировала  статистику дорожно-транспортных происшествий. По данным   районного отдела ГИБДД, в  п.  Чернянка, за 9 месяцев 2014  года  23ребенка  попали в ДТП и получили серьёзные травмы, 1 ребенок погиб.   Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны.

    Все вышеперечисленные аргументы и привели к изучению данной проблемы.   Для решения данной проблемы необходимо, в первую очередь, показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной  и нетрадиционной  практике

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики уровня сформированности знаний дошкольников по безопасности дорожного движения по методике А. И. Замалеевой  (Приложение № 1). По результатам проведенного тестирования оказалось, что только 5% дошкольников имеют высокий уровень, 32% - находятся на среднем уровне и 63% - на низком уровне.

    Анкетирование родителей тоже показали не утешительные результаты: 67,8% родителей переходят улицу  не  по  дорожному переходу,   10,2% - перебегают дорогу перед едущей машиной, 22% - всегда переходят дорогу по пешеходному пешеходу.

    Полученные данные побудили более глубоко заняться обозначенной проблемой и  привели к мысли о комплексном использовании технологий исследовательской деятельности и приемов из арсенала ТРИЗ для эффективного формирования  навыков безопасного поведения на дороге.

    Педагогическая ценность исследовательской деятельности состоит в направленности на самостоятельное изучение детьми объектов и явлений в ходе практических действии с ними. Умения и навыки, добытые самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а не усвоенные путем выучивания, легко прививаются и запоминаются надолго, что является необходимым условием для эффективного изучения детьми правил дорожного движения.

    ТРИЗ – технология обеспечивает наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности проявить инициативу, творчество, повышают интерес к изучаемой  теме. 

    Исходя из результатов мониторинга, был  сделан  вывод о том, что  у детей недостаточно сформирована модель безопасного поведения на улицах  поселка, следовательно, используемые методы были неэффективными. Это связано с отсутствием новых современных подходов в организации воспитательно-образовательного процесса при формировании культуры поведения дошкольников в качестве участников дорожного движения.

    1.2.Актуальность

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

    Международная федерация обществ  Красного Креста и Красного Полумесяца в «Докладе о мировых катастрофах», определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем. В настоящее время во всем мире дорожно-транспортные происшествия - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет.

    В современном городе (поселке) в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники  ГИПДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети.

    Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают правила дорожного движения при детях.  В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20 000 получают травмы

    Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. 

    Избежать,  эти опасности можно  путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Это – задача всей общественности, и в первую очередь, ДОУ и семьи. Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы

    Актуальность и недостаточная практическая разработанность данной проблемы  послужили основанием для возникновения противоречия между

    -простым накоплением знаний о правилах дорожного движения и неумением применять эти знания в реальных ситуациях на улицах.

    - необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно-методических пособий для изучения правил дорожного движения в детском саду;

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством комплексного использования исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии.

    Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2014 по 2017 годы.

    I этап - Аналитико-диагностический (сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года). Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач, методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации, диагностика, разработка тематического планирования.

    II этап – Практический (декабрь 2014 – март 2017 года). Проведение работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе;  организация и проведение мероприятий с использованием исследовательских методов и элементов ТРИЗ, направленных на создание системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста; формирование единого пространства «педагог - дети - родители».

    III этап - Аналитико-обобщающий (апрель   2017   –   май  2017 года). Проведение итоговой диагностики. Обобщение результатов.

    Диапазон опыта представлен единой системой работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Итоговая диагностика (Приложение 6)  на заключительном этапе доказала успешность выбранного метода для решения обозначенной педагогической проблемы.

    Диапазон опыта представлен единой системой работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге через комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Новизна педагогического опыта заключается в создании системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста на основе комбинирования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Теоретическая база опыта

    Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

    На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, поселка очень актуальна. Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах, в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, это отражено в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М. Котик, О.А Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.

    Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения, по мнению Старцевой О.Ю. [12] является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых  навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. 

    Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики формирования навыков безопасного поведения. Однако в литературных источниках трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте. Автором опыта были изучены взгляды ученых по обозначенной проблеме. Педагог обратилась к трудам Н. Н. Поддьякова,[12] который справедливо подчеркивал, что на современном этапе следует давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Исследовательская деятельность в полной мере обеспечивает стимулирование дошкольников к самостоятельному освоению эталонов, правил поведения и способов действия.

     Исследовательская деятельность, по Н.Н. Поддъякову [12], - это один из методов формирования у детей  универсальных способов познания действительности, который даёт импульс к их  саморазвитию, самоорганизации и самооценке, а так же способствует непроизвольному запоминанию изучаемого материала.

    А.И. Савенков [13] считал, что  исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, которая мотивирует ребенка  самостоятельно добывать знания и творчески их использовать.

    Все вышеперечисленные характеристики определили очевидность  выбора  исследовательской деятельности как средства формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

    Л. С. Выготский подчеркивал, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. [7]  На этой концепции построена ТРИЗ - педагогика, разработанная Г. С. Альтшуллером, направленная на развитие у детей исследовательских способностей как фактора успешности освоения изучаемого материала.

    ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.[8] Основным средством работы с детьми на основе ТРИЗ - технологии является педагогический поиск, в процессе которого воспитатель не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребенком истину, он должен учить ее находить. Открытия, которые совершают дети в процессе педагогического поиска, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями, которые надолго запоминаются, что является важнейшим фактором при изучении правил дорожного движения и формированию желания дальнейшего расширения своих знаний по данной проблеме.

    При построении  развивающей предметно – пространственной среды в группе учитывались  методические рекомендации  Г. П. Тугушевой,  А. Е. Чистяковой, описанные в пособии «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»[14].  

    Выстраивая систему  образовательной деятельности по формированию  навыков безопасного поведения дошкольников на дороге, были выделены  основные этапы работы, опираясь на методические рекомендации  программы «Светофор» Т. И. Даниловой [9], которые отвечают требованиям общих дидактических принципов.

    Новизна педагогического опыта заключается в создании системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста на основе комбинирования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Раздел II

    Технология описания опыта

    Целью педагогической деятельности является  формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии.

    Для достижения цели определены следующие задачи: 

    - создание системы работы по формированию практических умений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;

    - стимулирование интереса детей дошкольного возраста  к изучению правил безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде посредством использования элементов ТРИЗ - технологии;

    - развитие у воспитанников  познавательной активности, творческих способностей.

            Работа строилась с учетом общепедагогических принципов:

    - принцип сознательности и активности предполагает выработку глубоких и осмысленных знаний;

    - принцип наглядности предполагает привлечение наглядных средств  при организации образовательного процесса;

    - принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в изучении отдельных тем, обеспечения логических связей между усвоением способов действий предусматривает непрерывный переход от простого к сложному;

    - принцип возрастной адресованности обеспечивает использование методов и приёмов, соответствующих возрастным особенностям детей. 

    Организация  образовательного  процесса

    Система работы  по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников представляет собой организацию образовательного процесса, включающего 2 направления:

    - работа с детьми;

    - работа с родителями (законными представителями).

    Работа с детьми предполагает  широкое внедрение в образовательный процесс исследовательской, опытно – экспериментальной  деятельности, элементов ТРИЗ-технологии, организацию творческой лаборатории и мастерских.

    Работа с родителями включает  организацию консультаций, тренингов, детско-родительских,  развлечений, акций, а так же мероприятий, направленных  на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

    Работа по оснащению развивающей предметно – пространственной среды в группе осуществлялась в соответствии с поставленной целью и задачами: подобран учебно-методический комплект для организации и проведения работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге, дополнен демонстрационный материал, модифицированы макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты для проведения образовательной деятельности, подготовлен комплект наглядно - методических пособий и тематических плакатов.

            Содержание  образования

            Формирование  навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста осуществляется  по  ООПДО  МАДОУ «Солнышко»,  разработанной  на  основе основной  образовательной  программы  дошкольного   образования  «От  рождения  до  школы»  под  ред. Н.Е.  Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А.  Васильевой (образовательные  области «Социально -  коммуникативное  развитие»,  «Познавательное  развитие»), а  также  технологии  ТРИЗ  для  детей  старшего  дошкольного  возраста.

    Для того чтобы не убить в ребёнке тягу к исследованиям педагог должен соблюдать в работе принципы ФГОС:

    • создать условия для развития личностных качеств;

    • поддерживать детский интерес и инициативу в любом виде деятельности;
            • построить образовательный процесс с учётом образовательных потребностей, интересов и возможностей ребёнка.

     Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

    В основу образовательной деятельности по развитию познавательной активности посредствам методов и приемов ТРИЗ - педагогики положен принцип комплексно-тематического планирования (Приложение №2).

    При организации образовательной деятельности с использованием методов и приемов ТРИЗ необходимо:

    - организовывать проведение различных видов деятельности таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили академический характер;

    - в конце любой детской деятельности подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Пригодится ли вам это и для чего? Что осталось непонятным?). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз о…»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.

    Формы,  методы и  средства

    воспитательно- образовательной  работы

    Для повышения эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста   использовались в работе различные методы и технологии.

            Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

            Методы и приемы ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, которые позволяют сделать и традиционное обучение развивающим;

            В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни;

            ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

            Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.

            Умелое использование приемов и методов ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

    Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должны знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ:

    -«Метод фокальных объектов». 

    Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания.

            - «Мозговой штурм». 

    Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод был включен в занятие «Выбираем транспорт» - «Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле...».

            -«Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов

            - Методы  проблемного  обучения (частично - поисковый,  исследовательский).

            - Интерактивный метод обучения:

    -Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

    -Личностно-ориентированная технология.

    -Технология игрового обучения.

    -Метод наблюдения и беседы.

            Методы активизации родителей:

    -Решение проблемных задач семейного воспитания.

    -Ролевое проигрывание ситуаций.

    -Тренинговые игровые упражнения и задания.

    -Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

    -Обращение к опыту родителей.

            В соответствии с разработанным тематическим планированием начала свою работу творческая лаборатория «Азбука улиц и дорог», представляющая собой систему мероприятий в рамках организации «дней безопасности», которые проходили периодичностью 2 раза в месяц. 

            Вся образовательная деятельность в такие дни подчинена формированию навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, а исследовательская деятельность являлась ведущей. 

    Лаборатория «Азбука улиц и дорог» объединила работу двух отделов.

    Отдел познавательного развития под руководством профессора волшебно-дорожных наук Светофор  Светорфорыча призван, в первую очередь, углублять и расширять знания детей о безопасности на улицах и дорогах, закреплять и совершенствовать навыки безопасного поведения.

    Отдел художественно - эстетического развития, которым заведует доктор волшебно - дорожных наук  Семицветова, наполнен творческой энергией и фантазией. Вместе с веселой выдумщицей дети превращались в настоящих художников - мультипликаторов, сценаристов, писателей, театральных актеров, создавая рисованные фильмы, придумывая сказки, небольшие рассказы, разыгрывая сценки.

    Образовательная деятельность в рамках работы лаборатории подчинена определенной структуре. На первом этапе работы  перед детьми   ставится проблема, решение которой осуществляется методом «мозгового штурма». Это способ коллективного поиска оригинальных идей, направленный на развитие логического мышления, способностей к анализу и умений вести спор. Задачей воспитателя было  снятие скованности у детей, боязни «неправильных» ответов. 

    В процессе работы дошкольники учились слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы.

    Темы для мозгового штурма предлагались самые разнообразные.  Каждый из вариантов ответа детей, как бы смешно или фантастически он не звучал, подлежал детальному обсуждению и, по возможности, практическому апробированию. Например:

    - как сделать пешехода заметным на дороге в темноте? (взять с собой фонарик, лазерную указку, громко кричать, петь песню, надеть яркую одежду);

    - как помочь автомобилю быстрее остановиться на скользкой дороге? (привязать груз к бамперу, раскрыть парашют при торможении, посыпать дорогу мелкими камешками);

    - чем заменить светофор? (использовать нарисованный макет, регулировать движение при помощи звуковых команд, поставить шлагбаум и т.д.).

    В паре с мозговым штурмом применялся метод «синектика», который предполагает  объединение разнородных предметов и направлен на развитие умения рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.         В рамках использования данной методики ребенку предлагалось представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

    Например:

    - изобразить светофор, который забыли включить;

    - показать человека, который нарушает правила перехода через улицу;

    - изобразить рассерженного постового, встревоженную «зебру», грустный дорожный знак.

    Детское экспериментирование в рамках  работы по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге представляло собой самостоятельную исследовательскую деятельность, не заданную заранее в виде жесткой схемы, а построенную самими дошкольниками по мере получения новых сведений об объекте. Это давало  возможность детям включиться в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.

     В процессе такого рода деятельности юные исследователи самостоятельно обнаруживали новые свойства предметов и явлений, устанавливая их причинно - следственные связи и отношения, изобретали новые способы решения поставленных задач.

    В рамках работы отдела познавательного развития были проведены различные опыты и эксперименты. Например:

    - «Зачем зимой посыпают дороги солью, песком?» (дети во время зимней прогулки наблюдали за воспитателем, идущим по скользкой дороге, а затем сами шли  по дороге, посыпанной песком или солью, в заключении сравнивали результаты, делали выводы);

    - «Как влияет метель, туман на безопасное движение пешеходов» (детям предлагалось перейти дорогу в автогородке, а затем в специальных очках «Метель+», которые были разработаны и изготовлены в лаборатории «Азбука улиц и дорог», позволяющих имитировать плохие погодные условия).

    В завершении  дети  включались в продуктивную творческую деятельность, которая предусматривала  широкое использование приемов и методов из арсенала теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), главной целью которой является  воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

    Необычные игры и нестандартные задания вызывали  у воспитанников повышенный интерес и привлекали внимание к изучаемым темам  (Приложение № 3).

     Наиболее широко педагогом использовался метод фокальных объектов, который заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой.         Например, дети описывали дорожный знак, наделяя его свойствами, которые в повседневной жизни ему не соответствуют (какой он:  веселый, летающий, вкусный, рассказывающий на ночь сказки  и так далее). Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

    Игра «Да-Нетки» позволила детям увидеть противоречия в окружающей действительности и научиться их формулировать. Например, воспитатель задумывала слово «светофор».  Дети задавали вопросы: это живое? это железное? это может двигаться? это знак? и т.д. Воспитатель отвечал только «да» или «нет», пока дети не угадывали, какое слово загадал педагог.

    Игра «Черное и белое» помогала выявлять  в объекте полярные  качества. Детям предлагалось рассмотреть предметную картинку, затем    предъявлялась карточка с изображением белого домика, который символизировал положительные характеристики исследуемого объекта, а карточка с изображением черного домика предусматривала перечисление его отрицательных свойств.  Например, предметная картинка «легковой автомобиль». Увидев карточку «Белый домик»,  дети предлагали следующие определения: помогает быстро добраться до места назначения, красивый, надежный, можно спать во время поездки, а  карточка «Черный домик» вызвала следующие ассоциации: загрязняет окружающую среду, шумный,  пахнет бензином, может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

     Игра «Изобретатели», основанная на методе фокальных объектов, наиболее эффективна была на этапе закрепления полученных знаний и способствовала повышению уровня заинтересованности  в изучении правил дорожного движения. Дошкольники с удовольствием «примеривали» свойства и характеристики ни чем с ним не связанных объектов к предложенному предмету или явлению.  Сочетания свойств оказывались иногда очень неожиданными, но именно это и вызывало живейший интерес, что особенно актуально при формировании навыков безопасного поведения на дороге.

    Так, были  изобретены фантастические  автомобили, к которым подобраны необычные  названия, (танколет, велокатер, самопрыг), придуманы самые фантастические характеристики для новых транспортных  средств (умеет перепрыгивать через забор, взбираться по отвесной стене, самостоятельно соблюдать правила дорожного движения).  

     Взаимодействие педагога и воспитанников осуществлялось на основе равноправия и умения взрослого проявлять искреннюю заинтересованность в решении проблем.  Работа с детьми предполагала соблюдение  определенных принципов:

    - ответы детей выслушивались очень  внимательно;

    - отрицательные оценки и критика в адрес ребенка отсутствовали;  

    - привычные оценочные слова заменялись  синонимами, например, использовалось не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение»;

    - оказывалась эмоциональная поддержка ребенка, когда он хотел возразить взрослому, поощрялось стремление доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения;

    Таким образом,  не только привлекалось внимание детей к проблемам безопасности на дорогах, но и развивалось  желание реализовывать свои творческие потребности.

    В процессе деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществлялась планомерная, систематическая работа с родителями.

    При планировании работы с родителями использовались различные формы взаимодействия: мониторинговые срезы, совместные праздники и досуги, консультации, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, деловые игры.

    Были разработаны методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки для родителей по формированию навыков безопасного поведения дорогах у детей дошкольного возраста,  содержащие советы по организации детского экспериментирования и  использования ТРИЗ - технологий в домашних условиях (Приложение №4).

    В качестве наиболее эффективной формы повышения компетентности родителей выступают детско-родительские тренинги («Дорожная азбука», «На улицах   нашего  поселка», «Гуляем безопасно») и акции («Взрослые, мы обращаемся к вам!»,  «День  без  автомобиля», «Зебра – дорога жизни»).  Именно во время таких мероприятий приобретаются элементарные навыки безопасного поведения на дороге, и повышается культура  участников дорожного движения.

     За время работы был создан каталог методических материалов, который включает в себя сценарии НОД (Приложение  № 5), совместные с родителями  развлечения, викторины для детей дошкольного возраста,  разнообразные виды игр, описания опытов, ситуаций, обучающие и итоговые презентации.

             Раздел III

    Результативность

    Критерием результативности опыта являются данные диагностики выявления уровня развития у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, разработанной Т.И.Даниловой , представляющие собой графическую запись (диагностические карты).  В диагностическом обследовании приняли участие 27 воспитанников – респондентов. По итогам мониторинга были выделены 3 уровня развития обследуемых навыков: низкий, средний и высокий.

     На начало обследования в 2014 году низкий уровень сформированности навыков безопасного поведения на дороге был выявлен у 13 детей (49%), которые не проявляли интерес к образовательной деятельности по изучению Правил дорожного движения, у них отмечался речевой негативизм, отказ от выполнения заданий. Представления об окружающей дорожно-транспортной обстановке не сформированы.                                                                                            

    У  8 дошкольников (26%)  был определен средний уровень развития навыков безопасного поведения на дороге.  Эта  группа дошкольников проявляла интерес к изучению Правил дорожного движения на протяжении всей образовательной деятельности.  Представления об окружающей  дорожно-транспортной среде сформированы частично. Однако, воспитанники часто ошибались, называя понятийные категории.  Высокий уровень был отмечен всего у 6 воспитанников (25%).  Эта категория воспитанников проявляла интерес к изучению Правил дорожного движения на протяжении всей образовательной деятельности.  Дети  хорошо ориентировались в окружающей дорожной  обстановке, успешно применяя имеющиеся знания в практической деятельности.

    В ходе работы по формированию навыков безопасного поведения посредством комплексного использования методов  исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии у дошкольников с 2015 года по 2017 год выявилась позитивная динамика,  о чём свидетельствует сравнительная характеристика результатов мониторинга, представленная в таблице:

    2014–2015 гг.

    2015–2016гг.

    2016 – 2017 гг.

    высокий уровень -25 %

    средний уровень -26 %

    низкий уровень - 49 %

    высокий уровень - 47%

    средний уровень -18%

    низкий уровень -35 %

    высокий уровень -65 %

    средний уровень -11 %

    низкий уровень -24%

    Данные, полученные в ходе диагностического обследования,  свидетельствуют  об эффективности представленной  системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге посредством комплексного использования методов  исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии у детей дошкольного возраста.  

    Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволили детям научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

    Вследствие проделанной работы у воспитанников сформированы представления о потенциальной опасности дороги и необходимости соблюдения правил поведения в дорожной обстановке.

    Опрос родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в образование, приобретают все новые умения.

    Таким образом, комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

    Библиографический список

    1. Авдеева Н.Н. Безопасность [Текст]: метод. пособие / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-пресс, 2010.- 130с.
    2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: метод. пособие / К.Ю. Белая. - М.: Центр педагогического образования, 2014. -140с.
    3. Бутырина Н. М. , Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.М. Бутырина. - М.: Просвещение, 2011. - 250с.
    4. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице [Текст]: метод. пособие / Л.А Вдовиченко. - СПБ.: Детство-пресс, 2010. – 96с.
    5. Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Венгер., В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2010. -1083с.
    6. Вераксы Н.Е.,  Комарова  Т.С.,  Васильева  М.А.основная  образовательная  программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Текст]: учеб. пособие /МОЗАИКА_СИНТЕЗ, Москва,2016.-366с.
    7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Воронеж, 2013г - 470с.
    8. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: пособие для педаг. дошк. учр.: 3-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 180с.
    9. ДаниловаТ.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения [Текст]: методич. пособие - СПб.: Детство - Пресс, 2010.- 208с.
    10.  Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма [Текст]: методич. пособие / Е.А.Козловская. - М.: Третий Рим, 2011. - 55 с.
    11.  Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации [Текст] / О.В. Черемашенцева. - Волгоград: Учитель, 2012.-75с.
    12.  Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. [Текст] - Волгоград: Корифей, 2010. – 120с.
    13.  Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. — 2012. — № 1. — с. 30—33.
    14.  Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие - СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 128с.
    15.  Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Хромцова. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 150с.

     

    Приложение

    1.  Приложение № 1 Диагностика

    1. Приложение № 2 Тематический  план образовательной  работы  по  формированию  навыков  безопасного  поведения на  дороге.

    1. Приложение № 3  Игры  по  системе  ТРИЗ «Закрепление у  детей  дошкольного  возраста  правил  дорожного  движения».

    1. Приложение №4   Консультации  для  родителей

    1. Приложение № 5  Конспект  НОД


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА "Азбука маленького пешехода"

                          Прогнозируемые результаты: ·      Образовательныеv    Приобретени...

    Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

    В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

    Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

    Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

    Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

    Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

    Презинтация Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей дошкольного возраста

    Презинтация "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей  дошкольного возраста"...

    Презентация "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей дошкольного возраста"

    Презентация  "Организация работы по формированию навыков безопасного поведения на прогулке у детей  дошкольного возраста"...